История социальной работы в уис россии
Длительное время в общественном мнении складывалось представление о том, что в России на всех этапах ее существования в отношении осужденных осуществлялась лишь карательная политика, и никаких мер воспитательного, социального характера не применялось. Однако, первые положения о гуманном отношении к заключенным декларировались в Наказе Императрицы Екатерины II комиссии о составлении проекта нового Уложения о наказании, где статья 248 гласила: «...самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей (заключенных) лучшими есть приведение в совершенство воспитания».
Процитированный документ позволяет сделать вывод о том, что уже в XVIII веке в качестве целей деятельности пенитенциарных учреждений России ставилось не только устрашение и возмездие, но и исправление преступников, возвращение их в общество полноценными людьми. Кроме названного, в упомянутом проекте особое внимание уделялось тюремным больницам, бесплатному предоставлению одежду неимущим, раздельному содержанию подследственных и осужденных и пр., то есть, говоря современным языком, закладывались основы социальной работы в тюремных учреждениях. Однако приведенные выше идеи так и нее были реализованы на практике в силу того, что не были обеспечены ни материально, ни организационно.
Следующий этап становления социальной работы в уголовно-исполнительной системе связан с эпохой царствования Александра I. С разрешения и под покровительством императора было учреждено Попечительное о тюрьмах общество. Перед обществом была поставлена задача нравственного исправления преступников. Достижение этой цели обеспечивалось следующими средствами: размещением по роду преступлений и обвинений, наставлением заключенных в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, занятием их приличными упражнениями и пр., то есть провозглашался гуманный подход к гражданам, совершившим преступление. Необходимо отметить, что с учреждением названного общества вводились ранее неизвестные новшества в тюремный быт. Членам губернских тюремных комитетов разрешалось посещать тюрьмы и знакомиться с положением заключенных; к работе с содержащимися я тюрьмах привлекались, с ни щеп послу жители; создавались библиотеки с фондом исключительно религиозного содержания.
Весьма важным для зарождения основ социальной работы с заключенными стал Закон от 4 июля 1866 года, определивший нормы положенности жилой площади на каждого арестанта, размещение осужденных дифференцированно, по полу, возрасту и сословиям, регламентировавший снабжение одеждой, бельем, организацию питания и другое. Очевидно, что в этом правовом документе отражается забота государства о минимальном обеспечении человека, преступившего закон и создаются условия для физического выживания в условиях лишения свободы.
Большое влияние на становление социальной работы оказало реформирование тюремной системы в 70-80-е годы XIX века, когда главным элементом провозглашается труд осужденных, материальная заинтересованность в нем. В 1879 году было создано Главное тюремное управление, в его структуре был образован институт тюремной инспекции, которая занималась сбором, анализом сведений о тюремных учреждениях, ревизией тюремного хозяйства, то есть создавалась система государственного контроля за положением дел. Следует отметить, что государством всячески поощрялось участие светских лиц в работе с осужденными, которое, однако, чаще всего ограничивалось частными формами материальной помощи.
Формирование основ социальной работы в местах заключения на рубеже XIX - XX веков происходило и через становление патроната, который понимался как покровительство лицам, вышедшим из мест заключения, оказание им различной помощи. Перед ним ставилась задача восстановить общественно полезные связи осужденного. В 1896 году было создано Санкт-Петербургское Попечительное общество о домах трудолюбия, целью деятельности которого являлось оказание срочной помощи нуждающимся, в том числе и освобожденным из мест заключения, по возможности недолговременной.
Деятельность патроната получила широкое распространение в работе с несовершеннолетними осужденными. Его цель по отношению к несовершеннолетним состояла в ограждении их от нравственной гибели, развитии способностей к честному труду.
В начале XX века был принят важный документ - Нормативный устав общества покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (патронат). Им определялся круг лиц, которые могли приниматься под покровительство, а также перечень способов оказания помощи: снабжение одеждой, пищей, выдача ссуд и денежных пособий; содействие в помещении в приют, школы, больницы и прочее. Таким образом, закладывались некоторые организационные основы непрофессиональной социальной работы.
