Правовое положение населения.

В 1648 г. – восстание в Москве, создан Земский Собор, на нем в 1649 г. принято Соборное Уложение. Впервые была принята попытка создать свод всех действующих правовых норм. Материал был сведен в 25и глав и 967 статей. Намечается разделение норм по отраслям и институтам, хотя казуальность в изложении сохраняется. Соборное уложение 1649г впервые определяло статус главы государства как самодержавного и наследнего царя.Соборное уложение 1649г регламентировало формы феодального землевладения, владельцами поместий которых могли быть как бояре, так и дворяни. Согласно соборному уложению1649г разрешался обмен поместья на поместье или на вотчину, но не предоставлялись права свободной продажи земли и её залога.

1. Источники: судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, решения Зем. Соборов, Стоглав, литовское и византийское законодательство новоуказные статьи: « О разбоях и душегубстве», «О поместьях и вотчинах» «О торговле»

Вещное право:основными разделами формирующегося гражданского права были вещное и обязательственное право. Основные способы приобретения вещных прав: захват (оккупация), давность, находка и пожалование. Наиболее сложными были вещные иммущественные права, связанные с приобретением и передачей недвижимой собственности. Пожалование земли представляло собой сложный комплекс юридических действий, включавших выдачу жалованных грамот, составление справки, т.е. запись в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице. Раздачу земли наряду с поместным приказом осуществляли и иные органы – Разрядный приказ, приказ Большого дворца. Давность стала юридическим основанием для обладания правом собственности, в частности на землю, при условии, что данное имущество находилось в законном владении в течение срока, установленного законом. По С.У. срок приобретательной давности фиксируется как 40-летний. Договор в 17 веке оставался основным способом приобретения прав собственности на имущество, в частности на землю.

Обязательственное право в соборном уложении регламентировало имущественную ответственность, которую могли нести друг за друга супруги, родители и дети. Долги по обязательствам переходили по наследству, а в случае отказа о него долги по обязательствам снимались.

В соборном уложении содержались положения о договорах купли продажи, мены, дарения, хранения, поклажи, найма имущества и д.р. Соборное уложение различало наследование по закону и завещанию, которое должно было оформляться в письменной форме, а так же подтверждаться свидетелями и представителями церкви. При этом по завещанию могли переходить в наследство только купленные вотчины, а родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону. Родовые и жалованные вотчины могли наследовать лишь члены того же рода, к которому принадлежал сам завещатель. Такими члемами были сыновья, а при их отсутствии- дочери. Наследниками по соборному уложению могли быть дети, переживший супруг, а в некоторых случаях и другие родственники. Положение крестьян.

Уложением узаконена целая система документальных оснований крепостной зависимости и сыска беглых крестьян. В то же время признание экономической связи феодального владения с крестьянским хозяйством нашло выражение в защите законом имущества и жизни крестьянина от произвола феодала.

Соборное Уложение от­неслось к крепостным крестьянам довольно поверхностно: статья 3 главы XI утверждает, будто «по нынешний государев указ государевы заповеди не было, что никому за себя крестьян (речь идет о беглых) не приимати», тогда как указ 1641 г. ясно говорит: «Не приимай чужих крестьян и бобылей». Почти вся XI глава Уложения трактует только о крестьянских побегах, не выясняя ни сущности крестьянской крепости, ни пределов господской власти, и набрана кой с какими прибавками из прежних узаконении, не исчерпывая, впрочем, своих источников. При со­ставлении схемы крестьянской крепости по казуальным статьям Уложения эти узаконения помогают пополнить недомолвки не­исправного кодекса. Закон 1641 г. различает в составе крестьянс­кой крепости три исковые части: крестьянство, крестьянские животы и крестьянское владение.

