Специфика социальной работы в тюрьмах Финляндии
Тюрьмы Финляндии находятся в ведении Министерства юстиции. В Финляндии имеется 23 тюрьмы (17 закрытых и 6 открытых), 36 заведений, включая все открытые отделения (имеется еще 5 открытых колоний и 8 других открытых заведений) общей численностью около 3000 заключенных, из них 150 женщин, 100 несовершеннолетних, 118 иностранных заключенных. Кроме того, существует психиатрическая больница для заключенных в г. Турку и Тюремная больница г. Хямеэнлинна. Количество тюремных мест составляет 3438, из них 29% находятся в открытых заведениях. Количество персонала составляет 2544 работника. Затраты на одного заключенного в день составляют около 599 финских марок (90,8 долларов). Соотношение заключенных ко всему населению (5 млн. чел.) составляет 46 заключенных на 100 000 жителей. В тюрьмах закрытого типа может содержаться от 50 до 250 заключенных, в тюрьмах открытого типа - от 16 до 31.
Все тюрьмы подразделяются на три вида: строгого режима (повышенной безопасности); общего режима (средней безопасности); открытые тюрьмы.
В тюрьмах строгого режима (повышенной безопасности) жесткий надзор и более полная изоляция от общества и других заключенных. В тюрьмах общего режима (средней безопасности) заключенные могут общаться между собой, им разрешается выходить за пределы тюрьмы в сопровождении надзирателей. В остальных тюрьмах нет технических противопобеговых сооружений, т. е. заборов, решеток, заключенные живут в камерах, имея при себе ключи от дверей, могут свободно передвигаться в пределах территории учреждения, носят одежду гражданского образца.
Организация социальной работы и всего процесса отбывания наказания в тюрьмах Финляндии направлена на минимизацию разрыва между жизнью в обществе и в местах отбывания наказания. Каждому заключенному в тюрьме предоставляется отдельная камера. В такой камере размещены кровать, стол, стул, шкаф для личных вещей, душ, туалет. Заключенным разрешается пользоваться телевизором, магнитофоном, книгами, письменными принадлежностями, играть в компьютерные игры тем самым, предоставляя им возможность не потерять связи с обществом.
В каждом пенитенциарном учреждении Минюста Финляндии работают от 1 до 3 социальных работников и психологов. Должность социального работника была введена в штаты тюрем в 40-х годах 20 века, но обучение данной специальности появилось спустя 40 лет. В настоящее время для социальных работников организованы курсы повышения квалификации (иногда совместно с психологами, охранниками и т.д.), другие сотрудники также проходят трехнедельный курс по социальной работе. Обучаться социальной работе в Учебном центре могут лица, имеющие высшее образование в области социальной политики.
Социальные работники, так же как и психологи имеют отдельный кабинет. На рабочем месте социального работника предусматривается наличие пишущей машины, персонального компьютера, архива, документов, касающихся социального обслуживания (законы, акты, журналы), материалов по жилищных вопросам, проблемам преодоления наркотической и алкогольной зависимости.
При первой беседе социальный работник составляет вместе с заключенным индивидуальную программу, которая предусматривает анализ и решение всех сложных вопросов вплоть до его освобождения и даже после.
Сотрудники психиатрической больницы лечат заключенных, нуждающихся в психиатрическом уходе, и вместе со специалистами психиатрических отделений других пенитенциарных заведений проводят исследования душевного состояния обвиняемых. В Финляндии имеется и тюремная больница на 70 коек. Она находится при центральной тюрьме г. Хямеэнлинна. В 2000 году 15 заключенных умерли, из них 9 покончили жизнь самоубийством, что говорит о довольно высоком уровне суицида. Основные направления социальных работников и работы психологов тюремной больницы и психиатрической лечебницы такие, как и в других пенитенциарных учреждениях, только они, учитывая контингент, проходят в более сложных условиях (например, свою безопасность тюремный персонал психиатрической лечебницы обеспечивает самостоятельно, предварительно пройдя специальное обучение).