Наиболее интенсивно развивалась социальная работа с несовершенно летними правонарушителями. Только за десять лет (с 1871 по 1881 год) в России было открыто шесть приютов и пять земледельческих колоний. В отчете Главного тюремного управления за 1883 год отмечалось: «Большинство карательных учреждений для несовершеннолетних Империи обязаны своим возникновением и процветанием благодаря широкой благотворительности частных лиц».
Обобщению и оптимизации опыта их деятельности способствовали съезды представителей воспитательно-исправительных учреждений, которые, начиная с 1881 года, под эгидой тюремного управления регулярно проводились в России. На них решались вопросы, связанные с практикой исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, приглашались представители общественности, специалисты в области психологии и педагогики, ведущие ученые - медики.
Таким образом, на рубеже XIX-XX веков активно закладывались первоосновы социальной работы в пенитенциарных учреждениях России. Проявлялись они, прежде всего, в становлении психологических и педагогических методов работы с преступниками, в совершенствовании правовой базы их осуществления. Необходимо отметить, что основные направления социальной работы в современном ее понимании реализовывались преимущественно священнослужителями, общественными организациями и частными лицами. Особенно ярко проявлялись различные ее направления в отношении несовершеннолетних осужденных.
Смена государственного строя России в феврале 1917 года вызвала необходимость переоценки института тюремного наказания. Пытаясь реформировать тюремную систему, Главное управление по делам мест заключения (получившее это название в апреле 1917 года) развивает элементы самодеятельности, использует в обеспечении надлежащего порядка в пенитенциарных учреждениях самих заключенных. Важную стимулирующую роль призвана была сыграть вводимая прогрессивная система отбывания наказания, при которой судьба осужденного зависела от его поведения. При определенных условиях им предоставлялись различные льготы, вплоть до условно-досрочного освобождения.
О становлении социальной работы в тюрьмах России свидетельствует один из документов. В нем подчеркивалось, что главным должно стать "возрождение и социальное перевоспитание человека имевшего несчастие совершить преступление". К числу основных средств воздействия на личность заключенного главное управление местами заключения относит труд. При этом обращалось внимание на то, что работы ориентируются на ресоциализацию и «должны давать заключенным» знания, с которыми они по выходе на свободу могут найти себе подходящее занятие.
После Октябрьской революции Советская власть получила от предшественников тяжелое наследство в виде мест лишения свободы, особенно в части материально-бытовых условий. Но государство на данный период не располагало необходимыми материальными и людскими ресурсами, поэтому система исполнения наказания какой-то период оставалась без изменений.
С точки зрения исследования становления основ социальной работы представляет интерес Постановление ВЦИК 1919 года «О лагерях принудительных работ». В нем предусматривалась значимость физического труда заключенных, оплата которого осуществлялась по ставкам отраслей профессиональных союзов. Вводилась дифференциация
Следует отметить положительную роль в выработке опыта социальной работы съездов пенитенциарных работников. Первый такой съезд состоялся в конце октября 1923 года, а второй Всероссийский съезд работников пенитенциарного дела - в ноябре-декабре 1924 года. На съездах обсуждались необходимость проведения коренных реформ в пенитенциарном деле, а также направления и формы реализации первого российского Исправительно-трудового кодекса 1924 года.
Вводилась дифференциация условий содержания заключенных, а применение льгот зависело от ах отношения к выполнению трудовых обязанностей. Заключенным, которые проявляли особое трудолюбие, могло быть разрешено проживание на частных квартирах с обязательным условием являться в лагерь для исполнения назначенных работ; срок заключения им мог быть сокращен.
В соответствии с положениями кодекса при местных органах власти создавались распределительные комиссии, обладавшие достаточно широкими функциями: распределение осужденных по видам исправительных учреждений и перевод из одного учреждения в другое, перевод из разряда в разряд, ходатайство о продлении срока заключения или об отмене содержания под стражей, о досрочном освобождении, о зачете рабочих дней, об открытии или реорганизации исправительных учреждений. При каждом месте заключения учреждались наблюдательные комиссии в составе: начальника места заключения, народного судьи (по месту дислокации учреждения), представители бюро профсоюзов. В работе этих комиссий принимали также участие прокурор, врач, другие специалисты. Комиссии осуществляли наблюдение за распределением заключенных, их переводами из разряда в разряд, предварительно обсуждались данные о личности заключенных для решения вопроса об их досрочном освобождении; рассматривались представления в распределительную комиссию о переводе заключенных из одного учреждения в другое, предоставление заключенным отпусков, разрешение свиданий определенным категориям заключенных; предложения в распределительную комиссию об отмене содержания под стражей; сообщение прокурору о фактах незаконного содержания под стражей.
