Правовые и организационные основы социальной работы с осужденными
Социальная работа в пенитенциарных упреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных. Для осуществления именно этого вида деятельности созданы отделы социально-психологической работы и группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Сотрудники названных подразделений исправительных учреждений, решая определенные им нормативными актами задачи, в первую очередь руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации. Она провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст.7 Конституции в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственно-правовые основы социальной работы наряду с Конституцией Российской Федерации конкретизируются в федеральных законах, законах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях министерств и ведомств, правовых актах органов местного самоуправления. Так, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. Данный Закон дает основные понятия, определяющие сущность социального обслуживания. Она определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме этого, Федеральный закон закрепляет полномочия Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания; системы социальных служб; организацию социального обслуживания; ресурсное обеспечение социального обслуживания и другие положения. Отдельные из положений имеют прямое отношение и к организации социальной работы с осужденными в период отбывания наказания, так и после их освобождения.
Общеобязательное значение для организации и проведения социальной работы с осужденными и некоторые положения Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи», такие как: цели оказания социальной помощи; источники; порядок; размер и виды оказания государственной социальной помощи и другие. Особое место среди других законодательных актов занимает Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (1993 г.), потому что в нем определены задачи уголовно-исполнительной системы России, которые имеют непосредственное отношение к социальной работе в данной сфере, то есть «обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечения охраны здоровья осужденных». [[44]]
Более детально вопросы социальной работы с осужденными отражены в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Он, наряду с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, устанавливает охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным социальной помощи в адаптации.
Так в части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в УИК этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе.
В УИК РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденных с внешним миром. Так в статье 89 говорится:
«1. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.
2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения; длительные свидания с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами».
Эта статья преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных, тем самым, устанавливая одно из направлений социальной работы с ними.
В соответствии со статьей 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Осуждённые также вправе получать денежные переводы и отправлять денежные переводы близким, родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения иным лицам».
Переписка осужденных также является важным средством сохранения, налаживания их социально-полезных связей с семьей, родственниками, друзьями, товарищами по учебе и работе. Возможность отправления денежных переводов осужденными позволяет оказывать семье и родственникам материальную помощь, а получение денежных переводов является важным подспорьем для получения осужденными дополнительного питания. Все выше рассмотренное также закрепляет правовые основы социальной работы с осужденными.
Важный аспект социальной работы - медико-санитарное обеспечение осужденных. В соответствии со статьей 101 УИК РФ, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья. Охрана здоровья осужденных является так же одним из аспектов социальной работы в уголовно-исполнительной системе, так как одной из задач, стоящих перед ней является вернуть в общество полноценного человека, и прежде всего здорового, способного нормально жить и трудиться после освобождения.
В Уголовно-исполнительном кодексе уделяется внимание профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы. Так, в статье 108 говорится о том, что в исправительных учреждениях организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осуждённых, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении во время отбывания наказания и после освобождения. Получение профессии в исправительном учреждении, по которой осужденный может работать не только в ИУ, но и на свободе, является важной составляющей подготовки осуждённых к освобождению. Ведь получение осужденным профессии позволит ему эффективнее адаптироваться к условиям жизни на свободе; найти работу и вести нормальный образ жизни. Поэтому получение профессии так важно для социальной работы с осужденными, а закрепление этого в УИК РФ указывает на косвенное отражение правовых норм социальной работы с осужденными в Уголовно-исполнительном законодательстве.
В Уголовно-исполнительном кодексе можно выделить и нормы, которые являются правовой основой такого важного направления социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению.
