Государство салических франков. Этапы развития.
В 5 веке большая часть Галлии (провинции Рима) была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и другими племенами. Самыми сильными из этих племен оказались франки, которые расселились сельскими общинами (марками). Вместе с тем возникла новая организация власти, во главе которой стоял король. Население разделялось по территориальному признаку.
В историографии выделяют два периода государственности франков: первый (6-7 вв. - монархия Меровингов), второй (вторая половина 8 - первая половина 9 в. -монархия Каролингов).
Монархия Меровингов. Короли щедро наделяли знать землей, чтобы привлечь их на свою сторону. Эта земля становилась наследственной отчуждаемой собственностью (аллодом). Также утверждается частная собственность на землю. Возникает система патроната («покровительства»). Многие из крестьян становились крепостными (сервами). По мере уменьшения земельного фонда королей, их власть также уменьшалась, а росло могущество знатных фамилий. Государственная власть оказалась в руках управляющего королевским дворцом майорлома. Он становится фактическим главой государства. Эта должность превращается в наследственное достояние богатого рода, давшего начало династии Каролингов.
Монархия Каролингов. Органы государственного управления. К ним, прежде всего, следует отнести высших должностных лиц - минестериалов, управлявших королевским хозяйством. Страна была разделена на округа, которыми управлял уполномоченный короля — граф. Постепенно они превратились в крупных землевладельцев. Что касается правового положения зависимого крестьянства, то в эпоху Каролингов оно подразделялось на колонов и сервов. Колон не имел права уйти со своего надела, он находился в поземельной зависимости от своего феодала, а занимаемая им земля — в наследственном пользовании колона. Рабы были двух категорий: дворовые рабы и рабы, посаженные на землю (сервы).
Суд. Монарху принадлежала высшая судебная власть. Первоначально основными судебными учреждениями страны являлись «суды сотни». Судьи выбирались на собраниях свободных людей. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства, В последующем сеньоры приобрели судебные полномочия в отношении крестьян, живших на их землях.
В 843 году государство распалось на три королевства, что было закреплено юридически.
21. Сенатус консульт (сокращенно SC.) — в древнеримском государственном праве — формулированное мнение, принятое сенатом по докладу компетентного магистрата и не вызвавшее законного протеста. Право cum patribus agendi, т. е. делать доклады, опрашивать мнения, производить голосование и редактировать мнение большинства принадлежало из числа чрезвычайных магистратов децемвирам, назначенным для писания законов, военным трибунам с консульскою властью, диктатору, начальнику конницы, междуцарю, начальнику города (praefectus urbi), а из числа очередных — консулам, преторам и, с IV-го века, плебейским трибунам.
Эдикты римских магистратовЭдиктом в Риме называлось всякое распоряжение магистрата, объявленное им устно (ранние Э.) или письменно (позднейшие) во всеобщее сведение. По своему содержанию Э. обнимали собой приказания, запрещения и обещания магистратов, касающиеся управления и правосудия, общего или специального характера. Право издавать Э. (jus edicendi) принадлежало всем высшим магистратам, а из низших - трибунам, эдилам и квесторам (см.). Из Э., сведения или отрывки из которых сохранились до нас в памятниках древней римской жизни, особенно важное значение для развития римского права имели Э. претора (см.) и отчасти эдилов. Э. претора, начиная со 2-й половины республики, а особенно со времени введения формулярного процесса (см.), становятся постепенно важнейшим источником римского права, оттесняющим на задний план все другие. При господстве системы legis actiones (см. Римский гражданский процесс) даже при праве претора давать по своему усмотрению иски или отказывать в них влияние Э. на отправление правосудия не могло быть значительным. Если давался иск, он облекался в строго законную форму и должен был опираться на XII таблиц, толкование которых (см. Интерпретация) долго отличалось строгим характером.