Важным фактором становления психологических и педагогических методов социальной работы явилась правовая регламентация культурно-воспитательной работы в местах лишения свободы. К основным задачам культурно-просветительской работы Исправительно-трудовой кодекс отнес "поднятие интеллектуального и гражданского развития заключенных путем сообщения им как общеобразовательных, так и профессиональных знаний, а также ознакомление с основами советского строя, правами и обязанностями гражданина Союза ССР." Кодекс заложил основополагающий принцип перестройки всей деятельности мест заключения путем всемерного развития самодеятельности самих заключенных, который впоследствии не был реализован.
Весьма важным направлением социальной работы являлась социальная реадаптации лиц, отбывших наказание, после их освобождения из мест лишения свободы. Первые шаги в этом направлении были предприняты в январе 1922 года, когда коллегией НКЮ было утверждено Положение о Комитете помощи освобожденным из мест заключения. Комитеты были призваны оказывать помощь тем освобожденным, которые пожелают получить ее и будут признаны им как нуждающиеся в этой помощи. Таким образом были определены приоритетные категории осужденных, требующих проведения с ними обязательной социальной работы. Во многих губерниях и областях комитеты помощи стали создавать производственные предприятия для частичного решения вопросов, возникших в связи с массовой безработицей в стране.
Исправительно-трудовой кодекс 1933 года закрепил многие оправдавшие себя на практике формы и методы работы с осужденными и ввел ряд новелл, реализация которых создавала определенные перспективы для совершенствования основ социальной работы в современном ее понимании, которые, к сожалению, во многом не были реализованы. Важным направлением работы, обеспечивающим сохранение полезных связей осужденных, явилось закрепление кодексом права на регулярные свидания. Порядок предоставления заключенным свиданий с родственниками регулировался Положением о лагерях ОГПУ.
Для стимулирования становления заключенных на путь исправления предусматривалось использование поощрительных мер: объявление благодарности с занесением в личное дело, выдача премиального вознаграждения, улучшение жилищных и бытовых условий, предоставление свободного передвижения в пределах территории лагеря и другое.
Необходимо подчеркнуть, что в связи с ликвидацией в стране безработицы ставилась задача организовывать труд осужденных так, чтобы они имели возможность с самого начала отбывания наказания приобрести квалификацию или повысить имеющуюся, что имело большое ресоциализирующее значение. Исходя из этого остро ставился вопрос о расширении профессионально-технического образования как средства социальной реабилитации, организации обучения осужденных тем профессиям, которые требуются предприятиям не только ИТУ, но и народного хозяйства. Создавались целевые профессионально-технические курсы и кружки, затем была введена система массово-технического обучения осужденных по правилам подготовки квалифицированной рабочей силы.
Дошедшие до нас документы и свидетельства очевидцев позволяют сделать вывод о том, что тяжелые физические работы, неустроенность быта изматывали заключенных, подрывали их здоровье, вызывали среди них рост инвалидов, приводили к преждевременной смерти. Нельзя не отметить, что в лагерях принимались определенные меры по восстановлению здоровья заключенных, созданию для отдельных категорий из них особых условий для отбывания наказания. В частности, создавались инвалидные и санитарные городки. Инвалидные городки преследовали цель организации лечения инвалидов, использования их на подсобных работах, изоляции от здоровой массы заключенных я специальных пунктах, организация труда, в которых учитывала степень потери трудоспособности заключенных-инвалидов.
Санитарные городки создавались для восстановления здоровья заключенных, которые по каким-либо причинам временно утратили трудоспособность и нуждались в отдыхе свыше пятнадцати дней. Например, к началу летних работ 1935 года через сангородки и команды временно нетрудоспособных в Дмитлаге НКВД СССР прошло около 65 тыс. заключенных. В период Великой Отечественной Войны производственно-хозяйственная деятельность ГУЛАГа была полностью подчинена интересам обороны. На пенитенциарную систему возлагалось производство сельскохозяйственной продукции и других продуктов питания для нужд фронта и тыла, а также обеспечение 640 предприятий и строительных объектов рабочей силой из числа заключенных.