Освобождению от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, осуществляемая администрацией учреждений УИС, территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами местного самоуправления по предполагаемому месту проживания освобождаемого. Так как отбывание наказания в виде лишения свободы в большинстве случаев вызывает полный разрыв или существенное ослабление социально полезных связей осужденного с родными, близкими, трудовыми коллективами, законодатель предусмотрительно обязывает администрацию ИУ за шесть месяцев до истечения срока наказания уведомлять органы местного самоуправления по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, а также наличии или отсутствии у него жилой площади, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
В соответствии со статьей 181 осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства. В этой статье, как видно из ее содержания, также содержатся правовые аспекты социальной работы с осужденными. А в соответствии со статьей 182 УИК РФ осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утвержденно Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1314) также составляет правовую основу социальной работы с осужденными, так как одной из задач ФСИН Минюста России является организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.
В выше перечисленных Федеральных законах, в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний регулируются и некоторые организационные отношения в области социальной работы с осужденными. Однако конкретизацию и развитие организационная и правовая основы этой области деятельности получают в ведомственных нормативных документах.
Уголовно исполнительная система как система управления имеет свою структуру, которая представляет собой набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных органов и учреждений, входящих в нее. Организационную структуру можно сравнить с каркасом, несущей конструкцией, которая связывает воедино все части системы или подсистемы. Она выявляет и устанавливает взаимосвязи и иерархию взаимоотношений сотрудников внутри УИС. Приказ ГУИН МЮ РФ «Об утверждении типовых структур штатов подразделений УИС МЮ РФ» от 20 марта 2000 года №41 в соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года утвердил типовые структуры всех видов исправительных учреждений и следственных изоляторов, типовые перечни их подразделений и должностей начальствующего состава, рабочих и служащих ИУ и СИЗО за счет сметы УИС и примерную штатную численность должностей начальствующего состава, рабочих и служащих ИУ и СИЗО, содержащихся за счет сметы УИС. Впервые указанным нормативным актом образован отдел (группа) социально-психологической работы с осужденными как структурное подразделение ИУ. Он образован вместо отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными. Отделы (группы) социально-психологической работы с осужденными образованы только исправительных колониях и участках ИК для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Непосредственное руководство отделом осуществляет заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе. В состав этого отдела входят:
- начальник отдела (группы);
- старший специалист по социальной работе;
- старший психолог;
- психолог.
Кроме того, в структуре исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, СИЗО и тюрем образована группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, в которую входят старший инспектор и инспектор. Должность старшего инспектора (по бытовому и трудовому устройству) введена во всех колониях. Должность старших инспекторов и инспекторов (по учету трудового стажа осужденных) вводится в штаты колоний всех видов режима.
Таким образом, впервые в истории в структуре исправительных колоний создана профессиональная служба социальной работы с осужденными, отбывающими лишение свободы.
Функциональную структуру можно определить как совокупность и взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри УИС всех составляющих ее элементов, определяющих ее внутренне содержание.
С учетом изложенного, можно сделать вывод, что функциональную структуру указанных подразделений определяют возложенные на них выполняемые или основные задачи и функции по проведению социальной работы с осужденными.
Основные цели, задачи и функции группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных закреплены в Положении о ней.
Таким образом, Положение определяет назначение и содержание деятельности групп социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ИК, ЛИУУИС Минюста России, ее основные цели, задачи, функции. Кроме того, в нем содержатся обязанности и права сотрудников группы, а также перечень документации, которую ведет ее личный состав.
К правовым источникам социальной работы относятся и другие ведомственные нормативные акты. Например, Правила приема благотворительной, гуманитарной помощи (содействия) учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии УИС Минюста России, которым определяется, наряду с другими, порядок деятельности секции социальной помощи.
Источниками социальной работы с осужденными являются и локальные правовые акты начальников конкретных исправительных учреждений по вопросам социальной работы.
Таким образом, правовую основу социальной работы с осужденными составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- другие законодательные акты Российской Федерации;
- подзаконные акты;
- нормативные акты Минюста России, регулирующие вопросы социальной работы;
- нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний, ее главных управлений, управлений и отделов;
- локальные нормативные акты, принимаемые администрацией исправительных учреждений УИС по вопросам социальной работы.
