Вопрос 22. Гражданско-правовая ответственность (понятие, виды, формы, основание, условия). Случаи ответственности независимо от вины.
Понятие.Ответственность - центральный институт гражданского права. Его можно рассматривать в широком смысле (позитивном) как предусмотренные законодательством средства, непосредственно обеспечивающие правомерность поведения субъектов общественных отношений. Однако представляется, что в таком аспекте понятие ответственности теряет юридическое значение.
Также ответственность можно рассматривать ретроспективно, т.е. в виде определенных санкций установленных законодательством за совершенные в прошлом правонарушения. При этом под гражданско-правовой ответственностью следует понимать лишь такие санкции, которые связаны с дополнительными обременениями для правонарушителя, т.е. являются для него определенным наказанием за совершенное правонарушение. Исходя из ретроспективного подхода, можно дать следующее определение:
Гражданско-правовая ответственность - это претерпевание лицом, совершившим гражданское правонарушение неблагоприятных имущественных последствий своего поведения в формах, предусмотренных законом, в силу государственного принуждения или под угрозой его применения.
Из определения вытекают следующие признаки гражданско-правовой ответственности. Она:
1) носит имущественный характер, т.е. нацелена на имущественную сферу должника, а не на его личность, как это имеет место в уголовном или административном праве;
2) направлена на восстановление имущественного положения потерпевшей стороны и поэтому взыскивается в ее пользу. Этим гражданско-правовая ответственность отличается от других видов юридической ответственности, предусматривающих обращение санкций имущественного характера (например, штрафа за совершение административного правонарушения) в доход государства;
3) применяется по требованию потерпевшей стороны, которая сама решает, прибегать ей к мерам имущественного воздействия на должника или нет. Определенной свободой обладают стороны и при определении объема и условий гражданско-правовой ответственности в договоре (диспозитивность гражданско-правовой ответственности).
Виды и формы гражданско-правовой ответственности
Принято различать следующие виды ответственности:
– в зависимости от оснований возникновения (договорную и внедоговорную);
– в зависимости от характера ответственности обязанных лиц (долевую солидарную и субсидиарную).
Договорная ответственностьявляется следствием нарушения уже существующего обязательства, основанного на договоре (например, ответственность хранителя за ухудшение принятой по договору хранения вещи). В тех же случаях, когда вред имуществу лица причинен не в связи с нарушением договора, следует руководствоваться правилами главы 58 ГК и имеет место внедоговорная (деликтная) ответственность.
Деликтнаяответственностьв основном урегулирована императивными нормами и является более строгой. В частности, не допускается соглашение сторон об изменении условий наступления данной ответственности и ее объема (за исключением случаев повышения ответственности, см. п. 1 ст. 933 ГК). Ответственность лиц, совместно причинивших вред, по общему правилу является солидарной, а не долевой (ст. 949 ГК).
Ответственность долевая, солидарная и субсидиарная. В обязательствах с пассивной множественностью лиц возникает вопрос, в каком порядке будут отвечать должники в случае совершения правонарушения. По общему правилу такие обязательства носят долевой характер, а значит, и ответственность будет долевой, т.е. распределяемой между должниками в определенных долях (при этом доли предполагаются равными). К примеру, участники производственного кооператива несут дополнительную ответственность по долгам кооператива в равных долях, если иное не предусмотрено в уставе (п. 1 ст. 107 ГК). Согласно ст. 949 ГК суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их из степени вины причинителей.
Солидарная ответственность предполагает обязанность каждого из должников отвечать в полном объеме, а точнее в объеме тех требований, которые заявит кредитор (ст. 304 ГК). Такая ответственность является повышенной, создает дополнительные гарантии для кредитора, а поэтому применяется лишь в случаях, установленных в законе или договоре (п. 1 ст. 303 ГК). Статья 949 ГК солидарную ответственность лиц, совместно причинивших вред.
Солидарные должники остаются ответственными до тех пор, пока требование кредитора не будет удовлетворено в полном объеме. Должник, ответивший за всех, получает право обратного (регрессного) требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.
Как правило, ответственность за вред, причиненный в результате правонарушения, несет сам причинитель вреда. Однако, в целях более надежного обеспечения интереса кредитора, в законе или договоре может быть предусмотрена возможность обращения его с требованием не только к основному должнику, но и к дополнительному (субсидиарному).