Так как крестьянское владе­ние значит право владельца на труд крепостного крестьянина, а крестьянские животы – это его земледельческий инвентарь со всею движимостью, «пашенной и дворовой посудой», то под кре­стьянством остается разуметь самую принадлежность крестьянина владельцу, т. е. право последнего на личность первого не­зависимо от хозяйственного положения и от употребления, какое делал владелец из крестьянского труда. Это право укреплялось прежде всего писцовыми и переписными книгами, а также и «ины­ми крепостями», где крестьянин или его отец написан за вла­дельцем.Безвредное пользование этими тремя составными частями крестьянской крепости зависело от степени точности и пред­усмотрительности, с какою закон определял условия крестьянс­кого укрепления. По Уложению крепостной крестьянин наслед­ственно и потомственно был крепок лицу, физическому или юри­дическому, за которым его записала писцовая или однородная с ней книга; он был этому лицу крепок по земле, по участку в том имении, в поместье или вотчине, где его заставала перепись; на­конец, он был крепок состоянию, крестьянскому тяглу, которое он нес по своему земельному участку. Ни одно из этих условий не проведено в Уложении последовательно. Оно запрещало переводить поместных крестьян на вотчинные земли, потому что это разоряло государственные имущества, какими были помес­тья, запрещало владельцам брать служилые кабалы на своих кре­стьян и их детей и отпускать поместных крестьян на волю, потому что тот и другой акт выводил крестьян из тяглого состояния, лишая казну податных плательщиков; но рядом с этим оно разрешало увольнение вотчинных крестьян (гл. XI, ст. 30; гл. XX, ст. 113; гл. XV, ст. 3).

Холопы

Уложение 1649 г. включает обширный свод законов холопьего права, составляющий важнейшую часть права феодальной России. Кодекс отразил завершение процесса отмирания прежних категорий холопства и вытеснения их кабальным холопством. А это последнее, будучи также обречено на отмирание в относительно близком будущем, в XVII в. продолжало быть средством мобилизации феодальной системой свободных элементов общества. Вместе с тем кодекс холопьего права был создан в ту пору, когда холопство уже проделало заметный шаг в направлении слияния с крепостным крестьянством. И все же доминирующей оставалась линия Уложения на консолидацию холопьего сословия, на укрепление его сословных рамок в эпоху наибольшей консолидации основных классов-сословий феодального общества. Этим определялось обособленное положение кабальных холопов, продолжавших играть важную роль в социальной структуре общества.

Закон и практика проводили бледные чер­ты, их разделявшие холопов и крестьян: 1. крепостной крестьянин оставался казен­ным тяглецом, сохраняя некоторый облик гражданской личнос­ти;2. как такового, владелец обязан был обзавести его земель­ным наделом и земледельческим инвентарем; 3. он не мог быть обезземелен взятием во двор, а поместный и отпуском на волю;4. его животы, хотя и находившиеся только в его подневольном обладании, не могли быть у него отняты «насильством»; 5. он мог жаловаться на господские побо­ры «через силу и грабежом» и по суду возвратить себе насиль­ственный перебор.

Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам .в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца.

Основным источником пополнения кабальных холопов были незакрепощенные элементы общества. В статьях 7, 8, 16, 25 гл. 20 говорится этом. Купленные татары также пополняли холопов.Вместе с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства.Так, кабала оформлялась только с 15 лет (ст. 20 гл. 20). Запрещалось закабалять верстанных и неверстанных детей боярских (ст. 2 гл. 20).Кабальные холопы находились в зависимости у своих господ в течение срока, установленного кабальной грамотой. Дети кабального холопа по наследству не передавались.Уложение 1649 г. всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале. Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения, происхождение и род занятий холопов.Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось «жалование» (ст. 78 гл. 20). Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти (ст. 63 гл. 20). Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передать их в приданое или по завещанию (ст. 61 гл. 20).Экономической основой бесправия холопов в отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.Посадские люди

В процессе становления и развития Русского централизованного государства складывалось сословие посадских людей, живших на государевой земле и несших повинности в пользу государства. Посад был особой сферой приложения феодального права.Соборное Уложение 1649 г. впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную главу 19. Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, и несли ряд других повинностей, выражавшихся в постройке городских укреплений в предоставлении лошадей для гоньбы и т. д. Часть улиц и домов в посадах принадлежала частным, духовным и светским лицам - все эти слободы носили название белых слобод, или белых мест. Они освобождались от царского тягла, т. е. находились в привилегированном положении по сравнению с посадским тягловым населением.Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду.«Если дочь посадского человека или вдова уйдет из посада и выйдет замуж за кабального человека или крестьянина..., то они вместо с мужем и детьми возвращаются в посад и зачисляются в тягло (ст. 38 гл. 19). Статьи 94-97 гл. 19 определяли порядок возвращения в тяглое состояние посадских людей, а ст. 35-36 - правила ведения посадскими людьми торговых операций в городах.Итак, закон о прикреплении посадских людей к посаду с запрещением его покидать получил в Уложении законченное выражение.Посад замыкался в сословные рамки, неприкосновенность которых гарантировалась законом.Главное внимание в Уложении уделялось закреплению привилегированного положения феодалов, четко представлена феодальная иерархия (ст. 91,93гл. 10) и зависимость от нее поместного оклада.

Наши рекомендации