Создание советской судебной системы. Судебная реформа 1922 г.

По положению о судоустройстве РСФСР 31 октября 1922 года(Судебная реформа 1922 года) судебная система состояла из народных судов,губернских судов и Верховного Суда РСФСР, который начал функционировать с 1января 1923 года. Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы былиликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел создавались военные ивоенно-транспортные суды, земельные комиссии, особые сессии народных судов (потрудовым делам), позднее – арбитражные комиссии.

В компетенции действовавшего в составе Верховного Суда РСФСРПленума наряду с рассмотрением дел в порядке надзора входило толкование законовпо вопросам судебной практики.

Судебная реформа 1922 года закрепила основные принципыорганизации советской судебной системы: ее единство, построение с учетомгосударственного устройства, соответствие новомуадминистративно-территориальному делению.

Кадровому составу судей в этот период уделялось большоевнимание. Во главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическоеобразование и знание законов. Отсюда и социальный состав судей: при избраниипредпочтение отдавалось рабочим и крестьянам. Отмечался постоянный рост числасудей-членов партии.

В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что составляло15,3% ко всему числу сотрудников Суда.

Данные, касающиеся образовательного уровня народных судей вРСФСР, замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели нетолько юридического, но и образования вообще. Поэтому тезис коммунистическойпартии « О дальнейшем укреплении социалистической законности» с людьми,большинство из которых не имели понятия о законах, был явно невыполним.

Народные судьи избирались губисполкомами на один год и моглибыть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированномупредложению Наркомата юстиции. Такие же требования были установлены и ккандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовыйсостав.

Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. Вусловия новой экономической политики изменилось соотношение уголовных игражданских дел. Особенно выросло количество последних.

Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 годапостановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке рассмотрения земельных споров». Ониподразделялись на:

1) волостные

2) уездные

3) губернские.

Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовалисьправами народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам ирассмотрение кассационных жалоб на решение губернских земельных комиссийвозлагались на Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особойколлегией высшего контроля по земельным спорам. В конце 20-х годов все дела,разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, аПостановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года эти комиссии былиупразднены.

Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживлениетоварооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страныпородили еще один орган юрисдикции – арбитражные комиссии, которые сталипрообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественныхспоров между государственными учреждениями и предприятиями. Устанавливалось,что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиямиразрешаются арбитражными комиссиями: в центре – при Совете Труда и Обороны(СТО), а на местах – при областных экономических совещаниях (ЭКОСО).

Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороныобразовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению

Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражныекомиссии тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января1931 года «Об упразднении арбитражных комиссий» они были ликвидированы, а в мае1931 года учрежден специальный административный орган – Государственныйарбитраж.

Губернские суды

Важную роль в трехзвенной системе судебных органов, созданнойв 1922 году, играл губернский суд. Он действовал в качестве суда первойинстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационнойинстанции для дел, решенных народными судами, а также органа судебногоуправления в отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял изпредседателя, двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей,привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В составегубернского суда имелись уголовный и гражданский отделы, возглавляемыезаместителями председателя суда. Как орган судебного управления губернский судимел пленум, а с 1924 года и президиум, а также дисциплинарную коллегию длярассмотрения дел о служебных проступках судебных работников.

В 1924-1925 годах в РСФСР проводилось новоеадминистративно-территориальное деление на основе экономического районированияи с учетом национальных особенностей. Вместо деления на губернию, уезд, волостьвводилось новое: край (область), округ, район. В 1924 году образован Уральскийобластной суд, в 1925 году – Сибирский и Северо-Кавказский краевые суды.

Наркомюст внес предложение в Совнарком, а последний взаконодательные органы РСФСР – не создавать окружные суды, ограничившисьследующей структурой: народный суд, краевой или областной суд и Верховный Суд.Ко времени проведения Судебной реформы 1922 года в системе трибуналовсуществовал в качестве высшего органа судебного надзора, суда первой инстанциии кассационного суда Верховный трибунал при ВЦИК, имевший отделения вреспубликах. Одновременно с ним в системе Наркомюста функционировал такжеВысший судебный контроль, осуществлявший функции надзора в отношении всех безисключения судов республики.

Верховный суд РСФСР был создан постановлением ВЦИК от 18 января 1923г.и действовал в составе Президиума, Пленарного заседания, кассационных коллегийпо уголовным и гражданским делам, военной и военно-транспортной коллегий,дисциплинарной коллегии. Председатель Верховного суда, его заместитель, председателикассационных коллегий, председатели судебных коллегий по гражданским иуголовным делам и председатели военной и военно-транспортной коллегийсоставляли Президиум Верховного суда, который являлся и органом судебногоуправления.

44.Образование СССР и его юридическое оформление.

Образование СССР. Конституция 1924 г. Основные положения.

Образование СССР. Договор и Декларация об образовании СССР, их правовые основы.
Образование СССР определяется след. причинами:
- необх-тью объединить эк-кие ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хоз-ва и перехода к новой эк-кой политике;
- необх-стью защитить независимость советских республик, усилить обороносп-сть и поднять авторитет в мире, чтобы решать внешнеполит. задачи в окружении враждебных гос-в.

Предпосылок для объединения было 2: 1) полит. предпосылкой образования СССР было существование в республиках аналогичного режима - диктатуры пролетариата. 2) эк-кой предпосылкой явилась общественная собст-ть на средства производства.

В дек. 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии. На них были приняты постановления о необх-ти создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, кот-м было признано своевременное объединение 4ех независ-х республик в Союз Советских Социалистич-х Республик.
30 дек. 1922 г. открылся I съезд Советов Союза ССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.
Декларация провозглашала образование СССР и определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное гос-во, определял сист. высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза. Устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение Договора могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в тексте не содержалось.

На этом же съезде были проведены выборы ЦИК СССР. Исполнительным органом стал СНК СССР. Первое правительство СССР пор, руководством В. И.Ленина было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г.
Первоначальное формирование территории СССР заняло несколько лет. В 1925 г. на 1х Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов были приняты декларации об образовании Узбекской ССР и Туркменской ССР, которые провозгласили решения о вхождении их в состав СССР. На III съезде Советов СССР в мае 1925 г. республики были приняты в состав СССР.
Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения.

Конституция СССР 1924г. — это первая союзная Конституция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и единогласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.
Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор подразделялся на 11 глав, а главы — на 72 статьи.
Конституция СССР, по существу, заменила собой Союзный договор, окончательно закрепив идеи федерации союзных республик. В СССР сочетался суверенитет Союза с суверенными правами его членов.
Конституция определяла компетенцию Союза: общее управление народным хозяйством и его важнейшими отраслями, регулирование межреспубликанских отношений, организацию и руководство вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, представительство в международных отношениях. К ведению Союза также относились: установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками.

Большое внимание уделялось гарантиям прав членов Союза. Так, права союзного государства были перечислены исчерпывающе, права же членов Союза ничем не ограничивались, за исключением сфер, переданных союзному государству. Закреплялось также право свободного выхода из Союза.
Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы — СНК.
Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.
Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Наши рекомендации