Субсидиарная ответственность является особым видом гражданско–правовой ответственности, при котором на лицо, несущее субсидиарную ответственность в соответствии с законодательством или условиями обязательства, в случае отказа основного должника от удовлетворения требования кредитора, в том числе ввиду недостаточности или отсутствия имущества, или ненаправления кредитору в разумный срок ответа на предъявленное требование, возлагается обязанность по исполнению требования кредитора к основному должнику (п. 1 постановленияПленумаВысшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 27 октября 2006 №11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности»).
В соответствии с ГК субсидиарную ответственность несут: участники полного товарищества по долгам товарищества (п. 1 ст. 72 ГК); участники общества с дополнительной ответственностью по долгам общества (п. 1 ст. 94 ГК); члены производственного кооператива по долгам кооператива (п. 1 ст. 107 ГК); родители за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, если не докажут, что вред возник не по их вине (п. 2 ст. 943 ГК) и др..
Для того чтобы возложить ответственность на дополнительного должника необходимо соблюдение условий, предусмотренных ст. 370 ГК:
1) первоначальное предъявление требования к основному должнику;
2) отказ основного должника от удовлетворения требования или неполучение от него ответа в разумный срок. Как видно, право на обращение к дополнительному должнику не связано с отсутствием у основного должника реальной возможности (имущества) для несения ответственности. Достаточно простого отказа от удовлетворения требования. Вместе с тем, законодательством могут быть предусмотрены специальные условия для привлечения к ответственности субсидиарного должника. Например, специальным условием привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам основного должника в соответствии с п. 5 ст. 115 ГК является недостаточность имущества основного должника, а для привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения в соответствии с п. 1 ст.и 120 ГК таким специальным условием является недостаточность денежных средств у основного должника (п. 4 постановления Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 27 октября 2006 №11).
Статья 370 ГК называет два случая, когда обращение с требованием к дополнительному должнику не допускается. Во-первых, возможность кредитора зачесть встречное требование к основному должнику; во-вторых, возможность взыскать с основного должника в бесспорном порядке (например, если требование основано на нотариально удостоверенной сделке).
При предъявлении требования к субсидиарному должнику, он обязан сообщить об этом основному должнику, а в случае предъявления иска – привлечь его к участию в деле. Это правило продиктовано тем, что субсидиарному должнику не всегда известны те возражения, которые имеются у основного должника против кредитора. Поэтому если субсидиарный должник удовлетворит требование кредитора, несмотря на эти возражения, то впоследствии он не сможет переложить бремя ответственности на основного должника в порядке регресса. Отметим также, что отказ основного должника от возражений, которые вытекают из его обязательства с кредитором, не лишает субсидиарного должника права ссылаться на эти возражения. Например, на пропуск исковой давности, отсрочку платежа и т.д.
Ответственность за неисполнение денежных обязательств. Ст. 366 ГК предусматривает ответственность за неисполнение денежных обязательств, которая обладает некоторыми особенностями. Эта ответственность наступает в виде уплаты процентов на сумму средств, которыми должник неправомерно пользовался.
Возможность установления особой ответственности за неисполнение именно денежного обязательства связана с тем, что кредитор, с просрочкой получивший назад свои деньги, априори всегда имеет упущенную выгоду. Ведь он мог положить причитающиеся ему суммы под процент в банк, предоставить их в заем третьим лицам, вложить в государственные облигации, то есть, не предпринимая активных действий, имел теоретическую возможность получать постоянный доход от размещенных денежных средств.
За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется учетной ставкой Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из учетной ставки Национального банка на день вынесения решения.
Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законодательством или договором.
Проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законодательством или договором для начисления процентов не установлен более короткий срок. Порядок расчета процентов и порядок их взымания разъясняется в Постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 21 января 2004 г. N 1 «О некоторых вопросах применения норм ГК Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами».
Не является самостоятельным видом ответственности, но обладает целым рядом особенностей ответственность в порядке регресса. Она служит средством доведения ответственности до непосредственного правонарушителя, когда запоследнего ответило третье лицо.
Распространенной ситуацией, влекущей ответственность в порядке регресса, является ответственность должника за действия третьих лиц (ст. 374 ГК). Например, ответственность подрядчика за неисполнение обязательства субподрядчиком.
