Методы социальной работы с осужденными
Характеристика методов социальной работы, вообще, а социальной работы с осужденными, в частности, представляет собой весьма сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики нового для пенитенциарной системы направления профессиональной деятельности.
В настоящее время существуют различные классификации методов социальной работы. Анализ научных источников и практика деятельности исправительных учреждений позволяет нам выделить и рассмотреть следующие основные методы деятельности социальных служб исправительных учреждений России: социальную диагностику, социальную терапию, социальное страхование.
Социальная диагностика применительно к УИС – это анализ состояния социальных объектов (осужденных, их групп и общностей, исправительного учреждения в целом) и процессов, происходящих в их среде с целью выявления проблем функционирования. Суть диагностики в социальной работе в пенитенциарной системе – получение достоверной информации об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях, взаимовлияниях и многообразии.
Социальная диагностика включает в себя совокупность различных приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать и мобилизовать личностные ресурсы клиента в процессе его ресоциализации, возможности ближайшего социального окружения (семьи, родственников, друзей, родителей) участвовать в исправлении клиента, самоорганизации в различных сферах жизнедеятельности (производственной, учебной, общественной, досуговой и т.д.). Таким образом, социальная диагностика изучает жизнедеятельность клиента (осужденного) в повседневной жизни ИУ и выявляет изменения в ней в период всего срока отбывания наказания.
Сотрудник социальной службы ИУ выявляет причины возникновения трудной жизненной ситуации клиента (осужденного), которому необходима помощь. В ходе проведения социальной диагностики выявляются объективные и субъективные факторы возникновения трудной жизненной ситуации – осуждения и связанных с этим последствий – утратой личностью независимости в реализации своих потребностей.
К объективным факторам относятся: неблагоприятные экономические условия проживания до осуждения; смерть близких родственников или их полное отсутствие; низкий уровень материальной обеспеченности семьи, отсутствие постоянного места работы и жительства и пр.
Субъективные факторы: сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов; иждивенческая позиция; безответственность; асоциальные нормы и ценности, которыми руководствуется клиент; конфликтные отношения с социальным окружением и родственниками; нежелание встать на путь исправления.
В ходе специальной диагностики сопоставляется соотношение объективных и субъективных факторов. Если второе преобладает, что чаще всего встречается в практике пенитенциарной социальной работы, то процесс разрешения трудной жизненной ситуации будет весьма длительным и сложным.
Исходя из факторов, можно прогнозировать варианты поведения клиентов. В научных источниках и практике социальной работы выделяют конструктивные и неконструктивные варианты стратегии поведения. Конструктивный способ являет собой достижение цели за счет собственных усилий, обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (сотрудникам ИУ, представителям общественных, благотворительных, правозащитных организаций, осужденным положительной направленности). Данный способ решения проблемы предполагает изменение своего отношения к возникшей ситуации – самому факту осуждения (снятие состояния неразрешимости, трагедии; формирование позитивного отношения к жизни, перспективам).
Неконструктивные стратегии поведения – различные способы защиты – объяснение своей трудной ситуации виной других людей, обстоятельств, невезения и пр.; импульсивное поведение, эмоциональные срывы; нежелание идти на контакт с сотрудниками ИУ и специалистами социальной службы. Как показывает практика, неконструктивный вариант поведения осужденных весьма распространен в российских исправительных учреждениях.
Задача социального работника – помочь клиенту в выработке конструктивного решения проблемы с привлечением других специалистов, учреждений и организаций.
Необходимо учитывать, что, проводя социальную диагностику, специалист социальной службы ИУ является не экспертом, который «всегда прав», а партнером, изучающим вместе с клиентом причины трудной жизненной ситуации. Информация, полученная в ходе социальной диагностики служит изменению первоначального состояния клиента, содействует процессу его социальной реабилитации.
В практике пенитенциарной работы используется несколько форм социальной диагностики: сбор первичной информации, ознакомление с документами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.
На начальном этапе диагностики (в карантине) изучается личное дело осужденного, анализируется информация о его поведении, установках, планах от сотрудников различных отрядов и служб ИУ, других осужденных, при возможности – от родственников отбывающего наказание. При необходимости отдельные позиции уточняются в ходе общения с самим клиентом.
Распространенной и хорошо зарекомендовавшей себя на практике формой социальной диагностики является диагностическая беседа. Она позволяет получить достоверную информацию, при необходимости – откорректировать ее, уточнить отдельные предположения. Необходимым условием для успешной реализации рассматриваемой формы диагностики является наличие у специалиста социальной службы умений располагать к себе осужденных независимо от возраста, социального статуса, характера совершенного преступления, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.
Особой формой проведения диагностики является наблюдение. Оно позволяет получить значительную информацию об осужденном, его психологических особенностях, состоянии здоровья, его отношении к окружающим, конкретной ситуации и пр. Результаты наблюдений фиксируются в карте ресоциализации осужденного.
