Социальная работа в тюрьмах Германии

В ФРГ исправительная система входит в структуру министерства юстиции. Одним из признанных в Европе является германский опыт обращения с осужденными. В ФРГ срок заключения используется для подготовки правонарушителя к возвращению к нормальной жизни. Его учат подчиняться законам, быть ответственным за поступки, обеспечивать свое существование. Это недостижимо, считают специалисты, если в тюрьме осужденный окончательно утратит человеческое достоинство. Только сводимые до минимума различия между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе могут предотвратить полный распад личности, уменьшить рецидивную преступность.

В уголовно - исполнительном законодательстве Германии говорится о таком исполнении наказания, которое с помощью процесса ресоциализации фор­мировало бы у осужденных социальную ответственность. Основ­ная нагрузка в реализации этой основной задачи ложится на со­циальную службу исправительных учреждений. Это побуждает министерство юстиции содержать в тюрьмах специалистов по социальной работе, священников и психологов. Они никому не навязываются, не «лезут в душу», но готовы помочь, когда осужденные почувствуют необходимость встречи с ними.

Социальные работники представляют собой живой мост между тюрьмой и обществом, которое вынуждено изолировать преступников, совершивших социально опасные деяния. Они первыми из администрации тюрьмы встречают осужденного, предлагая связаться с его семьей, уладить оставшиеся недоразумения, написать ходатайство и т. д. Одним из основных принципов деятельности специалистов по социальной работе является то, что при работе с осужденным необходимо осознавать, что рано или поздно он вернется в общество и будет полноправным его членом.

Социальная работа осуществляется в ИУ Германии соци­альными работниками и социальными педагогами в рамках со­циальных служб, которые, в свою очередь, являются составными частями пенитенциарного учреждения. Вся их деятельность уре­гулирована нормами уголовно - исполнительного законодательст­ва.

Если сравнивать количество социальных работников, занятых в ИУ Германии, с количеством представителей других про­фессий в этих учреждениях, то ниже приведенная таблица (См.: Таблицу № 1) дает следующую картину распределения 4487 сотрудников в исправительных учреждениях этой страны:

Таблица 1

Количественное распределение сотрудников ИУ Германии
по категориям

Категории сотрудников Количество, чел.
Высшее руководство и служба управления
Психологи
Врачи
Духовные работники
Учителя
Социальные работники
Руководители ИУ и средний управленческий персонал
Производственная служба
Общая служба ИУ
Другие сотрудники


Из таблицы видно, что социальные работники по количеству в два с лишним раза превосходят такие категории, как учите­ля, врачи, психологи, в четыре раза – количество духовных работников [[21], С.102].

В ИУ вышеперечисленные работники объединены в «социальный штаб» или соци­альную службу, функционирующую наряду со службами безо­пасности и режима и др.

Представляется целесообразным рассмотреть первоначально некоторые особенности организации социальной работы в пе­нитенциарных учреждениях ФРГ. В социальной работе с заключенными значительная роль от­водится религии. В каждом пенитенциарном заведении имеются как католический, так и протестантский священники, которые оказывают воздействие на заключенных даже после их освобождения.

Одним из аспектов организации социальной работы в ИУ является вовлечение осужденных в трудовую деятельность и школьное обучение, а также профессиональную подготовку. Немецкий опыт рожден дальновидностью, поэтому в тюрьмах Германии можно увидеть типографию с новейшим оборудованием; заключенных обучают специальностям сварщика атомных реакторов и наладчика роботов на автоматических линиях. Социальные работники считают, что этим людям при возвращении в цивилизованный мир, легче будет найти свое место, и они смогут плодотворно трудиться. При этом облегчается деятельность социального работника по трудоустройству освободившегося осужденного. Администрация исправительных учреждений совместно с социальными работниками тесно сотрудничают с биржами труда. Последние в свою, очередь определяют, какие специалисты понадобятся в перспективе развивающемуся хозяйству, в их интересах закупить и поставить в тюрьмы новейшее оборудование для обучения и работы. Здесь места лишения свободы - резерв квалифицированной рабочей силы, которую, по расчетам, востребует завтрашняя цивилизация. По убеждению немецких специалистов, такая постановка дела - один из способов борьбы с рецидивной преступностью.