Как и во всех скандинавских странах, в Финляндии заключенные обязаны заниматься социально – полезной деятельностью: работать или учиться. При этом и то и другое оплачивается государством. Рабочий день составляет 40 часов в неделю. Диапазон производственной деятельности охватывает металлообработку, столярное дело, изготовление лодок из стекловолокна, сельское хозяйство, строительные работы, кустарное производство и текущие работы в заведениях. Курсы и другое обучение организуются социальными работниками в сотрудничестве с местными органами власти. В субботу и воскресенье они отдыхают, как и все граждане государства. Есть тюрьмы, в которых заключенные находятся только в ночное время и работают на гражданских предприятиях или учатся в учебных заведениях.
Руководство пенитенциарных учреждений Финляндии изыскивает средства, находит различные формы и методы, разрабатывает оригинальные образовательные программы и спецкурсы для заключенных. Формально обучение заключенных осуществляется в соответствии с общим законодательством об основном, профессиональном и ином образовании в стране. Около 50% финансирования профессионального обучения берут на себя органы образования и муниципалитеты, остальную часть - тюремная администрация.
Осужденным в Финляндии законодательно предоставлен выбор: труд или учеба в рабочее время. Тюрьмы не имеют своих учебных заведений и учителей, обучение организуется в сотрудничестве с внешними учебными заведениями при содействии социального работника. Если заключенный желает получить среднее образование, то для решения своей проблемы он должен обратиться за помощью к социальному работнику. Социальный работник совместно с инспектором по образованию решает, как организовать процесс обучения. Если позволяет режим тюрьмы, осужденные могут обучаться за пределами мест заключения; если же заключенный находится в закрытой тюрьме, то социальный работник должен договориться с учебным заведением об организации обучения в специально оборудованных классах тюрьмы.
Таким образом, образование, полученное в тюрьме, в полной мере соответствует образованию, полученному в рамках общей системы образования в стране. Учащемуся, успешно сдавшему экзамены, выдается документ, как и в обычном учебном заведении.
Подготовку специалистов по социальной работе для тюрем осуществляет Учебный центр персонала пенитенциарных учреждений, который является головным специализированным образовательным учреждением Минюста Финляндии. Он был создан в 1976 году. Это единственное учебное заведение такого рода. В Центре базовый курс обучения ежегодно проходят 40-60 курсантов. К поступающим предъявляются следующие требования: возраст не менее 19 лет; как минимум вторая ступень профессионального обучения или лицейское образование; пригодность для работы в пенитенциарных учреждениях по состоянию здоровья, физическому развитию и другим качествам. Средний возраст студентов 24-26 лет, многие уже имеют другую специальность. Каждый третий обучающийся - женщина. В Финляндии женщины могут работать в тюрьмах для мужчин, а мужчины - в женских.
Обучение сроком около года началось в 1986 году. За 1988-2005г.г. на обучение было принято в среднем 10 % от общего числа абитуриентов. В Центре учатся курсанты, сдавшие экзамены в высших школах социальных работников и здравоохранения, а также работавшие с молодежью и наркоманами, пожарные, водители скорой помощи, коммерсанты, реставраторы, монтажники, парикмахеры, повара и другие работники общественного питания, лесники и иные работники лесного хозяйства – люди различных профессий, пожелавшие сменить поле деятельности или приобрести дополнительную квалификацию.
Кадровый состав включает в себя 25 штатных должностей. Всего учебный процесс обеспечивает около 30 сотрудников и несколько преподавателей-почасовиков. Обучение на курсе охватывает период в 40 учебных недель и включает теоретический и практический курсы и 13 недель рабочей практики.
Ежегодно организуется около 120 мероприятий по повышению квалификации. Обучение может состоять из серии лекций, кратковременных курсов или обучения на рабочем месте. В течение года свою квалификацию повышают 3000 работников пенитенциарных учреждений.
