Временные административные правила в России (1905-1906).
В области уголовного и административного законодательства был сделан ряд нововведений. В мае 1905 г. издано Мнение Государственного совета об изменении и дополнении некоторых из действующих законоположений о печати. Им отменялись положения Устава о цензуре (1890), по которым Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного просвещения и обер-прокурор Синода могли закрывать издания и запрещать их издателям участвовать в других изданиях. Министерство внутренних дел не могло запретить издание лишь на основе мнения о его «вредоносном направлении», но могло приостановить его до решения вопроса в Сенате.
В ноябре 1905 г. принят Указ «О временных правилах о повременных изданиях», которым отменялись предварительная цензура и административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения дел о печати. Регистрацию открывающихся изданий осуществлял губернатор. Арест на отдельные номера изданий мог налагаться только при условии, что имеются признаки уголовного деяния, и только в судебном порядке. Указ содержал перечень оснований для наложения ареста и штрафов.
В 1906 г. были приняты два указа, распространявшие эти положения на периодические издания, а также Положение Совета министров «Об установлении уголовной ответственности за восхваление преступных деяний в речи или печати».
В ходе революции правительство неоднократно обращалось к пересмотру уголовно-правового и судебного законодательств.
В июне 1905 г. издано Мнение венного совета о некоторых изменениях и законодательство дополнениях Закона 7 июня 1904 г. «О порядке производства по делам о преступных деяниях государственных», а в марте 1906 г. Указ «О мерах к сокращению времени производства наиболее важных уголовных дел», предусматривавшие усиление санкций за сопротивление представителям власти.
В апреле 1906 г. издается еще одно Мнение Государственного совета «О преобразовании Верховного суда». Согласно ему должностные преступления передавались на рассмотрение окружных судов, судебных палат, департаментов Сената и Верховного уголовного суда, т. е. изымались из административного производства.
Состав Верховного суда включал назначаемых императором членов Государственного совета, сенаторов уголовного и первого департаментов. В заседаниях могли участвовать присяжные поверенные.
В августе 1906 г. Совет министров принял Положение об учреждении военно-полевых судов. Они вводились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. Учредителями судов были генерал-губернаторы и главнокомандующие. Процесс проходил при закрытых дверях и в течение не более двух суток. Приговор был окончательным и приводился в исполнение не позже суток. Суду могли подвергаться и гражданские лица.
В период декабрьского восстания 1905 г. был принят Указ «О временных правилах о наказуемости участия в забастовках на предприятиях, имеющих общественное или государственное значение». Виновные наказывались лишением свободы на срок от восьми месяцев до полутора лет. Участие в «преступном сообществе» наказывалось заключением на срок от восьми месяцев до полутора лет. Участие в «преступном сообществе» влекло наказание на срок до четырех лет. Зарплата за период забастовки не выплачивалась, возмещение пострадавшим от забастовки уплачивалось казной или предприятием.
В феврале 1906 г. было издано Мнение Государственного совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц. Объективная сторона этих преступлений заключалась в распространении сведений, «возбуждающих в населении враждебное к ним (правовым установлениям и должностным лицам) отношение»; «возбуждающих общественную тревогу слухами о правительственных распоряжениях, общественных бедствиях»; «возбуждающих вражду между классами населения, между сословиями, хозяевами и рабочими».
В 1906 г. по инициативе П.А. Столыпина был разработан проект закона о реорганизации полиции. Согласно проекту у полиции изымался ряд функций, не относящихся к ее прямому предназначению (коммунальные, санитарные и т.п.). Предполагалось объединить полицию и отдельный корпус жандармов на всех уровнях их взаимодействия. В проведении дознания по политическим преступлениям деятельность корпуса жандармов должна была согласовываться с деятельностью чинов судебного ведомства. Общее руководство жандармами и полицией возлагалось на заместителя министра внутренних дел. Государственная дума так и не успела обсудить и принять законопроект, однако заключенная в нем тенденция к усилению роли полиции неоднократно проявлялась на практике.