Осужденные - учащиеся в большинстве тюремных заведении делятся на две группы: одна группа для обучения начальным зна­ниям (письму, чтению, арифметике), другая - для грамотных за­ключенных, занимающихся по сокращенной общеобразователь­ной программе. В последнее время появилась возможность благодаря телевидению получать и заочное высшее образование.

Вызывает интерес введение в тюрьмах Германии такой формы дистанционного обучения, как ТВ - учеба. Учитываются малые расстояния между ИУ и телестанциями не только Германии, но и других европейских стран, поэтому существует реальная возможность принимать учебные программы из нескольких телецентров. Сложность же заключается в приеме зачетов и экзаменов в связи с изоляцией осужденных, добровольно обучающихся с помощью телеуроков.

Социальная работа в исправительных учреждениях направлена на соблюдения естественных прав личности осужденных и реализации процесса их ресоциализации. Процесс исполнения нака­зания обеспечивает им такую жизнь, которая походила бы, насколько это возможно, на обычную жизнь членов общества. Процесс исполнения наказания также должен создавать условия, которые противодействовали бы негативным последствиям ли­шения свободы и были бы направлены на оказание помощи осу­жденному включиться в жизнь на свободе.

Весь период пребывания осужденных в ИУ делится на несколько этапов: на первом этапе задача обращения социального работника с осужденным заключается в том, чтобы «ввести осужденного в новое для себя положение» (знакомство с правилами режима, с персоналом учреждения, изучение новичка путем составления специальных анкет, проведение бесед); на втором этапе должно происходить обычное исправление, а на третьем - подготовка к освобождению.

Осужденный в интересах организации работы с ним на период отбывания наказания изучается социальным работником. Составляется план на каждого осужденного, который в последствии обсуждается с ним. В план включаются следующие положения:

1) содержание в условиях закрытого или открытого учрежде­ния;

2) отнесение к группе совместного содержания и одинаково­го обращения;

3) включение в труд, а также в проведение мер профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки;

4) участие в мероприятиях по повышению общего образова­ния;

5) проведение особых мер помощи;

6) смягчение условий исполнения наказания;

7) проведение необходимых мер для подготовки к освобождению.

План может корректироваться в зависимости от динамики изменения личности осужденного, получения новых сведении в процессе ее изучения. При планировании учитываются назначенные сроки наказания.

Осужденному разрешено законом в определенных пределах оборудовать помещение, в котором он живет, собственными веща­ми. Ему оставляются фотографии близких людей и предметы, имеющие индивидуальную ценность. В психологиче­ском плане это позволяет осужденному сохранять свою индивидуальность, поддерживает его контакт с родственниками, а это очень важно в организации социальной работы.

Предусмотрено отдельное содержание от других катего­рий осужденных лиц, находящихся в социально - терапевтических учреждениях [[22]]. В эти учреждения на­правляются взрослые осужденные с сильно разрушенной личностью, сексуальные преступники, лица, признанные ограниченно вменяемыми, молодые преступники, уже дважды осуждавшиеся к лишению свободы. Цель содержания в социально – терапевтических учреждениях - воспитание у находящихся там лиц посредством особых терапевтических средств и социальной помощи, сопровождаемых заботой социальных работников и других сотрудников, способности в будущем вести ответственную жизнь и не совершать уголовно наказуемых деяний. В отношении лица, помещенного в социально - терапевтическое учре­ждение на добровольной основе, не применяются меры не­посредственного принуждения. Эти лица могут быть освобож­дены из социально - терапевтических учреждений по их требова­нию. Предусматривается и обязательный перевод в социально - терапевтическое учреждение тех осужденных, которые нуждаются в особых терапевтических средствах воздействия и в социальной помощи. Осужденный может быть возвращен в обычное уч­реждение, если специальные средства и социальная помощь в социально - терапевтическом учреждении не принесли успеха. Возможен перевод в социально - терапевтическое учреждение на срок до трех месяцев для изучения личности.