С наблюдением тесно связаны и такие формы диагностики, как интервью, анкетирование, тестирование. Интервью бывает двух типов: свободное и формализованное. В первом случае сотрудник социальной службы не оказывает большого влияния на направленность беседы, а лишь иногда задает респонденту наводящие вопросы. Во втором случае респондент не выходит за рамки «строгого» ответа на вопросы интервьюера.
Анкетирование предназначено для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц, например у представителей различных отделов и служб ИУ. Необходимо соблюдение следующих требований: вопросы анкеты должны быть короткими и понятными, расположенными в логическом порядке и пр.
Диагностический тест нацелен на получение более углубленной информации с помощью вопросов, проективных рисунков, геометрических фигур и других материалов. В практике ИУ специалистами социальных служб во взаимодействии с психологами используются тесты, определяющие уровень тревожности осужденных, склонности к суициду, стрессоустойчивости.
Корреляция как форма социальной диагностики выявляет взаимную связь, взаимовлияние проявлений, факторов, индивидуальных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Она позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между событиями в ИУ, особенностями поведения осужденных. Как показывает практика, без корреляционного анализа бывает затруднительно определить, какова причина и следствие того или иного негативного явления, поведения, конфликтной ситуации в ИУ.
Важным и эффективным методом социальной работы с осужденными является социальная терапия.
Исходя из определений приведенных в различных источниках, социальную терапию в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания можно определить как систему целенаправленного воздействия государственных, общественных, религиозных организаций и структур на состояние, поведение, психику осужденных (групп осужденных) с целью их социального и психологического оздоровления, устранения тех устойчивых нарушений в социальном функционировании, которые и привели их к совершению преступления.
Социальная терапия в УИС выполняет следующие основные функции:
а) лечебную (оказание помощи осужденным в решении проблем со здоровьем совместно с сотрудниками медицинской службы и работниками учреждений здравоохранения по месту дислокации исправительного учреждения и за его пределами);
б) социального развития (включение осужденных в активную групповую и общественную деятельность, организация процесса совместного развития, положительно влияющего на социальное здоровье клиента);
в) отстаивания интересов, т.е. разъяснение социальных нужд и потребностей лиц, отбывающих уголовные наказания обществу, представителям различных организаций и учреждений. Таким образом, социальная терапия в УИС может рассматриваться как метод лечения; как метод влияния, связанный с обучением (общим и профессиональным) осужденных; как инструмент социального контроля государственных и общественных структур за деятельностью органов и учреждений УИС; как средство коммуникации между пенитенциарными учреждениями и «внешним миром».
Исходя из функций, выделим задачи социальной терапии в УИС. К ним относятся: исправление, корректировка поведения осужденного; предупреждение различного рода дисфункций, которые возникают в процессе отбывания наказания; самоутверждение личности осужденного.
Как правило, социальная терапия в пенитенциарных учреждениях осуществляется в двух основных формах: индивидуальной и групповой.
Индивидуальная терапия применяется в работе с клиентами, разрешение социальных проблем которых требует конфиденциальности (физическое притеснение, семейные неурядицы, трудноизлечимые и неизлечимые заболевания и пр.), а также с теми, кто не желает участвовать в групповой терапии.
Групповая терапия – форма воздействия, направленная на помощь клиентам в преодолении их эмоциональных нарушений или социального неблагополучия, в составе групп под руководством специалиста по социальной работе и (или) психолога. Состав группы 6-8 человек. Могут выделяться группы: учебные (получение образования (общего и профессионального), в том числе и дистанционным методом, высказывание различных мнений, обсуждение личностных проблем и пр.); совместной деятельности (занятия спортом; участие в работе самодеятельных организаций исправительного учреждения; художественное творчество).
Применяется в социальной терапии в УИС и психотерапевтическая форма воздействия, а именно: релаксация; конструктивный спор, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, анонимное обсуждение истории болезни и прочее.
Остановимся кратко на видах социальной терапии, наиболее распространенных в социальной работе с осужденными.
Трудовая терапия – позволяет организовать совместную деятельность лиц, отбывающих наказание, снять состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания, тревожность, связанные с изоляцией от общества, родных и близких людей. Основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека.
Терапия самовоспитания включает самооценку, самоизучение, переоценку собственной личности; самоанализ, переоценку прошлой жизни и поведения; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Проводится под руководством и с участием специалиста по социальной работе и психолога, привлекаются к этой работе и начальники отрядов и члены совета воспитателей отрядов.
Психодрама – один из видов групповой терапии в ИУ. В этом виде социальной терапии клиент демонстрирует себя в различных ролях, изображая свое поведение в разного рода стрессовых ситуациях социального плана, или играет роли своих антиподов. Такой вид социальной терапии дает возможность осужденному влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, увереннее владеть собой в различных ситуациях. Используется на протяжении всего периода отбывания наказания, особенно эффективен на этапе подготовки к освобождению.
Исповедь – вид социальной терапии, используемой с целью устранения психических стрессов, трудностей во взаимоотношениях с социальной средой. Предполагает общение специалиста по социальной работе и клиента один на один. Этот вид, используемый в абсолютном большинстве мировых религий, доказал свою эффективность и продуктивность. Требует высокой профессиональной подготовленности специалиста по социальной работе.
