Стиль научных Юр работ (объективность, точность, лаконичность)

Жанры научных публикаций

Особое значение имеют научные публикации, вышедшие в свет в форме изданий. Государственный стандарт Украины. 3017-95 «Издания. Основные виды. Термины и определения» определяет издания как документ, прошедший редакционно-издательское проработки, изготовленный путем печати, тиснения или другим способом, содержит информацию, предназначенную для распространения и соответствует требованиям государственных стандартов, других нормативных документов по издательского оформления и полиграфического исполнения.

Научным считается издание результатов теоретических или эмпирических исследований, а также подготовленных учеными к публикации памятников культуры, исторических документов, литературных текстов. Оно предназначено для специалистов соответствующей отрасли и научной работы. Научные издания могут быть двух групп:

- научно-исследовательские;

- источниковедческие.

К научно-исследовательских принадлежат (схема 13):

- монография (научная работа, посвященная исследованию одной темы);

- научный реферат (автореферат) - краткое изложение автором содержания научного исследования диссертационной работы перед представлением ее к защите;

- информативный реферат - краткое письменное изложение одной научной работы, кратко освещает ее содержание. Он акцентирует внимание на новых сообщениях;

- тезисы докладов, а также материалы научной конференции (непериодический сборник итогов конференции, докладов, рекомендаций и решений);

- сборники научных трудов (сборники материалов исследований научных статей, выполненных в научных учреждениях, учебных заведениях).

Ко второй группе научных изданий принадлежат: источниковедческие издания или научные документальные издания, которые содержат памятники культуры и исторические документы, прошедшие текстологическое обработки, имеют комментарии, поступления, статьи, вспомогательные указатели и т.д.

Среди научных непериодических изданий можно выделить:

- книги (книжное издание объемом более 48 страниц);

- брошюры (книжное издание объемом от 4 до 48 страниц).

Статус научного издания требует строгого соблюдения требований издательского оформления издания.

Жанры рукописных работ

Тематика печатной книги 18 века.

Содержание книг первой половины 18 века связано с правительственными нуждами: проведением преобразований, помощью народу в усвоении всего нововведенного.

Более всего выходило изданий политического характера (манифестов, указов, регламентов). Также услилосб издание учебников и прочих научных пособий. Первым светским учебником явилось «Юности честное зерцало», в коттором кроме азбуки и счета давались правила хорошего тона.

Выпускалось множество книг по математике и различным отраслям техники. В 1703 году вышла невероятно популярная в 18 веке «Арифметика» Л.Ф.Магницкого. В 1708 году была выпущена первая книга технического содержания - «Книга о способах, творящее водохождене рек свободное».

В довольно большом количестве выпускались книги по морскому и военному делу - кораблевождению, фортификации, артиллерии. Видное место по числу изданий в петровское время занимала гуманитарная литература. Ежегодно большими тиражами издавались календари, обладающие большим набором сведений из области асторономии, медицины, истории.

Тиражи книг этого времени колебались от 100 до 1200 экземпляров. Таким образом, в первой четверти 18 века была издана 561 книга, из которых около 300 носили гражданский характер.

После смерти Петра 1 было издано за 15 лет (с 1725 по 1740 гг.) 616 книг, причем наибольшее число зданий прходится на учебную и научную литературу, беллетристику и книги религиозного содержания. Однако доля религиозного содержания в послепетровское время заметно снижается, а все больше места занимали опсания придворной жизни, издававшиеся с большой роскошью.

Для второй половины 18 века характерно значительное увеличение изданий научного и учебного характера. Огромное значение имело изданиие ряда собраний сочинений М.В.Ломоносова. Выходят труды академиков Л.Эйлера, Ф.Эпинуса, Т.Е.Ловица, И.Г.Лемана, Э.Лаксмана, А.А.Мусина-Пушкина, Г.Ф.Миллера, С.П.Крашенникова, И.С.Лепехина и др.

Кроме того, издавались книги научно-популярного исправочного характера. Самым значительным научно-популярным изданием 18 века было 10-томное «Зрелще природы и художеств» (1748-1790).

Репертуар рукописной книги 18 века.