Другой формой социальной работы является создание советовпри начальнике учреждения по исполнению наказания. Служащие учреждения не могут быть его членами. Деятельность совета в деталях регулируется правовыми актами Федеральных Земель. Члены совета оказывают влияние на процесс исполнения наказания и на заботу о заключенных. Они вно­сят предложения начальнику учреждения по улучшению работы учреждения, создают стимулы в его работе, оказывают помощь в ресоциализации освобожденных. Членам совета законом предоставлены определенные полномочия. Они могут быть в курсе условий содержания заключенных. Осужденных в ФРГ направляют в тюрьмы, расположенные ближе к их дому одной из целей этого является минимизация разрыва социальных связей между осужденным и его ближайшим окружением.

Чтобы избежать обвинений в поблажках и избавить граждан от предрассудков, в тюрьмах устраивают дни открытых дверей. Население (работники фирм, учащиеся, родственники тюремных служащих и т.д.) приходят в тюрьму, наблюдая ее обычную жизнь в мастерских, на спортивных площадках, в учебных классах и т.д. После таких встреч увеличиваются ряды «контактных групп». Люди приходят на свидание и приносят угощение заключенным, которых никто не посещает.

Индивидуальное изучение осужденных и выработку мер воздействия на них прежде всего осуществляет психолог учреж­дения. В этой же работе участвуют и педагог и социальный работник, которые, кроме всего прочего, проводят занятия с осужденными. Педагог также занимается физ­культурным образованием, музыкальным воспитанием, руково­дит хором и т. д. Перед социальными работниками и социальными педагогами ставится задача формировать в рамках воспитательного воздействия и общеобразовательной подготовки нравственные качества осужденных. Главным принци­пом социальной работы во многом является помощь в организации самопомощи.

Предназначе­ние социального работника в социальном содействии осужденным. Он открывает социальные проблемы, снижает личные и общественные кон­фликты, способствует коммуникации, согласию и терпимости, изыскивает источники социальной помощи, способствует воз­можности получения образования осужденными.

В исправительном учреждении социальный работник, таким образом, находит себе чрезвычайно широкое поле деятель­ности от начала действия приговора и до освобождения заклю­ченного.

Отдельные сферы деятельности социального работника в рамках исправительного учреждения можно найти в предписаниях ИУ различных Земель. Например, в ИУ Земли Рейн-Пфальц функциональные обязанности социального работника относительно заключенных выглядят следующим образом. В рамках профессиональных задач социальный работник обязан помогать осужденным:

- познавать свои возможности и опасения;

- учиться управлять своим поведением, свои проблемы и за­труднения самому упорядочивать и решать, развивать способ­ность к поиску трудовой и профессиональной готовности;

- действовать целеустремленно и последовательно, дости­гать успехов, соблюдая законы;

- нести ответственность за себя и других, формировать отношения партнерства, заботясь о связях с родственниками и другими близкими людьми;

- разумно проводить свое свободное время;

- противодействовать моральному и физическому ущербу в процессе исполнения уголовного наказания и противостоять криминальной угрозе. [12, С.113].

В ИУ некоторых Земель имеются и другие функциональные обязанности социаль­ного работника:

· оказание помощи осужден­ным от их поступления в ИУ, в процессе исполнения наказания до их освобождения;

· индивидуальные консультации осужденным по решению личных трудностей;

· групповая работа с осужденными;

· установление внешних социальных контактов осуж­денных, особенно с родственниками и другими близкими людьми (включая разрешение на посещение дома, семьи);

· направление на беседу к духовному работнику учреждения;

· взаимодействие с сотрудниками, оказывающими помощь условно-освобожденным, союзами и учрежде­ниями свободной благотворительной помощи, а также со всеми другими учреждениями, осуществляющими социальную работу;

· руководство социальными практикантами (теми, кто проходит практику в исправительном учреждении после окончания ВУЗов по специальности социальная работа, социальный педагог). [12, С.114].

