Понятие управления в сфере использования и охраны земель. Система органов управления в области использования и охраны земель.
Управление в сфере земельных отношений — исполнительно-распорядительная деятельность органов государства и органов местного самоуправления, направленная на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышения плодородия почв и организации государственной охраны.
Виды управления:
Управление использованием земельного фонда Российской Федерации подразделяется по направлениям и объемам предоставленной компетенции на следующие виды:
1. Общее – его осуществляют (органы общей компетенции) Президент РФ, Правительство РФ, правительства (органы исполнительной власти) субъектов РФ, органы местного самоуправления, оно распространяется на всю территорию Российской Федерации (субъекта, муниципального образования) независимо от категорий земель и форм собственности;
2. Специальное (межведомственное) управление находится в компетенции Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства кадастра и картографии, Росимущеста,Министерства экономического развития,органов (служб) санитарно-эпидемиологического надзора и архитектурно-строительного контроля. Они осуществляют свои функции (например, контроля) независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций, формы и вида собственности на землю;
3.Отраслевое (ведомственное) управление осуществляют различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения, например, Министерство связи РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство обороны РФ и др. Они отвечают за организацию рационального землепользования и внутриведомственного контроля за охраной земель. На закрепленных земельных территориях они организуют проведение мероприятий, связанных с рекультивацией и мелиорацией земель, внутрихозяйственным землеустройством.
К Министерствам, которые осуществляют нормативное регулирование в сфере земельных отношений, относят:
Министерство экономического развития:
1.выработка гос политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений
2. ведение государственного кадастра недвижимости
3. осуществление кадастровой деятельности и кадастровой оценки земель
4. государственная регистрация прав на недвижимое имущество
Министерство сельского хозяйства:
1. выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения
Министерство природных ресурсов и экологии:
1. политика и нормативно-правовое регулирование в сфере использования и охраны недр, водных объектов, лесов, а также всех особо- охраняемых объектов и др.
К службам относятся( в системе Министерства эконом. Развития): 1.Росреестр ( Федеральная служба кадастра и картографии):
1) ведет единый Гос. Реестр прав на недвижимые имущества
2) государственный кадастровый учет
3) государственный мониторинг земель
4) контроль за землеустройством
5) государственный земельный надзор
2. Росимущество( Федеральное агенство по управлению государственным имуществом):
1) решение вопросов о проведении торгов в форме аукционов
2) заключение договоров аренды и купли продажи в результате торгов
3) принятие решений о приватизации земельных участков
4) обеспечение поступлений в федеральный бюджет от продажи земельных участков или права аренды земель, наход. В федеральной собственности
К специально-уполномоченным органам на территории Воронежской области относятся:
Департамент имущественных и земельных отношений
Департамент архитектуры и строительства
Департамент аграрной политики
Департамент лесного хозяйства
Департамент по охране окружающей среды и экологии
Исполнительные органы субъектов РФ осуществляют перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в государственной собственности субъекта, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности, организуют производство земельного контроля за использованием и охраной земель и проч.
Органы местного самоуправления:
определяют ставки земельного налога
осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной земельной собственностью
регулируют планировку и застройку территорий муниципальных образований,
устанавливают нормативы земельных участков, предоставляемых гражданам, определяют порядок использования и охраны муниципальных земель
организуют разработку и занимаются реализацией генеральных планов, проектов застройки и планировки городов и др. населенных пунктов
контролируют использование земель.
51. Разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области земельных отношений.
ЗК РФ( ст. 9, 10, 11)разграничивает полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, а также определяет виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, устанавливает особенности оборота земельных участков, фиксирует правовой режим каждой из категорий земель.
К ведению Российской Федерации согласно ст. 9 ЗК РФотносятся:
• установление основ федеральной политики в сфере регулирования земельных отношений;
• установление ограничений прав собственников и арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев, а также ограничений оборото-способности земельных участков;
• государственное управление в осуществлении мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
• установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
• разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;
• управление и распоряжение земельными участками, составляющими собственность Российской Федерации.
Также в соответствии с ФКЗ «О Правительстве РФ» РФ обладает полномочиями по:
1) определению порядка консервирования земель с изъятием их из оброта
2) организации и проведению торгов по продаже земель участков
3) проведению государственной кадастровой оценки земли
4) проведение государственного земельного надзора и мониторинга земель
Субъекты РФ обладают полномочиями:
• по изъятию земель для нужд субъектов РФ;
• по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах данных субъектов РФ;
• по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности данных субъектов РФ;
Также в соответствии с Законом Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» к полномочиям Правительства Воронежской области относятся:
1) определение специального органа в сфере имущественных отношений- Департамента имущественных и земельных отношений
2) перевод земельных участков из одной категории в другую
3) установление публичного сервитута
4) установление порядка отношения земель к землям особо охраняемых территорий
5) установление порядка определение арендной платы за земли субъекта
К полномочиям органов местного самоуправления ст. 11 ЗК РФ относит:
• изъятие земельных участков для муниципальных нужд;
• установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований с учетом требований законодательства РФ;
• разработку и реализацию местных программ по использованию и охране земель
• управление и распоряжение земельными участками, входящими в состав муниципальной собственности
А также:
1) перевод земель, наход. в муниципальной и частной собственности в другую категорию земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения
2) осуществление муниципального земельного надзора
3) создание особо охраняемых территорий местного значения