В Учебном центре расположена библиотека Управления исправительных учреждений, созданная в 1978 г., которая предназначена для исследований, повышения квалификации тюремных работников и планирования деятельности пенитенциарных учреждений. Задачей библиотеки также является предоставление информации о различных направлениях работы с заключенными (социальной работе, психологии, криминологии, криминальной политике). Библиотечный фонд состоит более чем из 19 тысяч томов и 400 видеозаписей. Периодическая печать состоит из подписных газет и журналов и включает в себя 200 наименований. В библиотеке имеется коллекция старых книг (примерно тысяча экземпляров), в том числе и о социальной работе в пенитенциарных учреждениях. Ранее коллекция принадлежала г-ну Адольфу Гротенфельту, первому генеральному директору управления исправительных учреждений. В ней имеется и ряд книг исторического социального характера на русском языке.
В Финляндии создана система альтернативных лишению свободы наказаний. Одной из таких альтернатив являются общественные работы, введенные с 1 января 1997 года. Они исполняются в качестве общего вида наказания, и социальная работа в процессе их осуществления имеет свою специфику. Так, наказание общественными работами выносится вместо лишения свободы на срок до 8 месяцев. Осуждённый должен выполнять общественно-полезную (неоплачиваемую) работу в объёме от 20 до 200 часов. Ее выполнение происходит согласно графику в течение 3-4 часов в день, обычно два раза в неделю. Служба общественных работ контролирует ее выполнение осужденным. Весь срок отбывания наказания осуждённый может проживать по месту жительства и сохранять за собой место работы или учебы; так же у него сохраняется право на получение пособия по безработице. Общественные работы выполняются только в свободное время осуждённого.
Наказание общественными работами выносится в случаях, если:
1) преступление карается лишением свободы на срок до 8 месяцев;
2) осуждённый согласен на выполнение общественных работ;
3) предполагается, что осуждённый справится с работой.
Для наказания общественными работами не установлено возрастных рамок. Тюремное заключение, которое осужденный отбывал ранее, также не является препятствием для такого наказания. В сложных случаях решения выносятся в судебном порядке.
Предварительно проводится специальное исследование пригодности к выполнению общественных работ. Наказание общественными работами не назначается, если при проведении исследования выясняется, что риск неудачи обвиняемого в выполнении обязанностей является очевидным и может произойти дальнейшая десоциализация его личности. В том случае, если прокурор предполагает, что за совершённое преступление может последовать наказание в виде лишения свободы на срок до 8 месяцев, он должен обратиться в службу общественных работ с просьбой провести исследование на предмет годности обвиняемого к выполнению работы. Если же он не обратился с данной просьбой, то обвиняемый может сам сделать это.
При проведении исследования обвиняемому разъясняется влияние общественно полезного труда на его жизнь, требования общественных работ как вида наказания, а также определяется степень желания обвиняемого выполнять их. Учитывается социальное положение обвиняемого и при необходимости для него планируются дополнительные услуги, помогающие справиться с выполнением общественных работ. Обвиняемому компенсируются расходы на проезд, вызванные проведением исследования.
Суть общественных работ заключается в следующем:
- они организуются в государственных, волостных или церковных учреждениях, а также в других организациях, не преследующих коммерческой выгоды. Подходящими местами для них являются, например, учреждения по обслуживанию и уходу за больными и престарелыми.
- за выполнение общественных работ обвиняемый не получает вознаграждения. С другой стороны не возникает и никаких дополнительных расходов, так как по заявлению обвиняемого ему могут компенсировать умеренные расходы на проезд.
- служба общественных работ указывает место их прохождения. При организации места общественно-полезной деятельности стремятся к тому, чтобы служебные обязанности были для обвиняемого подходящими. Задачей службы общественных работ является также оказание поддержки осуждённому, чтобы он смог справиться с отбыванием наказания.
- на реабилитационные услуги для людей с проблемами алкоголизма и употребления наркотических средств можно использовать максимум пять часов от времени наказания. Такие услуги предоставляются осужденным только с разрешения службы общественных работ.
Для обвиняемого утверждается план, согласно которому осуществляется прохождение работ. От утверждённого графика нельзя отклоняться без разрешения службы общественных работ, которая контролирует их прохождение.