Социальный работник участвует в составлении плана исполнения наказания, способствует повышению социальной компетентности осужденных. Важнейшей задачей социального работника является подготовка осужденных к освобождению, а также проведение социальных тренингов, равно как и социальная работа с особыми группами осужденных (например, имеющими наркотическую зависимость).

В связи с тем, что в социальной работе задействовано много сотрудников, возникает проблема координации их деятельности, что также входит в обязанности социального работника.

Однако, реализуя свои обязанности на практике социальные работники встречают ряд затруднений. Некоторая неопределенность этих задач, по сравнению с другими сотрудни­ками (например, службы безопасности), приводит к тому, что социальные работники задействуются и на такие работы, кото­рые для дипломированного специалиста с социально - педагоги­ческим, педагогическим или психологическим образованием не подходят. Например, они могут в ИУ Германии продавать почтовые марки или распределять осужденным сигареты, полученные от благотворительного общества; могут прини­мать участие в совещаниях персонала ИУ, на которых рассмат­риваются общие служебные проблемы. А на индивидуальную работу с осужденными порой остается мало времени.

Значительным подспорьем для осуществления социальными работниками своих функций является деятельность обществен­ных организаций. Глав­ное направление в работе общественных организаций составляет предупреждение правонарушений. Допус­тимо совместное участие в проведении тех или иных мер наблю­дения за осужденными или освобожденными, оказания им помощи совместно государственными органами и общественными благотворительными организациями.

Авторитетные люди города (врачи, педагоги, рабочие и т.д.) входят в попечительский совет, независимый от тюремной администрации и имеющий право доступа во все сферы жизнедеятельности тюрьмы. Задача попечителей - помогать администрации исправительного заведения по возможности приближать обстановку в заключении к жизни на свободе. Для постепенной адаптации осужденных к жизни на свободе при многих немецких тюрьмах стали создаваться «открытые» отделения, а кое-где -самостоятельные «открытые» тюрьмы для лиц, практически не опасных для общества. Тех, кто осужден на сравнительно небольшой срок или совершил не слишком тяжкое преступление, могут сразу же направляться в открытую зону (тюрьму). Других сюда перемещают из обычных тюрем за год до освобождения. В вышеуказанных тюрьмах на окнах нет решеток, на кухне можно готовить еду, ходить в домашней одежде, звонить по телефону семье и друзьям и т.д. Раз в неделю заключенный из этой зоны имеет право провести день в кругу своей семьи. Так, например, 60 процентов заключенных всех тюрем Северного Рейна – Вестфалии отбывают наказание в «открытых» зонах, не страшась ответственности, не поддаваясь искушениям, приучая себя к порядку в жизни, которая им предстоит. Если освободившийся осужденный не смог подыскать работу (запрещено поступать на собственное предприятие или где хозяином является родственник), другим освободившимся помогает найти место социальный работник, ручаясь за подопечного.

При Министерстве юстиции Германии создан институт социальных помощников, которые знают структуру на рынках труда, имеют связи с ведущими фирмами и активистами «контактных групп», они дают советы освободившемуся, как уладить семейные проблемы, решить финансовые затруднения и так далее.

У осужденного в течение всего срока пребывания в тюрьме удерживают треть его заработка, пока не накопится сумма, достаточная, чтобы в первые месяцы после освобождения он мог содержать себя и семью, а не пришел в общество с пустыми карманами и связанными с этим психологическими комплексами. Эти деньги являются собственностью осужденного, и никто не имеет права изымать их на уплату прежних долгов или на компенсацию когда – то нанесенного ущерба. Если осужденный не сумел погасить своей задолженности при отбытии наказания, то он будет рассчитываться, когда устроится на работу с постоянным заработком. Правило конкретно: из тюрьмы человек должен обязательно выйти с деньгами, обеспечивающими на первых порах принятый в стране прожиточный минимум.

Для достижения цели исполнения наказания - подготовки заключенного к социально ответственной жизни на свободе без преступлений в ИУ Германии активно ис­пользуются и методы психотерапевтического воздействия.

