Ресоциализация и социальная адаптация осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы
Отбывание наказания в виде лишения свободы, как известно, связано с рядом негативных факторов, которые нередко затрудняют социальную адаптацию лиц, освобожденных из ИУ. Усвоение элементов криминальной субкультуры, ослабление семейных и родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов, неумение принимать конструктивные решения в различных жизненных ситуациях, настороженное отношение со стороны окружающих на свободе создают освободившимся осужденным значительные трудности, особенно, в течение первых месяцев свободной жизни.
В связи с этим, большинство ученых - пенитенциаристов и практических работников УИС высказывают идею создания системы социальной адаптации для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Такая система должна носить двусторонний характер, включающая в себя создание, с одной стороны, специальной структуры (службы) для подготовки к освобождению осужденных внутри ИУ, а также создание службы по приему осужденных за пределами ИУ. Только в этом случае можно говорить о позитивной социальной адаптации освободившихся, при которой обеими службами осуществляется необходимая социально-психологическая, педагогическая поддержка, помощь в трудовом и бытовом устройстве, а также социальная профилактика рецидивной преступности.
Деятельность службы внутри ИУ регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. Так, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ предусмотрена отдельная глава, регламентирующая вопросы оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания. За шесть месяцев до освобождения администрация ИУ проводит работу по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства, направляет в органы местного самоуправления уведомления о предстоящем освобождении осужденного. Сотрудниками, непосредственно в ИУ, проводится воспитательная и психологическая работа с осужденными, разъясняются права и обязанности лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Особое внимание уделяется и предусмотрены дополнительные социальные гарантии следующим категориям осужденных: осужденные, которые нуждаются по состоянию здоровья в постороннем уходе; осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие малолетних детей; несовершеннолетние осужденные; осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы; осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет.
Для всех освобожденных от уголовного наказания предусмотрен бесплатный проезд к месту жительства. Администрация ИУ снабжает освободившихся продуктами питания на время следования, выделяет одежду и обувь по сезону. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 800 от 25.12.2006г. освобождаемым может выдаваться единовременное денежное пособие в размере 720 рублей.
Необходимость решения вопросов социальной адаптации освобождающихся послужило толчком к созданию в ИУ групп социальной защиты осужденных, функционирование которых нормативно закреплено приказом Минюста России № 262 от 30.12.2005г. «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» и приказом № 2 от 13.01.2006г. «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». Кроме этого, по инициативе ФСИН совместно с Минюстом и МВД для рассмотрения в Государственную Думу внесен проект закона по проблемам социальной реабилитации осужденных.
Термин «ресоциализация» в широком его понимании обычно используют для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате «дефектов» социализации или смены социокультурного окружения.
Применительно к осужденным ресоциализация представляет собой «комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, утраченных как вследствие преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции от общества».
Фундамент ресоциализации закладывается с самого первого дня пребывания осужденного в исправительном учреждении. Поэтому содержание в местах лишения свободы должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению осужденных в общество в качестве законопослушных, общественно полезных граждан.
Особая сложность ресоциализации осужденных заключается в специфике самих пенитенциарных учреждений. По мнению С.А. Старостина, осуществление указанного процесса в местах лишения свободы «содержит в себе взаимнопротивополжные тенденции: с одной стороны, мы изолируем человека от общества, разрывая положительные социальные связи, изменяя сферу общения, окружающую социальную среду, с другой - ставим цель его исправления и последующего включения в общественные отношения».
К сожалению, процесс исполнения наказания до сих пор во многом строится на инструментальном подходе к работе с осужденными. Осужденный в лучшем случае рассматривается как объект воспитательного воздействия, а не как субъект, который должен быть включен в процесс решения проблем, определяющих его дальнейшую судьбу. Это подавляет их и без того скромные возможности по преодолению дезадаптированности в будущей жизни на свободе, снижает эффективность социальной работы с осужденными.
Представляется, что преодолеть данную ситуацию в какой-то мере позволит создание в исправительном учреждении специальной социально ориентированной среды, отвечающей требованиям подготовки осужденных к предстоящей самостоятельной жизни на свободе. Принципы, в соответствии с которыми создается данная среда, следующие: определение осужденного как активного субъекта процесса ресоциализации, включенного в него на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности; ориентация осужденного на саморазвитие в ходе социальной интеграции; учет его индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, коммуникативных способностей, наличия сохранившихся позитивных социальных связей; моделирование в процессе ресоциализации социального содержания будущей жизни осужденного вне исправительного учреждения.