За незначительные нарушения условий службой общественных работ даётся письменное предупреждение. Грубые нарушения, например, прогул без уважительной причины или появление в нетрезвом виде, ведут к прерыванию общественных работ и направлению сообщения прокурору. По представлению прокурора суд может заменить оставшееся время общественных работ тюремным заключением. Они могут быть также прерваны из-за совершения осужденным новых преступлений.
В финском законодательстве особо оговаривается, что заключенным в тюрьмах должны быть обеспечены условия, почти не отличающиеся от условий нормальной жизни на свободе. Считается, что лишение свободы уже само по себе является достаточно тяжелым наказанием, и его нельзя дополнять каким-либо ущемлением человеческого достоинства. С учетом этого в Финляндии продумана и система социальной помощи осужденным и реабилитации лиц, отбывших наказание. Унизительные отметки о судимости в документах, упоминания о ней в каких - либо анкетах не практикуется.
Таким образом, служба социальной работы нашла достойное место в тюрьмах Финляндии и охватывает все сферы работы с осужденными.
§ 4. Деятельность социальных служб в пенитенциарных учреждениях Великобритании
Одной из первых стран, организовавших социальную работу в своих исправительных учреждениях, является Великобритания.
Тюрьмы Великобритании находятся в ведении Министерства внутренних дел. Они подразделяются на три независимые системы:
- тюремную службу Северной Ирландии;
- тюремную службу Шотландии;
- тюремную службу Англии и Уэльса.
Существуют следующие виды тюремных учреждений:
- центральные тюрьмы, предназначенные для содержания осужденных на длительные сроки (от 3 лет и выше);
- региональные тюрьмы, которые обслуживают несколько административно - территориальных единиц и предназначены для содержания специально отобранных заключенных, осужденных впервые на срок от 12 месяцев и более;
- исправительные тюрьмы являются тюрьмами или отделениями тюрем, предназначенными для содержания рецидивистов в возрасте старше 21 года, подающих надежды на исправление;
- местные тюрьмы, которые обслуживают одну административно –территориальную единицу. В них направляются впервые осужденные.
Для содержания молодых преступников в возрасте до 21 года в Англии имеются так называемые борстальские исправительные учреждения и «исправительные школы».
Наряду с широкой сетью исправительных школ в Англии существует система исправительно – воспитательных центров с кратковременным сроком содержания несовершеннолетних правонарушителей. [[18], С.4]
Весь срок заключения распределяется на три периода:
- пробный период (одиночное заключение);
- исправительный период (общее заключение с привлечением к труду);
- условно - досрочное освобождение (по отбытии не менее трех четвертей срока наказания).
Между исправительным периодом и условно - досрочным освобождением предусматривается еще один этап - переходное заключение в тюрьме с полусвободным режимом (выход на работу без конвоя, свободное общение с внешним миром). Данный режим успешно применяется и в ИУ других стран. Он способствует успешной адаптации освобождаемых осужденных к жизни в обществе.
Закон Британских тюремных правил гласит: каждому заключенному должна быть предоставлена возможность получить образование; в каждой тюрьме должны быть разработаны образовательные программы вечерних занятий и созданы условия для того, чтобы желающие могли повысить образовательный уровень заочно или получить подготовку по профессии в свободное время. Если можно, то эту подготовку следует организовывать в часы, отведенные для труда (засчитываются или оплачиваются как труд). [[19], С.10]
При реализации социальных программ тюремный персонал Великобритании руководствуются следующими пенитенциарными Европейскими правилами:
1) в каждом учреждении должны быть социально – образовательные программы, чтобы обеспечить всем заключенным возможность развивать способности, потребности. Их цели – совершенствование перспектив, ресоциализация, развитие в каждом самоуважения, нравственное воспитание;
2) образование должно рассматриваться как форма организации свободного времени заключенных, ему должен придаваться такой же статус, как и труду, оно должно стать составной частью программ исправления;
3) большое внимание нужно уделять образованию молодежи, иностранцев и представителей национальных меньшинств;
4) особые программы разрабатываются для заключенных со специфическими проблемами.