Совместно с психологами социальные работники с помощью различных методов психологической и социально - психологической диагностики изучают личность поступающих в учреждения осужденных. На основании всестороннего изучения составляются индивидуальные планы работы с осужденными. В специальных исправительных учреждениях более интенсивно применяются методы социальной терапии. Наряду с психоаналитическими подходами столь же активно ис­пользуются методы разговорной психотерапии, поведенческой терапии, методы группового консультирования и т.д. Господствующей становится точка зре­ния на комплексное применение психотерапевтических и соци­ально - педагогических методов социальной терапии, ориентиро­ванных на решение проблем осужденных.

В социаль­ной работе на первое место выходит применение групповых методов работы с осужденными. По мнению С. Леша - автора статьи «Групповая терапия в социальной работе исправительного учреждения» в социальной работе психотерапевтическая функция групповой терапии отходит на второй план, а на первое место выходит повышение социальной компетенции. К достоинствам групповой работы относится: экономичность по сравнению с индивидуальной рабо­той, возможность одновременно охватить больший круг осуж­денных, которые к тому еще влияют друг на друга, возможность наблюдать за социальными ролями осужденных - участников групповой работы. При групповой работе социальный работник должен правильно подобрать помеще­ние, вспомогательные средства, учитывать внешние обстоятельства, размер группы. Оптимально группа составляет 8 человек. По времени работа группы ограничивается двумя - тремя месяцами, так как программа рассчитанная на больший срок из – за высокой текучести осужденных в связи с их освобождением может быть не выполнена. Социальный работник не принуждает осужденного участвовать в групповой работе. Очень строго учитывается принцип добровольности. Для стимулирования участия существуют определенные льготы. Например, досрочное освобождение может быть применено к тем осужденным, которые прошли курс групповой терапии.

В ИУ возможны следующие виды групповой работы:

- групповые обсуждения;

- групповые действия;

- группы самопомощи (известные как «Анонимные алкоголики» и т.п.);

- социальный тренинг, позволяющий приобрести навыки разрешения индивидуальных проблем (поведение в конфликтных ситуациях, поведение при устройстве на работу, проведение до­суга и т.д.).

При работе с несовершеннолетними социальный работник должен учитывает то, что осуж­денный должен быть воспитан таким образом, чтобы в будущем он вел законопослушный образ жизни, сознавая свою ответст­венность перед обществом. При организации работы с несовершеннолетними особое внимание уделяется дисциплине, социально – полезным видам деятельности (труд, обучение, физкультура, занятия в сво­бодное время) и т.п. Также необходимо подчеркнуть необходимость обучения несовершеннолетних, отбывающих наказание, трудовым профессиям, что по мнению специалистов облегчит трудовое и бытовое устройство освободившегося осужденного.

Отбывание наказания несовершеннолетними в пенитенциар­ных учреждениях построено на принципах, близких к прогрес­сивной системе. При поступлении в учреждение осужденный по­мещается в одиночную камеру. Срок пребывания в одиночной камере составляет, как правило, около месяца. Предполагается, что в течение этого срока администрация учреждения при участии социальной службы смо­жет получить более или менее обоснованное представление о личности осужденного. По­сле месячного пребывания в одиночном заключении несовершеннолетних переводят на общий режим.

По мнению западногерманских пенитенциаристов, учреждения для отбывания наказания несовершеннолетними должны быть небольшими, так как в них имеется больше возможности для более плотного изучения отдельной личности и более качественной работы с ними, чем в крупных пенитенциарных учреждениях.

Неизменно подчеркивается важность эффективной подготовки несовершен­нолетних, отбывающих лишение свободы, к освобождению из пенитенциарного учреждения. В пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних в Германии так – же учреждена специальная должность социального работни­ка (в некоторых источниках данный специалист называет­ся «специальным уполномоченным по социальной помощи»). Этот работник составляет план подготовки осужденного к ус­ловно - досрочному освобождению или освобождению по отбытии полного срока (если в условно - досрочном освобождении отка­зывается), а затем при условно - досрочном освобождении сам осуществляет за ним надзор или высказывает рекомендации сотруднику службы социального надзора. На социальных работников возлагаются задачи по содействию в трудоустройстве лиц, освобождаемых из пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних.

