Право пользования земельными участками лесного фонда осуществляется с соблюдением следующих принципов.
1) Строго целевой порядок использования лесных объектов И земельных участков лесного фонда, на которых расположены эти леса. При этом целевое назначение используемых лесов можно подразделить на:
а) общее целевое назначение, продиктованное правовым режимом группы лесов или категории защитности, к которым отнесен используемый лесной массив.
б) специальное целевое назначение, обусловленное соответствующим разрешением, вынесенным специально уполномоченным на то государственным органом при предоставлении специального-участка лесного фонда.
2) Платный характер использования земель лесного фонда (ст. 68 ЛК РФ), за исключением случаев предоставления льгот отдельным категориям лесопользователей вплоть до полного освобождения от плату (ст. 103-107 ЛК РФ). Конкретные ставки лесных податей и арендной платы определяются по результатам лесных торгов, конкурсов, а в случаях предоставления лесопользователям участков лесного фонда на основании прямых переговоров с органами управления лесным хозяйством в субъектах РФ.
Ставки лесных податей и арендной платы взимаются в форме денежных платежей и включают плату за землю лесного фонда.
3) Рациональный характер использования земель лесного фонда. В этих целях пользователи лесного фонда обязаны обеспечить сохранение экологических (средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных) и иных природных свойств лесов; многоцелевое непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей в лесной продукции; сохранение экологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия;
повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики; рациональное использование земель лесного фонда, повышение их плодородия и охрану; воспроизводство, улучшение породного состава, повышение продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов.
4) Приоритетное положение земель, связанных с ведением лесного хозяйства, в силу чего перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также изъятия земель лесного фонда устанавливается Правительством РФ.
5) Свобода хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда, в силу которой не допускается вмешательство в хозяйственную деятельность лесопользователей, связанную с использованием лесных ресурсов, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранительного законодательства. Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению, а причиненные им убытки возмещению.
6) Законность хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда, в случае нарушения которой государственные органы в соответствии со своей компетенцией вправе вмешиваться в деятельность лесопользователей, приостанавливая и ограничивая права пользования лесным фондом (ст. 26 ЛК РФ) вплоть до полного прекращения права лесо-пользования (ст. 28, 29 ЛК РФ).
7) Безопасность хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда. В случае, если юридические лица или граждане, проводя работы, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов, не обеспечивают при этом охрану лесов от пожаров, устранение вредного влияния на лесной фонд, такие работы могут быть приостановлены или запрещены органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления лесным хозяйством в субъекте РФ и государственных Органов охраны окружающей среды до устранения причин, явившихся основанием для приостановления или запрещения работ.
Безопасность хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда выражается в следующих обязанностях лесопользователей:
а) вести работы способами, не допускающими эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние воспроизводство лесов и других природных объектов;
б) соблюдать правила противопожарной безопасности;*
в) соблюдать санитарные правила в лесах РФ;*
г) производить очистку лесосек от порубочных остатков, то есть устранять причины и условия, способствующие возникновению пожаров и антисанитарного состояния лесных угодий, соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные иными нормативно-техническими документами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органрв, государственных органов охраны окружающей среды, данные в пределах их компетенции.
Противопожарные правила (Правила пожарной безопасности в лесах РФ) включают в себя:
а) запреты на совершения определенных действий. Так, п. 5-а Правил запрещает разводить костры в хвойных молодняках, на участках поврежденного леса, на торфяниках и др.;
б) установление обязанностей совершать определенные виды действий, направленные на устранение причин и условий возникновения пожаров.
8) Соблюдение норм рубки леса, определенные при предоставлении лесных угодий в пользование
В соответствии со ст. 13 ЛК РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Лесной кодекс РФ (ст. 82) определяет права лесопользователей при осуществлении ими лесопользования. В ст. 83 ЛК РФ установлены обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования, а ст. 84 ЛК РФ защищает и устанавливает гарантии прав лесопользователей.