Понятие и основания пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам
Пересмотр решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам — самостоятельная стадия гражданского про-цесса, целью которой является проверка законности и обоснован-ности судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Стадия пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам имеет внешнее сходство со стадией пересмотра гражданских дел в порядке надзора, но осуществляется тем же самым судом, который ранее вынес соответствующее решение (определение). В этом смысле суд осуществляет самоконтроль.
Кроме того, в данной стадии процесса судебное постановле-ние подлежит проверке не с позиций его соответствия предъяв-ляемым законом требованиям к судебному решению как таково-му (законности, обоснованности и др.), а в связи с появлением вновь открывшихся обстоятельств.
Вновь открывшимся обстоятельством считается юридический факт, с которым закон связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений. При этом данный факт существо-вал на момент рассмотрения дела и вынесения решения или оп-ределения, но не был и не мог быть известен суду и участвующе-му в деле лицу. Причем речь идет о таком факте, который может повлиять на движение, перспективу и исход дела. Иными слова-ми, если бы суд знал о таком факте, обстоятельстве при рассмот-рении дела и исследовал его, то мог бы вынести совершенно иное решение по делу.
Таким образом, признаками вновь открывшегося обстоя-тельства являются:
1) существенное значение для дела (способно повлиять на вы-несенное судом решение);
2) наличие на момент рассмотрения дела и вынесения судом решения по нему;
3) полная неосведомленность суда об этом обстоятельстве.
Незаконность и необоснованность пересматриваемого судеб-ного постановления в данном случае является следствием вновь открывшихся обстоятельств, которые суд не мог учесть в момент вынесения постановления в силу их неизвестности. Для решения вопроса о пересмотре постановлений по вновь открывшимся об-стоятельствам не требуется проверять правильность применения судом закона, правильность совершения тех или иных процессу-альных действий, правильность исследования и оценки доказа-тельств по делу. Задача суда здесь иная — выяснить наличие или отсутствие самих вновь открывшихся обстоятельств и способ-ность их повлиять на правильность вынесенного судом постанов-ления. В части 2 ст. 392 ГПК РФ дан исчерпывающий перечень осно-ваний для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, вступивших в законную силу.
Основания пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложный неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие не-законного или необоснованного решения, определения суда, по-становления президиума суда надзорной инстанции и установ-ленные вступившим в законную силу приговором суда;
3) преступления сторон, других участвующих в деле лиц, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмот-рении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
4) отмена решения, приговора, определения суда или поста-новления государственного органа или органа местного само-управления, послуживших основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции;
5) признание Конституционным Судом РФ не соответствую-щим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения,
Под существенными для дела обстоятельствами следует понимать факты, имеющие юридическое значение для взаимоотношений спорящих сторон. Эти факты уже имели место в момент рассмотрения и разрешения дела, но не были и не могли быть известны ни заявителю, ни суду, рассматривающему дело. Решение или определение было вынесено без учета этих юридических фактов. Если бы указанные факты были известны суду, разбирающему дело, то с учетом их по делу было бы вынесено иное решение.
Вновь открывшиеся обстоятельства следует отличать от юридически значимых фактов, возникших после вынесения решения. Решение должно соответствовать фактам, существовавшим в момент его вынесения. Факты, возникшие впоследствии, не могут свидетельствовать о незаконности решения. Они могут служить лишь основанием для предъявления нового иска.
Не будут основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам обнаруженные после вынесения решения доказательства, подтверждающие или опровергающие факты, исследованные судом. Такие доказательства свидетельствуют о том, что юридические факты установлены судом неправильно. Эти доказательства могут служить основанием для пересмотра дела в порядке надзора, а не по вновь открывшимся обстоятельствам.
Заведомо ложные показания свидетелей, экспертов, фальсификация доказательств могут привести к вынесению незаконного и необоснованного решения. К этой группе оснований пересмотра закон относит и заведомо неправильный перевод, повлекший вынесение ошибочного решения.
Данные основания к пересмотру постановлений должны быть установлены вступившим в законную силу приговором суда. При решении вопроса о пересмотре суда необходимо убедиться, что установленные приговором суда обстоятельства повлекли за собой вынесение незаконного либо необоснованного решения, определения. В связи с этим не может служить основанием для пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам установленный приговором факт недоброкачественности того или иного доказательственного материала, если юридические факты, положенные в основу решения, подтверждаются другими доброкачественными материалами.
Основаниями для пересмотра судебных постановлений являются обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором суда, связанные с преступной деятельностью сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей, или преступления судей, совершенные при рассмотрении дела. Факт преступной деятельности указанных лиц независимо от последствий, которые они повлекли для вынесенного решения, всегда служит основанием к его пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам.
При пересмотре постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам на основании п. 4 ч. 2 ст. 392 ГПК суд должен располагать соответствующим актом суда или иного органа, подтверждающего факт отмены решения, приговора, определения либо постановления иного органа. Если суду представлена копия соответствующего акта, то ее необходимо должным образом удостоверить. Пересматриваемое постановление может быть отменено только в том случае, если суд придет к выводу, что отмененное постановление суда или иного органа действительно было положено в основание решения суда по данному делу.