В 1943 году приказом ГУЛАГа НКВД СССР " О мероприятиях по дальнейшему улучшению физического состояния заключенных, содержащихся в ИТЛ и колониях" администрациям предлагалось начать дополнительное строительство коммунально-бытовых помещений и других объектов для обеспечения потребностей осужденных, что способствовало некоторому улучшению условий их содержания.
Война предоставила некоторым категориям осужденных возможность искупить свою вину в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Только в период с 12июля по 24 ноября 1941 года тысячи осужденных были досрочно освобождены и направлены в Красную Армию. С окончанием войны ставилась задача по улучшению условий содержания осужденных. В директиве МВД СССР 1946 года подчеркивалось, что содержание, режим, быт, труд, медико-санитарное обслуживание и перевоспитание заключенных в ИТЛ должно соответствовать советскому законодательству. Также проводится комплекс мероприятий по восстановлению сил ослабленных заключенных. Для этих целей по указанию ГУЛАГа МВД СССР во всех ИТЛ организуются оздоровительные пункты из расчета 1 % от числа занятых в производственных процессах.
Необходимо подчеркнуть, что приведенные факты и примеры становления основ социальной работы в 30-40-е годы ХХ века были характерны не для всей исправительной системы, а осуществлялись лишь в ряде учреждений. Деятельность ГУЛАГа в рассматриваемый период нельзя, очевидно, оценивать однозначно. В законах того времени отсутствовали нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц, не обеспечивающих защиту законных прав и интересов заключенных, администрацией мест заключения повсеместно ущемлялись права содержащихся в них. В связи с этим основы пенитенциарно-социальной работы развивались медленно.
Весьма важным для становления социальной работы новшества в практике деятельности пенитенциарных учреждений СССР были приняты в 50-е годы. В целях развития самодеятельности заключенных в лагерях и колониях создаются советы актива, положение о работе которых утверждается приказом МВД СССР № 472 от 13сентября 1954 года. Вводятся демократические начала избрания членов совета актива открытым голосованием на общих собраниях заключенных. При советах создаются массовые секции: производственно-массовой работы и социалистического соревнования; культурно-массовой работы; производственно-профессионального и общеобразовательного обучения; физкультурно-спортивной работы; санитарно-бытовая; общественного питания и торговли., способствовавшие решению социальных проблем осужденных.
В мае 1957 года были созданы наблюдательные комиссии. Перед ними стояли задачи социального контроля за соблюдением законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, наблюдение за выполнением мероприятий по перевоспитанию заключенных, привлечение общественности к участию в перевоспитании заключенных, содействия освобождающимся в трудоустройстве.
25 декабря 1958 года Верховным Советом СССР были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, где была сформулирована цель наказания - исправления и перевоспитания осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых преступлений. Как подчеркивалось в законе, наказание не имеет целью причинения физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Дальнейшее совершенствование основ социальной работы было связано с созданием в 1963-1964 гг. нового вида исправительных учреждений - колоний-поселений. Главная цель их деятельности четко отражена в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1963 года "Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о переводе в них осужденных, твердо вставших на путь исправления". Особая значимость создания этих учреждений состояла в том, что создавались объективные предпосылки для условий ресоциализации осужденных: не предусматривалась строгая изоляция от общества, отсутствовала охрана, при определенных условиях осужденному предоставлялось право на приобретение собственного жилья и проживания с семьей, заключение браков, совместной работы с вольнонаемными рабочими.
Практика советских исправительно-трудовых учреждений на протяжении длительного периода времени вела поиск оптимальных форм организации среды осужденных с тем, чтобы наиболее эффективно использовать предусмотренные законом формы, методы и средства психолого-педагогического воздействия на личность, закладывая тем самым основы социальной работы в местах лишения свободы.