В настоящее время профессиональная деятельность специалистов по социальной работе и других сотрудников ИУ осуществляется в соответствии с Положением о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительного учреждения. Вместе с тем идет поиск оптимальной модели службы, поэтому существуют и другие формы организации службы социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях. Например, в ИУ УИН Минюста Росси по Орловской области специалисты по социальной работе осуществляют свою деятельность не в составе указанных групп социальной защиты осужденных, а в структуре специально созданных центров психолого-педагогической и социальной работы с осужденными.
Положение определяет назначение и содержание деятельности группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказания Минюста Российской Федерации, ее основные цели, задачи и функции, обязанности и права сотрудников, а также перечень документации.
Группа социальной защиты осужденных является структурным подразделением исправительного учреждения, предназначенным для оказания содействия осужденным в разрешении их социальных проблем.
Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.
Социальная работа проводится со всеми осужденными, а также их группами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. В первую очередь социальная помощь оказывается таким категориям осужденных, как: инвалиды; престарелые; пенсионеры; лица, переведенные из воспитательных колоний; беременные женщины; женщины, имеющие при себе малолетних детей; лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; не имеющие определенного места жительства; утратившие родственные связи; страдающие алкогольной или наркотической зависимостью. Названные категории осужденных относятся к числу наиболее уязвимых, имеют сложный комплекс трудноразрешимых социальных проблем, поэтому для специалистов по социальной работе они являются приоритетными клиентами.
При осуществлении своей профессиональной деятельности сотрудники группы руководствуются законами и другими нормативными документами, подробно изложенными в начале данного параграфа.
Должности сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных замещаются лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, квалификацию специалиста по социальной работе, иное высшее профессиональное образование по специальностям «педагогика», «социальная педагогика», «психология», либо прошедшими переподготовку по специальности «социальная работа».
Непосредственное руководство группой осуществляет заместитель начальника исправительного учреждения по кадрам и воспитательной работе. В исправительных колониях для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, старший специалист по социальной работе входит вместе со старшим психологом и психологом в состав отдела социально-психологической работы с осужденными и непосредственно подчиняется начальнику отдела.
В целях более эффективного решения поставленных задач группа взаимодействует с другими отделами и структурными подразделениями исправительного учреждения. Внешнее взаимодействие осуществляется с родственниками осужденных, общественностью, территориальными службами занятости, социальной защиты населения, другими заинтересованными структурами.
Для осуществления социальной работы по уходу за инвалидами, тяжело больными, распределению гуманитарной материальной помощи и решения иных задач, определенных соответствующим положением старший специалист по социальной работе на добровольной основе может привлекать осужденных, являющихся членами секции социальной помощи.
Сотрудники группы для выполнения своих профессиональных обязанностей обеспечиваются служебными кабинетами, автоматизированным рабочим местом (персональным компьютером), оргтехникой, канцелярскими принадлежностями.
Основными целями группы являются обеспечение оптимальных условий для их ресоциализации в период отбывания наказания, создание предпосылок для продолжения их ресоциализации и социальной реабилитации после освобождения.
Исходя из поставленных целей к основным задачам группы относятся:
1. Выявление социальных проблем осужденных (социальная диагностика), особенно в адаптационный период отбывания наказания.
2. Осуществление их социальной защиты во всех сферах жизнедеятельности в основной период отбывания наказания, оказание им дифференцированной социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решении данных вопросов.
3. Подготовка осужденных к освобождению, восстановление и укрепление их социально полезных связей, содействие в бытовом и трудовом устройстве после освобождения.
4. Подготовка и оформление совместно с заинтересованными службами необходимых документов для назначения и выплаты пенсий, получения социальных пособий, предусмотренных законодательством осужденным.
5. Привлечение специалистов различных служб и учреждений социальной защиты населения (в частности, службы занятости, пенсионного обеспечения, медиков и юристов) к оказанию профессиональной помощи (в том числе и консультативной) осужденным.