Формы гражданско-правовой ответственности– это те неблагоприятные последствия, которые наступают для лица, совершившего гражданское правонарушение. Традиционно формами гражданско-правовой ответственности считаются возмещение убытков и уплата неустойки. Однако, некоторые авторы к самостоятельным формам относят также потерю задатка и взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ответственность в форме возмещения убытков предусмотрена ст. 364 ГК и является общей и главной формой гражданско-правовой ответственности. Общей – потому что наступает всегда, если потерпевшему в результате гражданского правонарушения причинены убытки и если иное не установлено законом или договором (например, как в случае с исключительной неустойкой), а главной– потому что возмещением убытков достигается полное восстановление имущественных прав потерпевшего за счет правонарушителя.
Ответственность в форме убытков наступает в силу закона и не зависит от того, заключили стороны соглашение об ответственности в форме убытков или нет. Более того, поскольку правило, сформулированное в ст. 364 ГК, является важнейшей гарантией прав потерпевшего, стороны не могут освободить друг друга от ответственности в форме убытков на будущее, а вправе лишь уменьшить размер подлежащих возмещению убытков (ст. 14 ГК).
Понятие "убытки", употребляемое в гражданском праве, несколько отличается от аналогичного понятия, которым оперирует экономическая наука и реальная хозяйственная практика. Убытки как экономическая категория не обязательно возникают в результате правонарушения, в то время как в качестве категории юридической убытки представляют собой вызываемые неправомерным поведением отрицательные последствия в имущественной сфере потерпевшего.
В свою очередь убытки бывают двух видов: «реальный ущерб» и «упущенная выгода».
Реальный ущерб включает в себя расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (например, затраты на хранение и обратную транспортировку некачественной продукции), а также утрату или повреждение его имущества (например, гибель скоропортящейся продукции из-за несвоевременной доставки тары).
В отличие от реального ущерба, который приводит к уменьшению наличного имущества кредитора, упущенная выгода заключается в неполучении кредитором тех доходов, которые он мог бы получить при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Упущенная выгода связана с предполагаемыми доходами, доказать реальность которых нелегко.
Для определения размера, понесенных убытков необходимо представление надлежащих доказательств. В предпринимательских отношениях такими доказательствами являются акты приемки поставленного товара, акты экспертизы об оценке допущенных неисправностей, калькуляции на выполнение ремонта, документы о расходах по хранению и т.д. для оценки размера понесенных убытков судом может быть назначена экспертиза. Особую сложность представляет доказывание упущенной выгоды, т.к. это только будущие убытки. Общие правила и критерии для оценки убытков установлены в п. п. 3, 4 ст. 364 ГК.
Размер убытков во многом зависит от того, какие цены положены в основу их исчисления. Поэтому важным представляется правило п. 3 ст. 364 ГК, которое учитывает временное и территориальное колебание цен в условиях рынка и ориентирует должника на добровольное удовлетворение требований кредитора. В соответствии с ним при определении убытков принимаются во внимание цены, существующие в том месте, где обязательство должно быть исполнено в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было – в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств дела, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие на день вынесения решения.
По общему правилу взысканию подлежит как «реальный ущерб», так и «упущенная выгода» (принцип полноты гражданско-правовой ответственности (п. 1 ст. 14 ГК)). Однако, учитывая специфику отдельных видов обязательств, законодатель может ограничить право на полное возмещение убытков (ст. 371 ГК). При этом используются следующие способы ограничения ответственности:
1) установление исключительной неустойки;
2) ограничение размера ответственности реальным ущербом или какой-либо ее частью (например, ответственность сторон по договору энергоснабжения ограничивается реальным ущербом, п. 1 ст. 518 ГК).
Ограничение подлежащих возмещению убытков возможно и по соглашению сторон. Иногда стороны прибегают к установлению убытков в твердой денежной сумме, преимущество которых состоит в возможности их взыскания при доказанности лишь факта наличия убытков, но не их размера. Убытки, превышающие установленную сумму, возмещению не подлежат.
При ограничении ответственности в договоре стороны должны учитывать императивный характер п. 2 ст. 371 ГК, согласно которому соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожна, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом. Особый запрет на занижение ответственности по обязательствам по перевозке содержится в ст. 747 ГК.
В отличие от убытков другие формы ответственности подлежат взысканию лишь тогда, когда они специально предусмотрены законом или договором для определенного вида правонарушения (например, неустойка, проценты за пользование чужими денежными средствами).