5) образовательные программы тюрьмы должны интегрироваться с системой образования в стране, чтобы после освобождения каждый мог продолжить образование;
6) заключенные имеют право обучаться вне тюрьмы.
Так же в условиях ИУ действуют общегосударственные социальные программы по ликвидации безработицы (для профилактических целей). В соответствии с ними безработным предоставляется возможность получить профессиональные навыки. Для молодежи, беременных женщин, инвалидов и других категорий граждан существуют отдельные программы и курсы обучения и воспитания.
Образовательный диапазон очень широкий - от начального до высшего, что облегчает интеграцию освобождаемого осужденного в общество: вечерние занятия (по вечерам); обучение в течение нескольких дней в неделю; обучение в открытых колледжах и университетах (заочное); обучение на специальных курсах; организующие курсы для женщин, желающих получить «мужские» специальности. Обучение для заключенных в основном бесплатное (за счет спонсоров, благотворительных организаций), хотя есть и платные образовательные услуги. Разрешается обучение в тюрьме и за ее пределами.
В соответствии с программой «Планирование освобождения» (подготовка заключенных к освобождению из тюрьмы) социальные службы ИУ раздают набор разъяснительных листовок, содержащих информацию о том, куда надо обратиться по вопросам обучения, трудоустройства, жилья. В них есть полезные советы о том, когда нужно начать обдумывать свои жизненные планы, почему надо учиться, какие образовательные программы выбрать, где получить дополнительную информацию, с чего начать.[[20], С.33]
Решением этих вопросов занимаются социальные работники, отдел образования тюрьмы или общественные организации, которые имеют в тюрьме отдельную комнату. Часть информации заключенные могут получить из специального журнала, издаваемого ими самими. Он содержит следующие разделы: поэзия, проза (рассказы), загадки, интервью, информация.
Активную помощь в проведении социальной работы в исправительных учреждениях оказывает международная религиозно–филантропическая организация - Армия спасения, образованная в Англии в 1865 году. Впоследствии Армия спасения распространила свою деятельность на многие страны. [10, С.301]. В настоящее время деятельность Армии спасения охватывает 96 стран всех континентов земного шара. Причем работа ведется на 127 языках.
Численность Армии спасения составляет 3 миллиона членов. Она насчитывает свыше 14.000 корпусов (приходов), а также большое количество социальных, медицинских, образовательных и других общественных служб. Данная организация оказывает помощь преступникам, в суде, в местах заключения, а также после освобождения. Более 120 исправительных и испытательных заведений управляются Армией спасения. Солдаты Армии считают, что заключение должно быть не наказанием, а как – бы периодом реабилитации человека, в течение которого он смог бы с их помощью изжить в себе дурные наклонности.
К основным принципам социальной работы Армии спасения относятся:
- как бы ни был человек принижен, низко павшим, бедным, ему следует предоставить возможность жить здоровой, чистой, трудовой жизнью;
- таким людям следует помочь, ставя их в положение помощи самим себе. Из них не следует делать нищих, давая им милостыню, и, если они в силах работать, следует предоставлятьим возможность добывать себе содержание самостоятельно;
- простое улучшение обстоятельств жизни человека мало действенно, если в его нравственном облике не произошло очищения посредством религиозно - нравственного воспитания;
- нет безнадежно павших, безвозвратно погибших. Как бы низко ни пал человек, он имеет право на помощь, если в нем есть желание исправиться.
Так же в своей деятельности и при планировании социальной работы Армия спасения руководствуется следующими принципами:
1. Планом должна быть предусмотрена коррекция личности, если именно характер или поведение человека составляют основу его неудач.
2. План предусматривает мероприятия по изменению обстоятельств жизни человека, если они являются истинной причиной его тяжелого положения и находятся вне его контроля.
3. План должен соответствовать ситуации, в которой предстоит действовать.
4. План должен отражать постоянную, на протяжении определенного времени работу, а не единичное судорожное усилие справиться с несчастьями сегодняшнего дня.