Социальная коррекция – деятельность сотрудника социальной службы ИУ по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального характера у осужденных, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. Выделяется несколько приемов социальной коррекции в социальной работе с осужденными.
а) Восстановление. Этот прием предполагает воссоздание тех качеств клиента, которые преобладали до появления отклонений. Среди этих качеств применительно к осужденным можно перечислить следующие: отца, сына, мужа, производственника, творческой личности и др.
б) Компенсирование. Сущность рассматриваемого приема заключается в усилении тех качеств или той деятельности клиента, которые могут заменить утраченное в связи с отбыванием срока наказания. Например, в результате осуждения клиент не сможет вернуться на прежнее место работы, а в месте отбывания наказания приобрел новую специальность, востребованную на свободе.
в) Стимулирование – направлено на актививизацию положительных качеств личности, деятельности клиента, формирование у него общепринятых ценностных ориентаций, установок, создание положительного эмоционального фона. Уголовно-исполнительное законодательство представляет широкий спектр стимулирования осужденных: перевод на улучшенные условия содержания, предоставление свиданий, отпусков, условно-досрочное освобождение и пр.
Учитывая специфику социальной работы в УИС, целесообразно рассмотреть еще один вид социальной терапии – посредничество.
Сотрудники социальной службы исправительных учреждений в ходе своей профессиональной деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными учреждениями и организациями, которые способствуют оказанию помощи и поддержке лицам, отбывающим уголовные наказания. Посредническая деятельность осуществляется в тех случаях, когда субъект социальной работы не может разрешить проблему клиента самостоятельно или в своем исправительном учреждении. В этом случае специалист по социальной работе оказывает содействие клиенту в получении им помощи (услуги) в учреждениях или организациях, которые могут разрешить проблему.
Таким образом, сотрудник социальной службы ИУ при осуществлении посреднической деятельности выполняет функции «челнока», осуществляя связь осужденного с внешним миром. Особенно актуальной является эта деятельность для социальных служб учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, а также находящихся в значительном удалении от экономических и культурных центров. Основные направления посреднической деятельности социальных служб в ИУ: оказание помощи осужденным «узкими» специалистами (врачами, юристами, психотерапевтами и др.); оформление (восстановление) документов (паспортов, трудовых книжек, свидетельств и т.п.); восстановление и развитие социально полезных связей (с семьей, родственниками, производственным коллективом); получение образования и специальности (в том числе и методом дистанционного обучения).
Организационно в посреднической деятельности специалиста по социальной работе можно выделить три этапа:
I. Определение проблемы клиента, оценка возможности ее решения непосредственно в ИУ;
II. Выбор учреждения (организации, специалиста), способного наиболее эффективно разрешить проблему;
III. Оказание помощи клиенту в установлении контакта, а также (по возможности) организация встречи осужденного с представителем организации (учреждения).
В системе методов пенитенциарной социальной работы важное место занимает социальное страхование. Необходимость страхования социальных рисков обусловлена обязательным обеспечением социальной защиты граждан, в том числе и осужденных. Обязательное государственное социальное страхование осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду формирует, кроме прочего, и побудительные мотивы к производственной деятельности в период отбывания наказания.
Необходимо отметить, что государственными пособиями по обязательному страхованию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации обеспечивается только осужденные к лишению свободы, занятые на производстве ИУ. Упомянутым документом установлено, что для осужденных установлены следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности (исключение составляют несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания); осужденным женщинам – по беременности и родам; единовременное пособие осужденным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель); единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении).
Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанной с утратой трудоспособности. Размер рассматриваемого пособия составляет от 60 до 100 процентов заработка осужденного, при этом за полный календарный месяц не может превышать сумму, равную 85-кратному МРОТ.
Правительством России установлено семь положений, при которых пособие по временной нетрудоспособности не выдается.
Следует отметить, что названным Постановлением существенно усилена социальная защита осужденных женщин, беременных и имеющих детей. Пособие и отпуск по беременности и родам осужденным женщинам назначается в тех же размерах и сроках, установленных для этой категории граждан. Установлено, что пособие по беременности и родам не выдается только за время принудительного лечения по определению суда. Единовременное пособие при рождении ребенка у осужденной женщины начисляется в том же порядке, что и для женщин на свободе.
Таким образом, можно констатировать, что обязательное государственное страхование, хотя касается не всех категорий осужденных, в нашем государстве существует. Очевидно, назрела необходимость обязательного государственного страхования и осужденных, которых в силу объективных обстоятельств невозможно трудоустроить на производство ИУ, которые заняты в общественно-полезном труде.
Подводя итог изложенного, можно сделать вывод о том, что методы социальной работы с осужденными, базируясь на общих социальных методах, имеют свою специфику, находятся в стадии наработки и развития, что предполагает творчеству и инициативу сотрудников социальных служб ИУ в их практической реализации.