6. Привлечение общественности и спонсоров к решению социальных проблем исправительных учреждений, оказанию материальной и духовной помощи осужденным как в период отбывания ими наказания, так и после освобождения (помощь в трудовом и бытовом устройстве).
Для реализации целей и задач сотрудники группы выполняют целый ряд функций. К основным из них относятся:
- осуществление общей социальной диагностики осужденных и выявление на ее основе лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите;
- комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи совместно с сотрудниками психологической службы и других служб исправительного учреждения и разработка индивидуальных программ по работе с ними;
- обеспечение нуждающимся лицам квалифицированной социальной помощи стимулирование осужденных на самостоятельное решениесвоихсоциальныхпроблем и проблем других людей, в соответствии с требованиями законов и норм морали;
- укрепление положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: с семьей, родственниками, близкими, общественными и. религиозными объединениями, иными лицами, могущими содействовать исправлению и ресоциализации правонарушителей;
- привлечение осужденных положительной направленности к деятельности по решению вопросов социальной направленности, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи;
- обеспечение защиты прав и законных интересов осужденных в социальной сфере, социальное сопровождение осужденных на всех этапах исполнения наказания, проведение работы по улучшению социально-бытовых и морально психологических условий отбывания наказания;
- постоянное осуществление деятельности по подготовке осужденных освобождению;
- оказание содействия в вопросах бытового и трудового устройства осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения.
Положение определяет права и обязанности сотрудников группы социальной защиты осужденных. В соответствии с ним для выполнения профессиональных функций старший специалист по социальной работе имеет право:
- запрашивать и получать от других служб исправительного учреждения (медчасти, производственной, воспитательной, службы безопасности и др.) необходимую для своей профессиональной деятельности информацию о личности осужденного, а также о группах и коллективах осужденных;
- принимать участие в работе распределительной комиссии по распределению осужденных по отрядам и бригадам;
- участвовать в принятии решений по вопросам представления осужденных, являющихся клиентами социальной работы, к условно-досрочному освобождению, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменению условий отбывания наказания, предоставления осужденным выездов за пределы учреждения по основаниям, предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством;
- принимать участие в работе попечительского совета исправительного учреждения, совета воспитателей, иных общественных формирований действующих в учреждении, оказывать методическую помощь совету коллектива колонии, самодеятельным организациям осужденных;
- вносить предложения по социальному обеспечению осужденных контролировать выполнение рекомендаций по социальным вопросам, соблюдений прав и законных интересов осужденных;
- осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие представителями органов государственной власти, организаций и объединений, также гражданами по вопросам социальной защиты и поддержки осужденных;
- вносить предложения руководству исправительного учреждения о применении к осужденным мер поощрения и взыскания.
К числу обязанностей старшего специалиста по социальной работе согласно Положению относятся:
- осуществление социальной диагностики, выявление социальных проблем конкретных осужденных, их групп, коллективов, определение причин и путей их разрешения;
- составление квартальных планов социальной работы группы и утверждение их у заместителя начальника исправительного учреждения по кадрам и воспитательной работе;
- своевременное информирование руководства исправительного учреждения о проблемах в сфере социального обеспечения осужденных;
- осуществление социально-правовой защиты осужденных во всех сферах их жизнедеятельности;
- оказание осужденным индивидуальной помощи, информирование и консультированиеих (как самостоятельно, так и с помощью приглашения юристов) по вопросам пенсионного, материального, иного социального обеспечения;
- организация и реализация комплекса социально-педагогических мероприятий по ресоциалнзации осужденных в период отбывания наказания;
- с первых дней пребывания осужденных в исправительном учреждении осуществление деятельности, направленной на их подготовку к освобождению, содействие приобретениюими образования, профессии и трудовых навыков;
- содействие восстановлению, поддержанию и укреплению социально полезных связей осужденных, формированию навыков поведения в семье и общения в ближайшем социальном окружении;
- осуществление руководство секцией социальной помощи осужденным;
- совместно со спецчастью учет пенсионеров и иных лиц, имеющих право на социальные пособия; оформление необходимых для этого документов и направление их в соответствующие государственные органы;
- оформление документов по индивидуальному пенсионному страхованию осужденных и содействие их реализации;
- принятие мер по получению паспортов, трудовых книжек и иных документов осужденных;
- восстанавление социальных связей с родственниками, общественными и религиозными организациями;
- участие в организации предоставления осужденным краткосрочного выезда для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения;
- ведение учета проделанной социальной работы, анализ ее результатов и влияния на исправление осужденных;
- обобщение и распространение положительного опыта в сфере социального обеспечения осужденных, выработка рекомендаций по совершенствованию данной деятельности.