Таким образом, к числу основных направлений деятельности социальной службы ИУ по ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, можно отнести следующие:
- развитие правомерных контактов с внешним миром в целях получения осужденными информации, необходимой для формирования адекватного представления о реальной действительности;
- внедрение и реализация специальных программ подготовки осужденных к освобождению;
- активизация общественного воздействия на осужденных со стороны общественных объединений, религиозных организаций, родственников, способных оказывать на них положительное влияние;
- более широкое применение индивидуального и группового социально-психологического консультирования в целях формирования у осужденных активной жизненной позиции, уважительного отношения к человеку, обществу, труду; нейтрализации дезадаптирующего влияния социальной среды, в которой находятся осужденные; преодоления антисоциальных установок; стимулирования правопослушного поведения; получения навыков позитивного коллективного взаимодействия;
- использование предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством основных средств исправления, в целях последующего включения осужденных в конструктивные общественные отношения.
Особенно негативно разрушительные последствия лишения свободы сказываются на уровне социального развития несовершеннолетних осужденных, поскольку именно в раннем возрасте идет активное усвоение грамматики социального поведения, формируются механизмы внутреннего контроля (идеалы, честь, совесть, достоинство, порядочность и т.п.), навыки разрешения различного рода проблем. Для адаптации несовершеннолетних осужденных и их социальной реабилитации необходимы совершенно особые методики психологической, правовой, социальной подготовки, которые проводились бы не только на территории колонии, но и вне ее.
С этой целью при ВК УФСИН России по Рязанской области в 2002 году образован реабилитационный центр подготовки к освобождению сирот и социальных сирот, которые длительное время не были на свободе и нуждаются в социальной и психологической подготовке к ней. Речь идет о жилом комплексе на 20-30 человек, оборудованном всем необходимым для проживания, с созданием условий для продолжения образования, занятий творчеством и спортом, а также с непременным участием в трудовой деятельности на базе швейного производства ВК, подсобном хозяйстве, работе на других объектах за территорией колонии.
Находясь в реабилитационном центре, девушки сталкиваются с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающая действительность, но, принимая непосредственное действенное участие в их решении, опираются на поддержку и социальный опыт наставников в лице воспитателей, психологов, социальных работников, мастеров сельхозучастка и производства, администрации колонии. Постепенное привыкание к новой социальной роли полноценной личности, ведущей правопослушный образ жизни и способной самостоятельно обеспечить себя материально, они избегают травмирующего воздействия неожиданности и неподготовленности к будущему погружению в реальность, которая не всегда к ним благосклонна. Таким образом, девушки во многом избегают соблазна «ухода от проблем» за счет возвращения в мир криминальной среды, алкоголя и наркотиков.
Подготовленная заранее программа социальной адаптации для каждой из воспитанниц, которая, в том числе, включает обеспечение связи с регионом, в котором она хочет проживать (в плане подготовки трудового места) позволяет девушкам чувствовать себя увереннее, ощущать опеку общества, настраиваться на правопослушный образ жизни, что и является основными целями создания реабилитационного центра.
Содержание многих ресоциализационных программ заключается в интенсивной реадаптации несовершеннолетних осужденных после их выхода из пенитенциарного учреждения. Так, специалистами отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних ГУ ВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Вологды» была разработана программа «Надежда». Основными задачами программы являются:
- информирование подростков о возможности получения дальнейшего образования, трудоустройства при выходе из пенитенциарного учреждения;
- восстановление, поддержка и развитие семейных связей подростков;
- оказание помощи родителям в воспитании подростков, развитие родительской компетенции;
- пропаганда здорового образа жизни и конструктивных семейных отношений;
- развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, решающими задачи социальной поддержки семьи и детей.