5. План должен быть выполнимым практически.
6. План не должен приносить вред человеку.
7. Помощь одному классу или группе общества не должна подвергать опасности благополучие других.
Деятели Армии спасения понимают социальную работу как уникальное сочетание определенных знаний и умений, с одной стороны, и внутренних ценностей социального работника, реализуемых в процессе оказания помощи людям, – с другой. Настоящего социального работника должно характеризовать ответственное отношение к своей профессии, что проявляется в знании им всех возможных путей и способов действия, которое может использовать клиент, в способности сформулировать конкретные предложения и объяснить их клиенту, а также помочь ему выбрать оптимальные решения. Кроме знания путей и способов разрешения проблемы, социальный работник ответственен за выбор клиентом способов дальнейшей жизни. Социальный работник не только профессионально указывает путь решения, но и несет моральную ответственность за помощь клиенту в обеспечении его информацией для принятия решения.
Представляет интерес опыт Великобритании в области попечительского надзора. Институт попечительского надзора существует с 60 – x годов XX века и вполне оправдал себя. В нем работает около шести тысяч специалистов и 1600 вспомогательных сотрудников социальной сферы, которые проводят широкие обследования, помогающие судам выносить приговоры, а также ведут работу с теми, кто получил отсрочку исполнения наказания, был приговорен к общественно - полезным работам, и проводят воспитательную работу с условно - досрочно освобожденными в целях их социальной интеграции.
Задачей работников социальной сферы (попечителей – социальных работников) является подбор места работы и организация трудоустройства на время отсрочки исполнения наказания, а также для освободившихся осужденных. Под контролем службы попечительского надзора осужденные при отсрочке исполнения наказания могут пройти курсы, на которых их обучают полезному использованию времени. Кроме того, можно научиться рациональному обращению с деньгами и деловым временем, пополнить знания, необходимые для выработки законопослушного образа жизни. Осужденный при содействии социального работника обязан найти себе жилье и работу, дающую, по возможности, стабильный доход, должен, если это возможно, восстановить нарушенные семейные связи, что тесно связано с задачами его ресоциализации.
В ведении попечительского надзора находятся и учреждения, обеспечивающие возможность получения жилья. Для временного размещения осужденных, не имеющих жилья, используются дома временного содержания. Вынося решение об отсрочке исполнения наказания в виде лишения свободы, суд обязывает осужденного временно поселиться в одном из таких домов, указывая, что потом он должен с помощью социального работника решить свою жилищную проблему. В этих же домах предоставляется временное жилье лицам, вышедшим из исправительных учреждений и не имеющим ни семьи, ни дома.
По оценкам специалистов, в Великобритании отсрочка исполнения наказания в 80 процентах, применение наказания в виде общественно полезных работ в 75 процентах случаев дают хорошие результаты. Эти цифры являются свидетельством подготовленности социальных работников и успешной работы попечительского надзора. Наряду с этим, некоторые авторы отмечают, что за последние годы в структуре английского общества увеличивается присутствие социальных слоев со слабой связью и низкой интеграцией в окружающем мире. Растут бедность, безработица, распадаются семьи, становится все больше бездомных. Среди совершающих преступные деяния увеличивается количество тех, кто утратил социальную почву, опустился на дно общества, оказался в материальном тупике, как правило, из-за недостатка социальных учреждений, призванных действовать в рамках уголовной политики и практики исполнения наказаний.
Именно поэтому в настоящий момент уделяется большое внимание социальной службе, деятельность которой направлена в основном на интеграцию индивида в общество.
Итак, подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что организация деятельности социальных работников в УИС Великобритании находится на высоком уровне. Большую помощь в деятельности социальных служб ИУ оказывают общественные организации, добровольные помощники (волонтеры), особенно в организации досуга осужденных в ИУ и их освобождения из мест лишения свободы.
Значительная роль в организации социальной службы отводится попечительскому надзору, в рамках которого осуществляет свою деятельность социальный работник, помогая осужденному не потерять связи с обществом.