В реализации функций социальной службы участвует и старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных. В этих целях он имеет право:
- запрашивать и получать от других служб исправительного учреждения, органов внутренних дел, служб занятости информацию, необходимую для своей профессиональной деятельности;
- принимать участие в работе совета воспитателей отряда, попечительского совета исправительного учреждения, иных общественных формирований учреждения;
- осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие с представителями органов государственной власти, организаций, объединении, заинтересованными в бытовом и трудовом устройстве осужденных.
Согласно Положению старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных обязан:
- в специальном журнале вести учет осужденных, освобождающихся по окончании срока отбывания наказания;
- проводить беседы с каждым из осужденных о жизненных планах после освобождения, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях обеспечения жильем и устройства на работу, прогнозировать трудности, которые могут возникнуть при решении этих вопросов;
- разъяснять положения действующего законодательства, касающиеся прав и обязанностей освобождающихся, порядка оказания осужденным содействия в бытовом и трудовом устройстве, оформления документов и получения регистрации;
- оказывать методическую помощь совету коллектива колонии, а также другим самодеятельным организациям осужденных по вопросам трудового и бытового устройства;
- принимать от освобождаемых письменные заявления об оказании им содействия в трудовом и бытовом устройстве и представлять их на рассмотрение начальнику исправительного учреждения;
- не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы (а в случаях УДО, помилования - сразу после решения суда) направлять в орган местного самоуправления и федеральную службу занятости поизбранному осужденным месту жительства письма с уведомлением о его освобождении, наличии у него жилья, степени трудоспособности и имеющихся специальностях, его намерениях и необходимости содействия в решении его социальных проблем;
- на основании письменных заявлений освобождающихся направлять в органы внутренних дел по избранному осужденным месту жительства запросы о возможности предоставления ему жилья и регистрации;
- независимо от наличия заявлений направлять указанные запросы в отношении следующих категорий освобождающихся лиц: инвалидов 1 и 2 группы; престарелых; несовершеннолетних; женщин, имеющих при себе малолетних детей; осужденных при особо опасном рецидиве; отказывающихся вернуться к прежнему месту жительства; не имевших до осуждения постоянного места жительства; судимых три и более раза за любые умышленные преступления; систематически нарушавших установленный порядок отбывания наказания, либо не отказавшихся от намерений продолжить преступную деятельность; ВИЧ-инфицированных;
- организовывать и принимать участие в проведении специальных практических занятий правовой, психологической и иной подготовке осужденных к освобождению;
- устанавливать контакты с родственниками осужденных с целью подготовки семьи к освобождению осужденного из исправительного учреждения и создания благоприятных условий для его адаптации на свободе;
- взаимодействовать с федеральной службой занятости, попечительскими советами и иными общественными объединениями, работодателями в предварительном решении вопросов трудоустройства освобождаемых;
- вести учет проделанной работы, обобщать и анализироватьее результаты, представлять руководству учреждения соответствующую информацию предложения по совершенствованию профессиональной деятельности, добиваться их реализации.