В большинстве ИУ активно проводится работа в рамках «Школы подготовки к освобождению», где сотрудники группы социальной защиты обеспечивают осужденных необходимой информацией относительно тех инстанций, где им могут посодействовать в решении проблем после освобождения, формируют навыки социально активного поведения. Данные занятия проводятся с привлечением специалистов различных ведомств, заинтересованных в благоприятной социальной адаптации освобождающихся. Одним из важнейших блоков занятий в «Школе подготовки к освобождению» является информация о трудоустройстве после освобождения. На данном этапе важно сформировать у осужденных мотивацию к трудоустройству, обеспечить их необходимой информацией, научить применять полученные знания на практике. Большое значение в этой связи имеет профориентационная работа.
В рамках «Школы подготовки к освобождению» группа социальной защиты осужденных активно взаимодействует с психологической службой ИУ. Совместно проводятся семинары-тренинги с осужденными на актуальные для освобождающихся осужденных темы. Психолог со своей стороны для успешного разрешения возникающих перед освобождением социальных проблем создает благоприятные психологические условия (разрешение психологических проблем, актуализация позитивных личностных качеств, оптимизация системы отношений и др.).
Во многих регионах в рамках ресоциализации и социальной адаптации освобождающихся из мест лишения свободы, имеется положительный опыт взаимодействия исправительных учреждений с государственными учреждениями, общественными и религиозными организациями. Так, при Управлении социальной защиты населения Орловской области созданы две специализированные структуры, оказывающие помощь в социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы – социальная гостиница и Ивановский специализированный дом-интернат для престарелых и инвалидов. Кроме того при поддержке администрации Орловской области созданы Центры социально-трудовой реабилитации «Надежда есть» (для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью), «Эра милосердия» (для женщин, утративших социально-полезные связи). В рамках такого сотрудничества гражданам, освободившимся из мест лишения свободы предоставляется временное жилье и трудоустройство, психологическая поддержка и медицинская помощь.
В ходе взаимодействия ИУ с социальными учреждениями и общественными организациями по ресоциализации и социальной адаптации осужденных особую актуальность приобретает социальное посредничество, т.е. содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи.
Специалист по социальной работе ИУ в качестве посредника в обязательном порядке выявляет соответствие требований освобождающегося осужденного профилю деятельности тех ведомств, которые могут оказать ему профессиональную, компетентную помощь. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, входит в число обязанностей специалиста по социальной работе. Это позволяет ему быстро реагировать на проблемы, оценивать их и давать осужденному четкие разъяснения о том, кто и как ему может помочь.
Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда специалист по социальной работе не может предложить пути и средства решения проблемы осужденного самостоятельно в своем учреждении. Тогда он взаимодействует с соответствующими государственными ведомствами, которые могут способствовать решению проблемы осужденного. Организационно в посреднической деятельности специалиста по социальной работе по подготовке осужденного к освобождению можно выделить четыре этапа:
1. Определение проблемы освобождающегося осужденного, оценка возможностей ее решения.
2. Оценка и выбор государственного ведомства, способного наилучшим образом решить проблему освобождающегося осужденного.
3. Помощь осужденному в установлении контакта и содействия с соответствующими государственными ведомствами в решении его проблемы.
4. Проверка результативности контакта, продвижения в решении проблемы.
В практической деятельности группа социальной защиты осужденных взаимодействует со многими организациями и ведомствами для решения различных социальных проблем, возникающих у осужденных перед освобождением из ИУ.
Наиболее тесное взаимодействие при подготовке осужденных к освобождению осуществляется с паспортно-визовой службой, Пенсионным фондом и Управлением социальной защиты.
Взаимодействие с паспортно-визовой службой связано с оформлением и обменом паспортов граждан РФ, консультированием осужденных по вопросам регистрации после освобождения. Данные консультации ведутся в ходе бесед с осужденными, проводимыми в учреждении сотрудниками ПВС.
С Управлением пенсионного фонда сотрудничество организуется в направлении оформления пенсий осужденных, а также консультирования по вопросам назначения и перерасчета пенсий, изменений в действующем законодательстве, определяющих пенсионные и социальные выплаты.
Решение вопросов назначения социальных выплат происходит при сотрудничестве с Управлением социальной защиты населения.
С центрами занятости решаются вопросы трудоустройства и консультирования по вопросам рынка труда (во многих регионах действует совместное соглашение о консультировании и квотировании рабочих мест для освобождающихся из мест лишения свободы).