Как уже отмечалось выше, в учреждениях Германии проводится так называемая групповая психотерапия, то есть беседа с группами осужденных по тем или иным актуальным для них вопросам, которые проводят лица, имеющие специаль­ную подготовку. При этом, как правило, делаются ссылки на опыт пенитенциарных учреждений США, где проведение таких бесед практикуется довольно широко. С помощью подобных бе­сед планируется улучшить климат в местах лишения свободы, сгладить конфронтацию меж­ду тюремным персоналом и осужденными, которая в тюрьмах Германии наблюдается в такой же степени, как и в тюремных учреж­дениях других стран.

В Германии, как и в других странах Запада, в ресоциализации несовершеннолетних осужденных широко используется институт пробации (аналог уголовно – исполнительных инспекций в России, только институт пробации Германии имеет более расширенные полномочия и широкое поле деятельности), который может распространяться на лиц, осужденных на срок не свыше двух лет.

Активное участие в этом принимает социальный работник. Вынося решение о назначении ре­жима пробации, суд может предписать помимо общего условия - хорошо вести себя в период испытательного срока - и специальные ограничения в поведении. При назначении пробации несовершеннолетнему председа­тель суда зачитывает специальный документ - своеобразный план мероприятий, которые должны быть проведены с несовершеннолетним в период испытательного срока при участии социального работника. Копии этого доку­мента вручается социальному работнику и несовершеннолетнему, который расписывается в том, что он обязуется выполнять все мероприятия, намеченные в плане. Родители или опекуны также удостоверяют своей подписью тот факт, что они ознакомились с содержанием пла­на. Период испытательного срока при назначении режима про­бации за совершение уголовных преступлений устанавливается по усмотрению судьи от двух до пяти лет.

Исправительные учреждения всех стран не изолированы от социальных проблем общества. Более того, такая актуальная проблема для западноевропейских стран, как борьба со СПИДом, в исправительных учреждениях является еще более злободневной.

Среди осужденных процент Германии процент ВИЧ – инфицированных выше, чем у остальных граждан. Это связано с их прежней «бурной» жизнью на свободе, а также гомосексуальными контактами в стенах ИУ. [[23]] Проблема профилактики СПИДа в тюрьмах наряду с огра­ничениями по отношению к группе риска предусматривает соблюдение прав ВИЧ – инфицированных на достойное сущест­вование. Медицинские и социальные работники регулярно про­водят разъяснительную работу среди осужденных; существует запрет на свободный анализ крови для всех заключенных, особенно для группы риска; несмотря на принципиальное участие ВИЧ – инфицированных заключенных во всех мероприятиях уч­реждения, существуют ограничения для этой категории осужден­ных в форме их более усиленной изоляции в ночное время и на рабочих местах. С одной стороны, среди врачей ИУ существует правило - не разглашать информацию о ВИЧ - инфицированных среди других сотрудников ИУ и осужденных, а с дру­гой стороны, соблюдаются условия с точки зрения создания мер, предотвращающих опасность ВИЧ - заражения. Предусматривают­ся также защитные средства от кровяного и секреторного кон­такта для всех осужденных (например, рассматривался вопрос о более свободном доступе осужденных к одноразовым шприцам и презервативам).

Психологическая проблема, связанная со СПИДом, состоит в том, что из - за постоянного контакта сотрудников и осужденных на ограниченной площади ИУ усиливается психологическое напряжение по поводу риска заразиться вирусом СПИДа, а это порождает негативное отношение к вирусоносителям.

