Правовое положение населения в афинском государстве.
Образование афинского государства связано с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы:родовую знать - эвпатридов,имевших монополию на занятие государственных должностей;простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составлялиметеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.
Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.
Развитие товарно-денежных отношений привело к более глубокому социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу.
Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников.
Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс -демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами порабощения.
Государственный строй афин.
Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. В народном собрании принимали участие только полноправные афинские граждане. Необходимо было быть совершеннолетним. Совершеннолетие наступало в 18 лет. Но так как в течение 2 лет молодые люди несли военную службу, то фактически участвовать в народном собрании они начинали с 20 лет.
Каждое заседание имело свой порядок и свою намеченную повестку. Собиралось 10 раз в год. Позднее число заседаний возросло до 30-40 раз в год.
Народное собрание являлось высшим законодательным органом афинской рабовладельческой демократии. Осуществляло функции управления, избирая должностных лиц и контролируя их деятельность. Народное собрание располагало и значительной судебной властью. Оно могло присудить к изгнанию, к конфискации имущества и даже к смертной казни. Действуя в качестве судебного органа, народное собрание разбирало лишь дела о наиболее тяжких преступлениях.
Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Компетенция Совета была довольно обширна и заключалась в следующем:
а) Совет руководит деятельностью народного собрания. После рассмотрения законопроекта народным собранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500.
б) Совет руководит администрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета.
в) Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государства.
г) Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних связей.
д) Совет 500 является высшим распорядительным органом в области прихода и расхода государственных средств. Конфискация имущества, сдача в аренду рудников, взыскание налогов, обеспечение продовольствием города Афин, регулирование торговли - все это входит в компетенцию Совета;
е) Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь.
На первое место в управлении выдвигается коллегия стратегов. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой продовольствия в Афины и т.д. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мирные договоры. Стратеги вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием и имели право требовать созыва заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер.
Особое место в системе государственных учреждений занимала гелиэяили суд присяжных. Гелиэя была первой инстанцией по важнейшим делам, в том числе по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она же являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах.
Также ей принадлежали важные полномочия также в области управления и законодательства. Например, решение финансовых вопросов.