Организация группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных включает в себя оформление ее сотрудниками определенной документации. Так, старший специалист по социальной работе с осужденными ведет:
- социальный паспорт коллектива осужденных исправительного учреждения, составляемый на 1 января и 1 июля и содержащий обобщенные статистические данные об осужденных, социально-демографические характеристики, количество лиц, имеющих социальные проблемы и другие сведения;
- отчеты о работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных и пояснительные записи к ним, отражающие результаты проделанной за год работы;
- социальные карты осужденных, содержащие индивидуальные сведения о каждом из них (биографические данные, образование, опыт работы и квалификация, состояние здоровья, трудоспособность, иные личностные особенности, рекомендации по социальному обеспечению и др.). Социальная карта выдается каждому освобождаемому из ИУ для предоставления в органы местного самоуправления, занятости, социальной защиты населения и другие организации по месту жительства для получения необходимой помощи и содействия;
- журнал учета социальной работы, проведенной с осужденными.
Старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных составляет и ведет:
- журнал учета занятий в "Школе подготовки осужденных к освобождению";
- журнал учета лиц, нуждающихся в трудовом и бытовом устройстве в котором фиксируются сведения об осужденных, обратившихся за соответствующей помощью: биографические данные, специальность, избранное место жительства, содержание просьбы, а также информация о ходе и итогах работы;
- перечень учреждений, осуществляющих социальное обеспечение и оказывающих социальную помощь гражданам (органы социальной защиты населения, муниципальные центры занятости, дома престарелых и инвалидов, центры реабилитации и адаптации, приюты, социальные гостиницы, дома ночного пребывания и т.п.), предоставляемый освобождающимся из мест лишения свободы.
В Положении о группе социальной защиты осужденных изложены нормативные требования к деятельности социальной службы УИС. Успешное ее функционирование зависит от ряда объективных и субъективных факторов. В частности, от финансового обеспечения УИС, от установки руководителей и рядовых сотрудников ИУ на деятельность этой службы.
Согласно опросу 168 сотрудников УИС из 14 регионов России, из них около половины -из Вологодской области (в основном - младший и средний начальствующий состав исправительных и воспитательных колоний) большинство из них считают необходимым введение должности социального работника в ИУ, причем около одной трети считают это введение «крайне необходимым».
Что касается оптимального количества социальных работников в группе социальной защиты, то опрошенные называют в среднем 2-3 социальных работника на 100 осужденных. (Напомним, что по существовавшему и отмененному Приказу ГУИН № 59 от 5 марта 2001 года этот норматив составлял 1 специалист по социальной работе на 300- 400 осужденных). Расхождение очень большое, но опятьже в пользу необходимости социальной работы.
Среди основных функций социального работника в ИУ опрошенные на первом месте называют подготовку осужденных к освобождению. На втором - организацию социально-медицинского и психологического патронажа, на третьем - социально-бытовую адаптацию, на четвертом - организацию культурно-массовых мероприятий. Наконец, на пятом - поддержание и развитие положительных связей осужденных.
Следует констатировать, что само это Положение в последние годы претерпевает определенные изменения в основном в сторону его улучшения.
Можно высказать ряд предположений, прогнозирующих его дальнейшее развитие. В частности, учитывая опыт зарубежных пенитенциарных учреждений, положение о группе социальной защиты осужденных модифицируется в положение о социальной службе УИС (по аналогии с положением о психологической службе), в которую могут войти не только группа социальной защиты осужденных но и психологическая служба и существующие отделы воспитательной работы с осужденными, которые целесообразнее было бы назвать отделами социально-педагогической работы с осужденными.
Служба социальной работы была бы намного эффективнее, если ее построить по аналогии с существующей психологической службой, то есть выстроить вертикаль оперативного и методического управления этой службой от конкретного ИУ до ФСИН России. Строить отдельную вертикаль достаточно накладно и нереально в настоящее время при дефиците ресурсов. Следовательно, необходимо осуществить структурную перестройку, чтобы дополнительные затраты были сведены