Репертуар рукописной книги в Петровские времена был весьма разнообразен. Он состоял из литературных произведений предшествующих столетий, в основном, второй половины 17-го и первой четверти 18-го веков. В рукописной книге 18 века превалировали произведения русской демократической сатиры, а также в виде исключения -бытовая повесть и, в некоторой степени, переводной роман 17 века. Недаром подавляющее большинство списков протзведений этих жанров относится к 18 веку. И все эти списки - в составе сборников, бывших в то время наиболее распространенным видом рукописной книги. Нужно отметить, что сборники списков были довольно неказисты не только по содержанию, но и по художественному оформлению, так как переписывались они с написанных в разное время тетрадок, широко распространенных в 17 веке.

Очень интересен сборник 18 века, хранящийся ныне в ГПБ, необыкновенно ярко отразивший судьбу русской демократической сатиры того время. Заметно, что сборник составлялся весьма тщательно с точки зрения подборки материала, так как переписаны в нем исключительно памятники русской демократической сатиры 17 и 18 веков.

Начинается книга с «Повести о Ерше Ершовиче», здесь же можно увидеть пародию на молитву «Отче наш», а из сатирических произведений 17 века кроме «Повести о Ерше Ершовиче» - «Шемякин суд», «Калязинская челобитная», «Повесть о куре и лисице». Заканчивается же сборник «Гимном бороде» М.В.Ломоносова.

Записи владельцев и читателей свидетельствуют о том, что сборник неоднократно читался и переписывался разными людьми. «Сия книга города Якуцка купца Федора Васильева Макарова. Подписал своеручно марта 2 дня 1768 году», «Читал и списывал Ершев сут екуцкой посаскои Иван Лебеткин», «Читал иркутский купец Иван Булдаков», «читал сию историю казак Василеи Чирков», «Книгу должно бросить в воду, с камнем - да не научатся врать!».

Такова была судьба и оценка читателями России сборника демократической сатиры.

Подобные сборники интересовали многих ученых, и попытки анализа социального состава владельцев и чтателей рукописной книги в 18 веке предпринималсь исследователями неоднократно.

Специальную главу своей книги «Рукописные сборники 18 века» посвятил этому известный ученый-славист академик М.Н.Сперанский. Но материал для такого анализа брался обычно из собраний рукописей разнообразного происхождения. Но, по словам ученого-литературоведа Н.Н.Розова, для современного исследования рукописной книжности 18 века лучше взять материал на территории, более или менее однородной по своим социально-экономическим условиям, и этому требованию соответствует собрание А.А.Титова, хранящееся в Государственной Публичной Библиотеке.

Коллекция рукописных книг А.А.Титова.

Ростовский издатель памятников рукописной старины и краевед Андрей Александрович Титов(1843-1911), промышленник из местных купцов, интенсивно продолжал пополнять наследствнную коллекцию рукописных книг, которую начали собирать еще его отец и дед, и собрал их более 5 тысяч.

Рукописную книгу А.А.Титов собирал преимущественно на терриитори современной Ярославской и Костромской областей, пробретая ее у местных коллекционеров и на ярмарках. В его собрание попадала книга и из соседних областей - промышленного Урала и Сибири с востока, из богатых рукописной книгой районов, примыкающих к Белому морю,- с севера.

Важной отличительной чертой собрания А.А.Титова является преобладание книги для чтения, а не для богослужения, книги светского содержания. В репертуаре этой книги многое восходит к старым традициям, но много и нового, отразившего в разнообразных формах русскую историческую действительность 17 и 18 веков.

К старым традициям прежде всего восходят городские «Летописцы», списки которых также есть в собрании А.А.Титова. Но даже в их по-старинному пространных заглавиях обозначается то новое, что принесла историческая действительность. Как пример, можно привести труд устюжского протопопа Льва Вологдина, назвавшего свой труд «Летописец о великом граде Устюге, собранный и написанный в вечное воспоминание предидущим родом из разных рукописных харатейных книг и достоверных повествователях в тыя лета и времена житие свое препровождающих и от преемников их последи бывших и ныне настоящих самовидцев». Заметно, однако, отраженное в этом названии влияние «Истори» Авраама Палицына.