При обращении с ВИЧ - инфицированными осужденными предписано следующее:

- начальный тест на вирус не должен иметь никаких негатив­ных последствий для осужденных;

- не должно быть никаких обозначений на одежде ВИЧ - инфицированных, транспорте, на котором они перемещаются, или в их документах;

- ВИЧ - инфицированных в одиночные камеры не помещают;

-не предпринимают никаких особых действий по отношению к ВИЧ - инфицированным, подход ко всем осужденным должен быть одинаковым;

- бесплатное и анонимное обеспечение презервативами и стерильными шприцами;

- всеобщее социально - психологическое обслуживание по от­ношению к ВИЧ - инфицированным со стороны лиц, осуществ­ляющих благотворительную помощь;

- соблюдение установки на запрет надзора за ВИЧ - инфицированными осужденными после их освобождения;

- все сотрудники и осужденные должны периодически тестироваться на вирус СПИДа [14].

Освобождение из учреждения для исполнения наказания представляет собой важный акт, поэтому законом предусмотрена соответствующая подготовка к нему. В интересах более планомерного перехода к жизни в условиях свободы, осужденному могут быть смягчены условия содержания, в течение трех ме­сяцев перед освобождением ему может быть предоставлен особый отпуск сроком до одной недели; лица, имеющие право сво­бодного передвижения вне зоны пенитенциарного учреждения, могут иметь в течение девяти месяцев перед освобождением особый отпуск до шести дней в месяц. Данные мероприятия, по мнению специалистов, способствуют лучшей интеграции освобождающегося осужденного в общество.

Прежде чем предоставить отпуск, администрация тюрьмы совместно с социальными работниками обязательно проверяет, где осужденный намерен его провести, кто живет по указанному им адресу и в каких условиях, согласны ли его принять там. Если заключенный достоин отпуска, а вне тюрьмы у него никого нет, то социальные работники связываются с добровольным обществом по оказанию помощи заключенным (так называемые «контактные группы») и через них устраивают его в какую - ни будь семью на время отпуска.

Служащие министерства юстиции Германии, в том числе тюрем, тоже состоят в «контактных группах», принимая бездомных не только в дни отпуска, но и после освобождения, пока те не обустроены. Сорок процентов освобождаемых из тюрем Германии в течение первых пяти лет не совершают даже мелких повторных правонарушений, такой результат, по мнению специалистов разных стран, заслуживает высокой оценки.

Согласно закону, освобождаемым оказывается помощь. В процессе рассмотренной выше подготовки к освобождению дол­жен быть обсужден порядок устройства его личных, хозяйствен­ных и социальных дел. Заключенному к моменту освобождения должны помочь найти работу и жилье.

При освобождении бывший заключенный получает материальную помощь от учреждения, деньги на проезд к месту жительства, помощь за счет тех средств, которые он вно­сил на свой счет в течение всего срока отбывания наказания для освобождения, а при необходимости и одежду. Для ис­числения размера последнего вида помощи принимается во вни­мание продолжительность отбытого наказания, личное участие в труде, умение экономить в процессе распоряжения собствен­ными деньгами и «домашними деньгами» в процессе отбывания наказания.

Подготовительные мероприятия сводятся к установлению связей с семьей осужденного, в подыскании для него работы, жилья. Этой деятельностью занимается социальный работник. В законе об исполнении наказания также содержится пред­писание о необходимости оказывать помощь лицам, освобож­даемым из мест лишения свободы. В целях подготовки к освобождению социальный работник дает осужденному совет относительно приведения в порядок своих личных, экономических и социальных дел, советует в какие учреждения, занимающиеся оказанием социальных услуг, он может обратиться, оказывает помощь в поисках рабо­ты, места для проживания, а также иное содействие на первый период времени после освобождения.

При освобождении также применяется полусвободный режим, для чего открываются специальные учреждения. В такое учреждение направляют­ся лица за шесть - девять месяцев до осво­бождения. Решение о направлении того или иного заключенного в это учреждение принимается специальной комиссией, в состав которой входят два представителя тюрьмы, где содержится заключенный, и два представителя другого учреждения. Основная цель пребывания осужденного в уч­реждении полусвободного типа состоит в том, чтобы способствовать восстановлению чув­ства личной независимости, подавленного во время пребыва­ния в тюрьме, помочь заключенному вновь освоиться с правила­ми жизни за пределами пенитенциарного учреждения.