32 § 4. Общие правила совершения нотариальных действий
При совершении нотариальных действий нотариус руководствуется как особенными правилами, характерными для совершения отдельных нотариальных действий, так и общими (основными) правилами, характерными для совершения всех нотариальных действий.
Нотариальные действия совершаются при предъявлении всех необходимых документов, отвечающих требованиям законодательства.
Перед тем как совершить нотариальное действие нотариус должен установить личность гражданина, его представителя, представителя организации, обратившегося за совершением нотариального действия. Личность гражданина устанавливается, как правило, по паспорту.
Документы, которые представляются для совершения нотариальных действий, не должны иметь подчисток, приписок, зачеркнутых слов, иных неоговоренных исправлений. Не принимаются нотариусом документы, исполненные карандашом, противоречащие закону или содержащие сведения, порочащие честь и достоинство гражданина. Не могут, например, быть засвидетельствованы копии свидетельств о браке, заключенном в церковном порядке, если он совершен после образования советских органов записи актов гражданского состояния.
При удостоверении сделок выясняется дееспособность и правоспособность юридических лиц, участвующих в сделке. Если сделка совершается представителем, то нотариус проверяет полномочия на совершение данной сделки.
Содержание нотариально удостоверяемой сделки, а также заявления и иных документов зачитывается нотариусом вслух всем участникам. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, должны быть подписаны в присутствии нотариуса.
Если обратившийся для совершения нотариального действия глухой, немой или глухонемой гражданин неграмотен, то при совершении нотариального действия должно присутствовать лицо, которое может объясниться с ним и удостоверить своей подписью, что содержание сделки, заявления, иного документа соответствует воле участвующего в ней неграмотного глухого, немого, глухонемого. Нотариусу следует проверить документ, подтверждающий, что лицо имеет специальные познания в общении с данной категорией граждан.
Если документ объемом выше одного листа, то все листы должны быть пронумерованы и прошиты. Количество прошитых листов заверяется подписью нотариуса с приложением его печати.
Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых для этого документов.
За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусом взимается государственная пошлина в размере, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 333.24, 333.25).
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусом взимается нотариальный тариф в размере, установленном Основами законодательства о нотариате (ст. 22.1).
Нотариальные действия, как правило, совершаются в нотариальной конторе. Однако нотариусы довольно часто совершают нотариальные действия, например удостоверение завещаний, доверенностей, свидетельствование подлинности подписей, вне помещения нотариальной конторы. Если нотариальные действия совершаются вне помещения нотариальной конторы или места нахождения нотариуса, занимающегося частной практикой, органа исполнительной власти, в удостоверительной надписи на документе и в реестре для регистрации нотариальных действий записывается место совершения нотариального действия с указанием точного адреса. При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы. За нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в полтора раза (ст. 22, ч. 2 ст. 22.1 Основ).
Нотариус не должен быть пристрастен при совершении нотариального действия. У него не должно быть иного интереса, кроме служебного, к совершаемому нотариальному действию. В связи с этим нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга и своих родственников (родителей, детей, внуков). Если нотариус не вправе совершить нотариальное действие, то оно может быть совершено у любого иного нотариуса. Если законом установлена исключительная территориальная компетенция, то при самоустранении нотариуса место совершения данного нотариального действия определяется в порядке, установленном Министерством юстиции РФ.
Нотариальное действие не всегда может быть совершено сразу. Закон устанавливает обязательные и факультативные случаи отложения совершения нотариального действия.
Совершение нотариального действия может быть отложено при необходимости истребования дополнительных сведений или документов от физических и юридических лиц или направления документов на экспертизу.
Совершение нотариальных действий должно быть отложено, если в силу закона необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения этих действий (например, при совершении сделки одним из супругов необходимо согласие другого супруга).
По заявлению заинтересованного лица, оспаривающего в суде право или факт, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более 10 дней. Если в этот срок от суда не будет получено сообщение о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено.
В случае получения от суда сообщения о поступлении заявления заинтересованного лица, оспаривающего право или факт, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия приостанавливается до решения дела судом.
В случаях, установленных законом, нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению в другом нотариальном органе; с просьбой о совершении нотариального действия обратилось недееспособное лицо либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям закона (например, для удостоверения представлено завещание, совершенное двумя или более гражданами); сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона. Например, нотариус не вправе засвидетельствовать договор купли-продажи, предметом которого является имущество, исключенное в соответствии с действующим законодательством из гражданского оборота.
Нотариусы, отказывающие в совершении нотариальных действий, должны изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия, которое должно отвечать определенным требованиям. В нем указываются: дата вынесения постановления, фамилия и инициалы нотариуса, наименование государственной нотариальной конторы; фамилия, имя, отчество гражданина, обратившегося для совершения нотариального действия, место его жительства, а если таким лицом является юридическое лицо - его наименование и адрес; о совершении какого нотариального действия просил обратившийся; мотивы, по которым отказано в совершении нотариального действия (со ссылкой на законодательство); порядок и сроки обжалования отказа.