К концу столетия городские «Летописцы» становятся более академичными, так как исторческие события прошлых веков уже не привлекают столь бурного внимания. Например, ключарь собора в Суздале Анания Федоров озаглавил свой труд так: «Историческое собране о городе Суздале - о построении и именовании его и о бывшем в нем прежде великом княжении и о прочем».

Что касается произведений русской литературы более раннего периода, то многие из них продолжали читаться и переписываться в Поволжье еще в 18 веке. Например, в соьрании А.А.Титова есь список этого времени редчайшего памятника переводной литературы Киевской Руси - византийского романа о «Дигенисе акрите». Существуют лишь три списка этого произведения, четвертый же находился в одном сборнике со «Словом о полку Игореве».

Известно, что еще более популярными были переводные и оригинальные произведения пародийно-сатирческого, басенного характера: «Притчи» Эзопа и его биография(«Житие хитроумного Эзопа»), польские «жарты» и «фацеции», различные «повести смехотворные». Иногда все это объединялось в специальные сборники - «Самые забавные жарты».

Рассматривая некоторые приписки владельцев и читателей на сборниках 18 века собрания А.А.Титова, можно увидеть, что больше всего приписок прнадлежит купечеству и отражает, в общем-то, не только литературные интересы. Например, совершенно явное практическое значение имели сборники юридических материалов, так как ими пользовались люди торговые и промышленники. (Примером тому могут послужить списки вексельного устава 1729 года Евсея Русинова, бывшего, по-видимому, приказчиком).

Зато чисто литературным был интерес русского купечества к личности Петра 1, проявившийся в большом количестве сборников, содержащих различные варианты его биографии.

Также некоторое распространение имели среди купечества популярные и в дворянских кругах переводные романы.

Что касается представителей низших общественных слоев, то здесь нужно отметить, что приписки их представителей на рукописных книгах 18 века встречаются гораздо реже: ведь свои книги у них бывали нечасто, а на чужих было не всегда уместно.

Однако по имеющимся сведениям можно сделать предположение о довольно широком круге интересов этой категории читателей.

Так, например, «Государственной Коммерцколлегии копиист» Алексей Иванов составил сборник самых разнообразных литературных произведенй старой и новой традиции - от «Повести о новгородском белом клобуке» 15 века до выписок из печатных зданй 18 века. Таких примеров можно привести множество.

Что же касается владельческих и читательских прписок крестьян на рукописных кнгах 18 века собрания Титова, то большинство из них сделано людьми, принадлежавшими явно к верхушечному, зажиточному слою населения богатых сел, какими были прежде всего большие старинные села вокруг Ростова Великого. Еще в 16 веке жители этих сел, по наблюдениям историков, поставляли рыбу в Москву, а позднее стали снабжать овощами новую столицу Российской империи. Поэтому неудивительна такая запись: «Сия малая книжица Ростовского уезду села Вощажникова крестьянина Ивана Максимова куплена в Выборге в 1766 году».

Существует в собрании Титова и остаток целой библиотеки - пять тщательно переписанных тетрадок с приписками: «Ис книг крестьянина Петра Семенова сына Меркурьева. Списана своеручно». Среди этих пяти книжек есть литературные произведения старой и новой традиции, но, к сожалению, ни на одной из меркурьевских книг, по словам исследователей, не указано, где он жил и где создал свою библиотеку.

Конец господства рукописной книги.

Нужно сказать, что, к сожалению, а, может быть, и к счастью, конец 18 века был концом господства рукописной книги в репертуаре чтения даже провинциального читателя. Появление типографий на местах, увеличение тиражей книг, распространене со второй половины восемнадцатого столетия по русской провинции книг из столицы, а также уменьшение цен на них - все это медленно, но верно вытесняло рукописную книгу из широкого употребления. В самые последние годы 18 века рукописная книга стала сосредотачиваться в собраниях коллекционеров уже не как книга для чтения, а в качестве памятников старины, иногда - как предмет научного исследования, но все это - предметы, характерные уже для девятнадцатого столетия.

Наши рекомендации