Формирование партийно-бюрократической диктатуры в СССР в 20 – 30-е гг
в 20-30-е гг. Культ личности Сталина.
С середины 20-х гг. и почти на три последующих десятилетия роль главного охранителя и толкователя ленинских идей, лидирующего теоретика большевика присвоил себе Иосиф Виссарионович Сталин ( 1839–1953 )—Генеральный секретарь ЦК ВКП(б). Едва ли не наиболее яркая особенность интеллекта Сталина—упрощенное восприятие и изображение социального мира, самых различных общественных явлений. Будучи незаурядным политическим деятелем, Сталин прекрасно сознает, что поддержку масс можно заполучить лишь тогда, когда твои идеологические установки легко и быстро усваиваются рядовыми партийцами-большевиками, обыкновенными гражданами. Отсюда постоянное приспособление им таких установок по существу и по форме к менталитету и степени образованности именно этих людей.
Вследствие упрощенного восприятия и изображения Сталиным социального мира тексты, которые вышли из-под его пера несут печать догматизма. Сталинское кредо заключено в тезисе, согласно которому ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности. В диктатуре пролетариата Сталин выделяет несколько ее аспектов. Прежде всего, он усматривал в ней власть, которая жизнедействует как насилие, подавление, принуждение. Еще один аспект диктатуру пролетариата, по Сталину—отализационный.
Пролетарская революция не достигнет намеченных целей, если не создать специального органа в виде диктатуры пролетариата в качестве своей основной опоры. Диктатура пролетариата представляет собой “ новое государство”, с новыми органами власти в центре и на местах, государство пролетариата возникшее на развалинах старого государства, государства буржуазии. Свой взгляд на природу государства вообще Сталин формулирует так “ Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления своих классовых врагов”.
Он действовал не путем убеждения, разъяснения, а путем безоговорочного подчинения его требованию, тот кто сопротивлялся этому или старался доказать свою точку зрения, свою правоту был обречен на исключение из руководящего коллектива с последующим моральным и физическим уничтожением.
В период 1935-1937 гг. сложилась практика массовых репрессий по государственной линии сначала против ленинизма—троцкистов, бухаринцев, а затем и против многих честных коммунистов, против тех кадров, которые вынесли на своих плечах гражданскую войну, самые трудные годы индустриализации и коллективизации. Сталин ввел понятие “ враг народа” этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ведешь политику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям. Это привело к вопиющим нарушениям революционной законности, к тому, что пострадали многие совершенно ни в чем не виноватые люди, которые в принципе выступали за линию партии.
При работе с кадрами Сталин, отбрасывая ленинский метод убеждения и воспитания, переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы. Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч людей, казни без суда порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.
По Сталину две основные функции характеризуют деятельность Государства—внутренняя—держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя—расширять территорию своего господствующего класса за счет территорий других государств или защищать территорию своего государства от нападения со стороны других Государств. На “ развалинах старого государства”, учит Сталин, возникает Советская власть, т.е. государственная форма диктатуры пролетариата. На мусорную свалку истории диктатура пролетариата отправляет территориальный принцип организации государства, принцип разделения властей. Советская власть объединяет законодательную и исполнительную власти в единой государственной организации, заменяет территориально выборные округа производственными единицами. ”Новый тип государства” есть вместе с тем новый исторический тип демократии—демократии пролетарской. Последняя позволяет привлекать массы к постоянному и решающему участию в управлении государством, чего трудящиеся были лишены в условиях буржуазно–демократического строя. Для Сталина демократия не связана с реализацией индивидом всей совокупности принадлежащих ему гражданских и политических, социально–экономических и культурных прав и свобод. Индивида, отдельную личность он считал величиной малой и нестоящей. Социалистическая демократия у Сталина выступает оборотной стороной диктатуры пролетариата, которая с лицевой стороны утверждается как разветвленная система разных организаций: государственных и негосударственных. Государственная организация—Советы сверху донизу в центре и на местах. Негосударственные—профсоюзы, кооперация, союз комсомола, партия большевиков. В системе диктатуры пролетариата большевистская партия изначально присвоила себе заглавную роль. По мнению Сталина большевистская партия должна напоминать более всего воинскую часть, бюрократическое учреждение, общину единоверцев.
После окончания второй мировой войны культ личности Сталина приобрел чудовищные размеры. Это случилось потому, что сам Сталин поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее ярких является издание его “крестной биографии” вышедшей в свет в 1948 г. Эта книга представляет собой обожествление человека, превращение его в непогрешимого мудреца, самого “великого вождя”. Другим является присвоение многим городам и селам имени Сталина. Как бы мы не оценивали историческую роль Сталина, с какой стороны не подходили мы к ней, одно ведь очевидно: имя Сталина было неотделимо от рождения нового общественного устройства в Советском Союзе и за его пределами. Вместе со Сталиным ушла в могилу его личная диктатура, но общественная и экономическая структура пережила своего создателя.