Наряду с этим осуществляется сотрудничество с органами местного самоуправления по избранному месту жительства осужденных для решения проблем, связанных с жильем и трудоустройством.
В Республике Карелии действует социальная программа «Адресная социальная помощь освобождающимся из мест лишения свободы», в рамках которой предусмотрены мероприятия по подготовке осужденных к освобождению и их дальнейшей ресоциализации. В рамках «Региональной целевой программы профилактики правонарушений на 2006-2010 гг.» утвержден «План совместных мероприятий Управления ФСИН России по Республике Карелии и Управления ФГСЗН по Республике Карелии по социальной реабилитации граждан, подлежащих освобождению из исправительных учреждений ФСИН России на 2006-2007 гг.». В соответствии с данным документом были заключены договоры исправительных учреждений республики с центрами занятости Петрозаводска, Медвежьегорска и Сегежа. В соответствии с планом совместных мероприятий, сотрудники Петрозаводского, Медвежъегорского и Сегежского центров занятости организуют и проводят групповые консультации с осужденными исправительных учреждений, где им разъясняются положения законодательства о занятости населения в РФ, способы поиска работы. Проводимая работа предоставляет осужденным возможность получить минимум правовых знаний, необходимых для трудового и бытового устройства после освобождения. Также службами занятости для распространения в исправительных учреждениях ежемесячно предоставляется информационный бюллетень «Трудовой вестник Карелии».
Для оказания помощи осужденным в решении вопросов ресоциализации и социальной адаптации разрабатываются памятки для освобождающихся, в которых разъясняются права на трудоустройство, рекомендации по решению других проблем.
Для решения проблем освобождающихся осужденных, не имеющих постоянного места жительства и утративших социально полезные связи, в ИУ проводится работа по оказанию им помощи в бытовом и трудовом устройстве. Для этого за шесть месяцев до освобождения осужденными заполняется заявление о том, нуждаются ли они в трудовом и бытовом устройстве, выявляются лица, которым необходима данная помощь. Затем в областные центры реабилитации направляются письма с ходатайством об оказании помощи осужденному в устройстве в выбранном осужденным центре. В письме указываются конец срока осужденного, наличие паспорта, профессии, обстоятельства получения статуса БОМЖа.
Центры социальной реабилитации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, могут создаваться при Управлениях внутренних дел, где освободившиеся осужденные, в частности, получают бесплатную регистрацию. В различных регионах открываются Центры социально-трудовой реабилитации для лиц, не имевших до осуждения определенного места жительства и постоянной работы. В целях ускорения процедуры приема освободившихся из ИУ в эти центры, а также во избежание повторного медицинского освидетельствования при приеме, осужденным выдается медицинская справка на предмет отсутствия заболеваний, являющихся противопоказанными для приема, и направление.
Важное место в социальной адаптации осужденных занимает взаимодействие ИУ с религиозными организациями. По договоренности с епархиальным управлением Русской православной церкви осужденные (из числа верующих и по их желанию) после освобождения из исправительных учреждений могут направляться в монастыри. В частности при участии РПЦ на территории Прионежского района Республики Карелия создается Центр адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
В настоящее время и в других субъектах Российской Федерации приняты специальные нормативные акты по социальной адаптации освободившихся из мест лишения свободы. А в Ивановской области и Санкт-Петербурге уже открыты общежития для граждан, освободившихся из ИУ. Однако Федеральная служба исполнения наказаний намерена сделать такие исключения правилом. Для этого разработана новая программа по строительству реабилитационных центров для бывших осужденных. Первый такой Центр для освободившихся осужденных женщин и несовершеннолетних планируется открыть в ближайшее время в Москве при поддержке межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным. Центр рассчитан на 500 человек, средний срок пребывания в нем будет составлять два месяца. С бывшими осужденными женщинами и девочками-подростками будут работать психологи, их обучат компьютерной грамотности. На компьютерах будет установлена база данных по трудоустройству, где бывшие осужденные смогут сами подыскивать себе работу.
Полагаем, что комплексная помощь лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, будет наиболее эффективной и продуктивной при условии укрепления и расширения межведомственных связей, более тесного сотрудничества Федеральной службы исполнения наказаний с органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения, службами занятости, миграционной службы, благотворительными и религиозными организациями. Только тогда проводимые мероприятия позволят создать реальные условия для успешной ресоциализации и социальной адаптации осужденных в обществе, развития и саморазвития их социального потенциала, становления у них независимого социального статуса, перехода от социального выживания к оказанию помощи себе и другим.
