Определение иностранного инвестора в действующем законодательстве и международных договорах РФ.
согласно ст.2 з-на "Об иностранных инвестициях" в качестве иностранного инвестора могут выступать следующие лица:
- иностранное ЮЛ, гражданская правоспособность которого определяется в соотв-вии с зак--вом гос-ва, в котором оно учреждено;
- иностранная организация, не являющаяся ЮЛ, но в силу своей правоспособности имеющие право осуществлять иностранные инвестиции;
- иностранные граждане и лица без гр-ва, постоянно проживающие за пределами РФ;
- международная организация, созданная в соотв-вии с МД РФ;
- иностранные гос-ва, в соотв-вии с порядком, который определяется российским зак-вом.
В отношении каждого из субъектов действующее зак-во делает оговорку, что такой субъект имеет право осуществлять инвестиции на территории России только при условии, что такое право предоставлено личным законом соответствующего субъекта. Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида:
1 - индивидуальные инвесторы: в качестве них выступают ФЛ, действующие за собственный счет и от своего имени;
2 - корпоративные инвесторы: организации, производящие инвестирование за счет собственных или заемных средств. Основная цель деятельности таких субъектов - стимулирование производства и извлечение производственной прибыли.
3- институциональные инвесторы представлены финансовыми посредниками ,которые привлекают заемные денежные средства для вложения их в ЦБ и иные финансовые инструменты. Институциональные инвесторы - профессиональные участники финансового рынка.
иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;
Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. стран СНГ
Основными многосторонними договорами по вопросам инвестиций являются Вашингтонская конвенция 1965 г. и Сеульская конвенция 1985 г. Они появились для того, чтобы предоставить дополнительные гарантии иностранным инвесторам и обеспечить стабильность отношений в ходе иностранной инвестиционной деятельности.
Вашингтонская конвенция была заключена в целях перевода инвестиционных споров из области международно-правовых отношений в область частноправовых отношений. Государствами – участниками этой Конвенции был создан специальный международный орган – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, куда означенный спор может быть передан на его рассмотрение при наличии письменного соглашения между сторонами. Сеульской конвенции государства-участники, в состав которых входили как государства-экспортеры, так и государства – импортеры капитала, создали международную межправительственную организацию по инвестиционным гарантиям, осуществляющую покрытие инвестиционных рисков на принципах страхования
.32. Соглашения о разделе продукции. Понятие. Субъекты, объекты.
Соглашение о разделе продукции – это разновидность концессионных соглашений.
Соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Особое распространение концессионные соглашения получили в послевоенные года.
Согласно концессионным соглашениям государства предоставляют иностранным лицам на определённый срок право на разработку природных ресурсов на свой страх и риск.
Однако концессионные соглашения носили характер одностороннего разрешения со стороны государства, а не характер гражданско-правового договора.
В настоящее время концессионные соглашения заменяются соглашениями о разделе продукции. Так, в РФ в 1995 году принят ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в редакции 2004 года).
Согласно данному закону соглашение о разделе продукции – это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на определённый срок право на разработку определённого участка недр, а инвестор обязуется осуществить проведение соответствующих работ и оплатить их. Полученная инвестором продукция подлежит разделу между инвестором и государством.
Стороны соглашения:
1) Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти того субъекта РФ, на территории которого находится участок недр
2) инвесторами могут быть юридические лица (российские, иностранные, а также действующие на основе договора о совместной деятельности объединения юридических лиц).
Перечень участков недр, которые могут быть предоставлены на условиях соглашения о разделе продукции, утверждаются федеральным законом. В настоящее время насчитывается более 40 ФЗ (в основном они касаются северных территорий РФ).
33 соглашение о разделе продукции (содержание договора,приоритеты для российских субъектов)
Основным условием для включения в Перечень является отсутствие возможности добычи полезных ископаемых на иных условиях, чем по соглашению о разделе продукции.
Дополнительными условиями являются следующие:
1) необходимость сохранения рабочих мест соответствующими регионами
2) необходимость развития транспортной инфраструктуры
3) невозможность разработки природных ресурсов без привлечения высоких специальных технологий.
Соглашения о разделе продукции заключаются по итогам аукциона с его победителями.
В течение 30 дней с момента подписания соглашения инвестору выдаётся лицензия на разработку ресурсов и пользование недрами.
Согласно закону соглашения должны предусматривать следующие обязательства инвестора:
1) предоставление инвесторам–российским юридическим лицам приоритетного права на выполнение работ по соглашению в качестве подрядчиков, перевозчиков, поставщиков
2) инвестор обязан привлекать в качестве работников граждан России (их количество должно составлять не менее 80% от числа всех работников)
3) инвестор обязан приобретать оборудование, необходимое для производства работ, у российских поставщиков (стоимость российского оборудования должна составлять не менее 70% от стоимости всего имущества)
4) при выполнении работ инвестор обязан соблюдать природоохранное законодательство России.
Для организации работ инвестор вправе создавать в Российской Федерации юридические лица, открывать свои представительства и филиалы, а также привлекать отечественные и иностранные юридические лица.
Произведённая продукция подлежит разделу между инвестором и государством.
При этом используются 2 схемы раздела:
1) из общего объёма произведённой продукции и её стоимости вычитаются затраты инвестора на организацию и проведение работ – это компенсационная продукция (она принадлежит инвестору). Оставшаяся продукция именуется прибыльной – она подлежит разделу между инвестором и государством в той пропорции, которая установлена соглашением
2) объем компенсационной продукции не определяется, т.е. вся произведённая инвестором продукция подлежит разделу
При этом доля инвестора не может превышать 68% от общего объёма продукции.
При выполнении соглашения применяется особый порядок уплаты инвестором налогов и сборов (гл.26 НК РФ). Инвестору возмещаются суммы уплаченных им НДС, платежей за пользование недрами, земельного налога и некоторые другие. Иными словами, для инвестора уплата соответствующих налогов заменяется соглашением о разделе продукции.
Закон не предусматривает «дедушкину оговорку» как гарантию, однако в законе есть нормы, которые предоставляют инвестору сходные гарантии:
1) на инвесторов не распространяют своё действие законы, которые ограничивают его права по соглашению
2) если в течении срока действия соглашения принимаются нормативные акты, которые ухудшают коммерческие результаты деятельности инвестора, то в соглашение вносятся изменения, которые позволяют ему получить те результаты, на которые он рассчитывал при заключении соглашения и при применении прежнего законодательства.
Споры между инвестором и государством разрешаются в государственных и третейских судах (в том числе – в Международном коммерческом арбитраже).
При этом при заключении соглашения Российская Федерация вправе отказаться от принадлежащих ей иммунитетов. Т.е., если РФ не откажется от своего иммунитета, иск (спор) может остаться нерассмотренным.
Согласно закону деятельность инвесторов по разработке природных ресурсов является инвестиционной, однако на иностранного инвестора не распространяются положения закона «Об иностранных инвестициях в РФ».
ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» предоставляет гарантии неопределённому кругу инвесторов. Если же инвестор заключает соглашение о разделе продукции, то государство предоставляет ему адресные гарантии, которые носят договорный характер. В общем виде такие гарантии зафиксированы в законе, но они конкретизируются в отдельных соглашениях