В качестве наиболее удачной формы организации коллектива осужденных был признан отряд. Отрядная система практически без изменений сохранилась до нынешнего времени. Во главе отряда осужденных назначается начальник, в круг функциональных обязанностей которого входят элементы социальной работы. В 1975 году были введены должности старшего инспектора по трудовому и бытовому устройству осужденных, освобождаемых из ИТУ, а в 1978 году постановлением Министров СССР - должности инженера по организации труда осужденных в отряде исправительно-трудовых учреждений, имеющих собственную производственную базу. Следует отметить, что инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных, освобожденных из ИТУ, являлся фактически сотрудником, осуществляющим в наиболее полной мере функции специалиста по социальной работе.
В 60-80 годах в уголовно-исполнительной системе проводится опытно-экспериментальная работа, которая содержала и элементы социальной работы. Наиболее значимые из положительно-зарекомендовавших опытов: вологодский (формирование направленно-воспитывающих коллективов осужденных); харьковский (шефство общественности над ИТУ); белорусский (организация индивидуальной работы с трудновоспитуемыми осужденными) и другие.
Позднее в практику деятельности ИТУ был введен новый социально-правовой институт - краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы, значительно расширилось условное и условно-досрочное освобождение от отбывание наказания осужденных, доказавших свое исправление.
В конце 80-х - начале 90-х годов большое внимание уделялось укреплению взаимодействия учреждений УИС с представителями различных религиозных конфессий и благотворительных миссий, имевшего важное значение для реализации основ социальной работы в местах лишение свободы. Во многих ИК был накоплен опыт совместной работы со священнослужителями в духовном и нравственном становлении осужденных. В этой деятельности активное участие принимали служители культа Русской Православной Церкви, евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, мусульман, буддистов и других.
Большую активность по оказанию социальной помощи осужденным проявила Армия спасения, представляющая собой евангелическую ветвь христианской церкви.
Представляет научный интерес раскрытие такого направления социальной работы, как помощь лицам, отбывшим наказание, в адаптации к жизни в обществе. С этой целью одним из первых в стране было создано специализированное общежитие для краткосрочного проживания в Калининграде. Контингент лиц, которым оказывается помощь, ограничен лицами, отбывшими наказание только в этой области. Но по такому же пути пошли и в Ярославле, создав на базе общежития, принадлежащего промышленному предприятию, "переходной дом", где в течение месяца освобожденные могли проживать и одновременно решать вопросы обустройства своей жизни, до получения постоянного жилья и работы.
Заслуживает внимания и подход, выработанный в конце 80-х годов в Ленинграде. По решению исполкома было выделено под общежитие здание на 250-300 мест с передачей его на баланс центра по трудоустройству. Финансирование создаваемого центра социальной адаптации осуществлялось за счет долевых отчислений исполкомов райсоветов.
Полезен опыт создания и работы центра социальной адаптации в Самаре. Его можно считать переходным этапом от простейших форм социальной помощи (предоставление места для ночлега) к созданию организаций, оказывающих всестороннее содействие лицам, нуждающимся в жилье, трудоустройстве, материальной, юридической, медицинской помощи. Особенностью Самарского центра являлось то, что туда принимались не только лица, отбывшие уголовное наказание, ни и другие граждане, по тем или иным причинам утратившие связи с родственниками, постоянное место жительства.
В ряде регионов страны функционировали советы социальной адаптации, фонды социальной помощи и другое. Советы социальной адаптации - это добровольные общественные организации, оказывающие содействие освобождающимся по устройству жизни на свободе.
В начале 90-х годов исправительная политика Советского государства подверглась коренному изменению, что обусловлено проходящими в нашем обществе процессами смены государственности, политической власти, ценностных ориентаций общества и другими факторами. Законодательно были отменены многие правоограничения и введены нормы, закрепляющие право осужденных на свободу совести, вероисповедания, право на отпуск, на зачет времени работы в местах лишения свободы в общий трудовой стаж, право на личную безопасность, на телефонные разговоры и другие права. Социальной реадаптации способствовало признание незаконной нормы Жилищного кодекса РСФСР об утрате права на жилье лиц, осуждающихся к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, а также нормы Закона "О государственных пенсиях", которая предусматривала приостановление выплаты пенсии во время лишения свободы по приговору суда, пересмотрены нормы обеспечения предметами первой необходимости осужденных к лишению свободы, не имеющих заработка.
Таким образом, к концу 90-х годов были созданы предпосылки для создания в уголовно-исполнительной системе института социальной работы.