Вопросы для закрепления знаний и самоконтроля
1. В чем суть социальной диагностики в УИС? Назовите ее основные направления и формы.
2. Какие формы социальной терапии наиболее часто используются в пенитенциарных учреждениях?
3. Раскройте суть и содержание социальной терапии в УИС.
4. В чем заключается специфика в осуществлении посреднической деятельности социального работника в УИС?
5. Сформулируйте определение консультирования. Какова специфика этого вида деятельности специалиста по социальной работе с осужденными?
6. В чем заключаются особенности формулирования запроса на консультационную деятельность?
7. Назовите и охарактеризуйте основные этические принципы консультационной деятельности в социальной работе с осужденными.
8. Перечислите этапы консультирования в социальной работе с осужденными.
9. Каковы задачи первой встречи в рамках консультационного процесса? Опишите каждую из них.
10. Охарактеризуйте функции и содержание завершающего этапа консультирования в социальной работе.
11. Назовите признаки, характеризующие общественную природу субъектов социальной работы.
12. Какие задачи решают благотворительные, общественные и религиозные организации (объединения) в процессе оказания социальной помощи исправительным учреждениям?
13. Перечислите основные направления деятельности общественных формирований в ИУ как субъектов социальной работы.
Литература к главе 4:
4 Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1995
5 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. – М., 1994
6 Алферов Ю.А., Петков В.П., Соловьев В.П. Социальная адаптация освобождаемых из мест лишения свободы: Учебное пособие. – Домодедово, 1992.
7 Ананьев О.Г. Об опыте содержания и организации работы реабилитационного центра в Рязанской воспитательной колонии. Социальная работа в УИС: концепции и перспективы развития: Мат. междунар. науч-прак. конф. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. С. 56-57.
8 Глэддинг С. Психологическое консультирование. - СПб.: Питер, 2002
9 Данилов А.Работа – особо нуждающимся. – http://muc.renet.ru/jornal/number20/Danilov.htm (15.11.2001)
10 Дебольский В.Г., Казанцев В.Н. Контент-анализ жалоб и обращений осужденных в ИТУ. – Рязань, 1988.
11 Карпышева Н.Г. Социальная реадаптация несовершеннолетних, совершивших правонарушения после выхода из закрытого учреждения // Социальная работа в свете новых Европейских пенитенциарных правил: теория и практика: Тезисы межд. науч.-прак. конф. (Вологда, 23-24 апреля 2007г.). Вологда, 2007. С. 284-288.
12 Комментарий к УИК РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Под общей ред. П.Г. Мищенкова. – М.: Экспертное бюро, 1997.
13 Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных: Учебное пособие. – Рязань, 2002. С. 210.
14 Социальная работа. Рос. энцикл. Словарь. Под общ. ред. В.Ю. Жукова. М., 1997. С.222-223.
15 Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М., 1998. С.290-291.
16 Старостин С.А. Ресоциализация как одно из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: Тезисы межд. науч.-прак. конф. (Вологда, 14-15 декабря 2006г.): В 2 ч. Вологда, 2006. Ч. 1. С. 58-65.
17 Сусева Е.В. Взаимодействие субъектов системы профилактики правонарушений в организации социальной адаптации граждан, освобождающихся из мест лишения свободы // Социальная работа в свете новых Европейских пенитенциарных правил: теория и практика: Тезисы межд. науч.-прак. конф. (Вологда, 23-24 апреля 2007г.). Вологда, 2007. С. 305-309.
18 Тихонов А.А. Освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы: Учебное пособие. – М.: Юридический Институт МВД РФ., 1994. – 51 с.
19 Тюрьма без насилия: гуманизация условий отбывания наказаний и социальная реабилитация бывших осужденных (положительный опыт работы ГУИН Минюста России по Нижегородской области). Сб. мат. – М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. – 56 с.
20 Федосеева Ж. Некоторые аспекты социальной реабилитации осужденных // Ведомости УИС. – 2004. - № 1. – С. 13 – 15.
Глава 5. Особенности социальной работы
с различными категориями осужденных