Вновь прибывшему заключенному выдается ключ от комнаты, в которой ему предстоит жить. Комната может быть на одного, двух или трех чело­век. Решение о том, в какую комнату направить вновь прибыв­шего, принимает директор учреждения. Осужденные живут попринципу самообслуживания, работают за пределами пенитенци­арного учреждения. Вновь прибывшему представляется возмож­ность попытаться самому подыскать себе работу (если необходимо, то при помощи социального работника). Если все-таки работу не удалось найти, то тогда трудоустройство осуществля­ется на основе контракта, заключенного учреждением с одним из предприятий. На этом предприятии осужденные рабо­тают на тех же условиях, что и вольнонаемные рабочие, с той лишь разницей, что заработная плата переводится на счет пенитенциарного учреждения. Из заработной платы производятся удержания на покрытие расходов, связанных с проживанием в пени­тенциарном учреждении, осуществляются выплаты алиментов и иных платежей, при необходимости, 15% откладывается на счет осужденного, которым он может воспользоваться после освобождения. Оставшаяся сумма может расходоваться на культурные и иные надобности. Осужденных могут навещать родственники и знакомые. Они могут принимать посетителей в тех комнатах, в которых проживают, без контроля со сторо­ны администрации учреждения. В свободное от работы время осужденные с разрешения администрации могут выходить за пределы и пребывать вне стен учреждения до 22 часов 30 минут.

Вся работа с осужденными строится на принци­пах так называемой групповой терапии. Сотрудник учреждения (социальный работник, либо социальный педагог), несколько раз в неделю проводит групповые беседы с осужден­ными, в процессе которых обсуждаются те или иные проблемы жизни на свободе, разбираются те затруднения, с которыми стал­киваются осужденные в учреждении или за его пределами и совместно в тренинговых занятиях пытаются решить возникающие проблемы.

После того, как в пенитенциарное учреждение поступает судебное решение об условно - досрочном освобождении, осужден­ный проходит медицинский осмотр; с ним беседует начальник. Если одежда заключенного, в которой он поступил в тюрьму, в плохом состоянии, то за счет тюремного фонда приобретается новая, освобождаемому выдаются: справка об освобождении, проездной билет и семьде­сят пять марок в виде финансовой помощи.

Общим условием для всех лиц, освобождаемых условно – досрочно, является требование хорошего поведения. Суд, вынося постановление об условно – досрочном освобождении, решает, следует ли устанавливать за осужденным социальный надзор.

Период, в течение которого за поведением освобожденного условно - досрочно осуществляется надзор (как отмечалось выше аналог уголовно – исполнительной инспекции в России), должен быть не меньше того срока, который остался не отбытым. На период надзора условно - досрочно освобожденному могут быть предписаны определенные ограничения в поведении (на­пример, не злоупотреблять алкогольными напитками, не управ­лять автотранспортом и др.). Несоблюдение этих ограничений может послужить основанием для отмены постановления об ус­ловно - досрочном освобождении.

Осуществление надзора возлагается на службу пробации. Нагрузка на эту службу большая, так как на нее возлагается осуществление надзора и за условно осужденными.

Важно подчеркнуть значение участия самих бывших осуж­денных в управлении и деятельности этой организации, так как именно они составляют ее основную часть. Их участие является также решающим и тогда, когда они на­ходятся в заключении, но именно теперь им придется столкнуть­ся с различными сложными проблемами. Этот орган имеет в своем распоряжении коллектив воспитателей и социаль­ных работников, который направляет деятельность различных групп бывших осужденных. Его структура предусматри­вает участие кадровых сотрудников, как в решении проблем, так и в налаживании связей с различными учреждениями.

Социальную помощь оказывает команда социальных работников, а также служащие других учреждений (закрытых и открытых ИУ, молодежных центров, служб занятости, социального обеспечения и т.д.). Главный менеджер службы социальных работников держит в руках все нити

Наши рекомендации