Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
Допрос — способ получения личных доказательств. Полнота и достоверность получаемой на допросе информации зависит и от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования представлений памяти и их реконструкции.
Следователь при допросе сталкивается с обилием разрозненной информации. Его задача — систематизировать эту информацию, найти ее ключевые, системообразующие элементы, выдвинуть систему вопросов, восстанавливающих "каркас" расследуемого события, по части события восстановить событие в целом, дать отдельным фрагментам события адекватную интерпретацию.
Допрос — наиболее психологизированное следственное действие, связанное с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, психическим взаимодействием между ними. Центральными психологическими проблемами допроса являются оценка показаний, система приемов правомерного психического воздействия в целях получения правдивых показаний, способы изобличения ложных показаний.
Одна из основных задач допроса — выявить объективную чувственную первооснову по субъективным свидетельским описаниям. Для этого необходимы активное взаимодействие следователя с опрашиваемым лицом, оказание ему мнемической помощи.
Мнемическая помощь — содействие восстановлению в памяти допрашиваемого лица забытого им материала. Она основана на оживлении смысловых и пространственно-временных связей, ассоциаций. Актуализация ассоциаций по смежности, сходству, контрасту, логическим связям явлений, по структурно-функциональной объединенности — основные приемы мнемической помощи. Для уточнения пространственных представлений возможно использование фотографий, схем, выезд на место происшествия с целью реконструкции реального поведения лица в соответствующих пространственных условиях.
Мобилизации памяти допрашиваемого содействуют: предоставление возможности свободного рассказа, повторение рассказа с различных стадий повествования (с середины, конца событий, изложения отдельных эпизодов) допрос о фактах, сопутствующих
преступлению (ассоциации по смежности, сходству, контрасту, причинно-следственные ассоциации); предъявление вещественных доказательств, находящихся в прямой или косвенной связи с забытым фактом; допрос на месте происшествия; ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц; применение на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей, макетов.
Сообщения допрашиваемых лиц становятся показаниями, доказательствами лишь после их объективной оценки. Центральная проблема допроса — оценка показаний, определение их истинности. При этом особое внимание обращается на: 1) логическую связь сообщаемых сведений, их непротиворечивость или противоречивость; 2) соответствие или несоответствие сообщаемых сведений другим доказательствам; 3) общие прихофизиологические возможности данного индивида.
Психологические аспекты отдельных следственных действий.
Предварительное следствие уголовного дела можно рассматривать как познавательный, коммуникативный и удостоверительный процессы, представляющие серьезное требование к познавательной сфере, мышлению, социально-психологическим качествам, юридической грамотности следователей и судей.
Психология осмотра места происшествия.
В ходе осмотра места происшествия основное внимание необходимо уделять организации познавательной психической деятельности: восприятию, мышлению, воображению, памяти. Основным методом изучения обстановки на месте преступления является наблюдение, то есть преднамеренное и целенаправленное восприятие.
В значительной мере эффективность наблюдения при осмотре места происшествия зависит от знания следователем ряда закономерностей функционирования познавательных явлений. Известно, что с помощью зрения человек получает 60-65% информации об окружающем мире; с помощью слуха - 10-15%; осязания - 7-10%; обоняния - 2-4%. Таким образом, ведущим чувственным каналом при осмотре места происшествия является зрение.
Психология допроса.
Эффективность допроса зависит от коммуникативных качеств следователя, развития его умений психологического воздействия на допрашиваемого и правильного выбора тактики действий в зависимости от личностных качеств допрашиваемого. В психологической литературе выделяются коммуникативные качества допрашивающего: выдержка, эмоциональная устойчивость, общительность, умение слушать, вежливость, чуткость, умение познавать внутренний мир человека, наблюдательность, интерес к людям, способность быстро и верно оценивать психическое состояние человека, чувство ответственности и нестандартность мышления.
Без понимания личности допрашиваемого невозможно построение продуктивной тактики допроса. При этом следует помнить о значительных трудностях процесса допроса. Одной из таких трудностей является отрицание вины обвиняемым. Следователю необходимо разобраться в мотивах отрицания вины. Среди таковых могут быть: а) страх обвиняемого перед наказанием; б) желание избежать неблагоприятных последствий для себя, родственников и близких; в) боязнь огласки и общественного осуждения; г) личное неприязненное отношение следователя к допрашиваемому и т.д..
Другой трудностью допроса является самооговор допрашиваемого (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и др.). Важно не только установить факт самооговора, но и выявить его причины. К числу мотивов самооговора можно отнести: а) стремление избавить от наказания действительного виновника; б) боязнь огласки каких-либо компрометирующих фактов; в) желание получить от заинтересованного в самооговоре лица определенную материальную выгоду; г) желание ускорить расследование; и т.д..
Эффективность допроса зависит от целесообразного и своевременного применения различных приемов психологического воздействия на допрашиваемого. Среди таких приемов отмечают: “последовательность”, “внезапность”, “выжидание”, “снятие напряженности”, “форсированный темп допроса”, “замедленный темп допроса”, “создание впечатления о хорошей осведомленности допрашиваемого”, “вызов”, “создание психической напряженности у допрашиваемого”, “настройку”, “пресечение лжи”, “опору на положительные качества личности допрашиваемого”, “использование “слабых мест” у допрашиваемого”, “повторность допросов” и т.д.
Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби в процессе предварительного следствия.
Под маскировкой часто понимаются действия преступника или правонарушителя, имеющие своей целью сокрытие подлинных намерений, дезинформацию и введение в заблуждение работников органов правопорядка.
Маскировка может выражаться в сокрытии своих переживаний и психических состояний, в совершении действий с какими-либо предметами, в контактах с другими людьми. Кроме того, маскировочные действия могут быть направлены на сокрытие личных планов, оценок, отношений, то есть сокрытие истинных психологических переменных в поведении преступника.
Одной из разновидностей маскировок является инсценировка. Обычно инсценировка включает в себя систему маскировочных действий для создания искусственной картины происшествия в целях сокрытия преступления.
С психологической точки зрения инсценировка криминальной ситуации может быть охарактеризована как опосредованное межличностное взаимодействие, возникающее в процессе расследования преступления между двумя сторонами (противниками): следователем (а также другими работниками органов правопорядка) и преступником - субъектом инсценировки. Инсценировка реализуется посредством активных воздействий субъекта инсценировки на противника (следователя и других работников органов правопорядка) с использованием передачи лживой информации о своих истинных целях и намерениях и направленных на формирование искаженной картины криминальной ситуации.
Часто встречающейся разновидностью инсценировки является ложное алиби. Суть ложного алиби сводится к попыткам преступника убедить работников органов правопорядка в том обстоятельстве, что он не имел физической возможности совершить преступление, так как в момент его совершения находился в другом месте. Возможны два варианта действий преступников для создания ложного алиби: 1) сокрытие преступниками времени совершения преступления посредством “размывания” границ его временных параметров; 2) изменение времени совершения преступления путем “смещения” его фактических временных параметров на более поздний или более ранний период.