Правило о вынесении постановления об отказе в совершении нотариального действия распространяется только на нотариусов. В тех случаях, когда в совершении нотариального действия отказывают должностные лица органов исполнительной власти, они не обязаны оформлять свой отказ постановлением. По просьбе лица, которому было отказано в совершении нотариального действия, должностные лица должны изложить причины отказа в письменной форме. Однако и в этом случае необходимо сформулировать отказ таким образом, чтобы было ясно, кто отказал, кому и в совершении какого действия, по каким причинам отказано, куда можно обжаловать отказ.
Согласно Консульскому уставу консульские учреждения не принимают для совершения нотариальных действий такие документы, если они могут по своему содержанию нанести вред интересам российского государства. По просьбе лица, которому было отказано в совершении нотариального действия, ему излагаются причины отказа и разъясняется порядок его обжалования.
Заинтересованное лицо, несогласное с отказом нотариуса в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения нотариуса, занимающегося частной практикой, государственной нотариальной конторы или должностного лица, уполномоченного на совершение нотариального действия (гл. 37 ГПК).
33. Особенности обращения взыскания
на имущество должника-организации
Порядок исполнения в отношении организаций определяется гл. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве". Хотя в основном организации в качестве сторон спора фигурируют в арбитражном суде, что вытекает из правил разграничения подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, они могут быть и в гражданском процессе, например когда организация выступает ответчиком по иску гражданина.
При исполнении решений в отношении организаций применяются общие правила, изложенные в ФЗ "Об исполнительном производстве", за некоторыми изъятиями и дополнениями (гл. 5).
Пределы и условия обращения взыскания в отношении имущества организаций регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными Федеральными законами, например, федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Согласно ГК РФ все юридические лица в Российской Федерации делятся на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). Организационно-правовыми формами коммерческих организаций являются: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое или закрытое), производственный кооператив, государственное или муниципальное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие. К некоммерческим организациям, перечисленным в ГК РФ, относятся: потребительский кооператив, общественная или религиозная организация (объединение), учреждение, фонд, объединение юридических лиц (ассоциация, союз).
По общему правилу юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ), которым они владеют на праве собственности или праве хозяйственного ведения (государственные или муниципальные унитарные предприятия). Исключение существует для финансируемых собственником учреждений. В отношении принадлежащего им имущества они имеют право оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности имеющихся у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ).
Закон разграничивает ответственность юридического лица и его учредителей-участников. По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не несет ответственности по его обязательствам, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или учредительными документами юридического лица (ст. 56 ГК РФ). Согласно положениям ГК РФ ответственность учредителей (участников) по обязательствам юридического лица зависит от его организационно-правовой формы. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (ст. 75 ГК РФ), то же касается и полных товарищей в товариществе на вере (ст. 82 ГК РФ). Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (ст. 95 ГК РФ). Участники общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества, как правило, не несут ответственности по их обязательствам, за исключением определенных случаев. Так, участники (акционеры), не полностью внесшие вклады (оплатившие акции), несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части вклада каждого из участников (стоимости принадлежащих им акций) (ст. ст. 87, 96 ГК РФ). Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива (ст. 107 ГК РФ). Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не несет ответственности по его обязательствам. В случае же с федеральными казенными предприятиями субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (ст. 115 ГК РФ). Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (ст. 116 ГК РФ). Участники (члены) общественных и религиозных организаций, учредители фондов не отвечают по их обязательствам (ст. ст. 117, 118 ГК РФ). Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (ст. 121 ГК РФ).
Помимо указанных положений ГК РФ устанавливает еще несколько случаев ответственности учредителя (участника) по обязательствам юридического лица. Так, согласно ст. 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана его учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица либо иными лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Определенная ответственность предусмотрена также в отношениях между дочерним хозяйственным обществом и основным хозяйственным обществом (товариществом). Так, в соответствии со ст. 105 ГК РФ основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.
Взыскание по обязательствам организаций обращается в первую очередь на их денежные средства. При отсутствии денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество организации, принадлежащее ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота, либо имущества, ограниченно оборотоспособного), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится. Обращение взыскания на имущество заключается в его аресте и последующей реализации. ФЗ "Об исполнительном производстве" (ст. 59) устанавливает следующую очередность ареста и реализации имущества должника-организации:
в первую очередь реализуется имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве: ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и др.;
во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве;
в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.
Отдельный порядок установлен для обращения взыскания на наличные денежные средства, принадлежащие должнику. Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы должника-организации и находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации, подлежат изъятию незамедлительно по их обнаружении. Изъятые денежные средства в рублях в тот же день сдаются в банк для перечисления на счет взыскателя в размере долга, на счет внебюджетного фонда развития исполнительного производства в размере суммы исполнительского сбора для зачисления в бюджеты всех уровней, а оставшиеся средства, предназначенные для покрытия расходов по совершению исполнительных действий, вносятся на депозитный счет подразделения.
Закон предусматривает особые меры по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество организаций, связанные с возможным возбуждением производства по делу о банкротстве организации. Согласно ст. 60 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае ареста судебным приставом-исполнителем принадлежащего должнику-организации имущества третьей очереди он в трехдневный срок после осуществления ареста направляет в государственный орган по делам о банкротстве уведомление о произведенном аресте имущества должника-организации с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя (с направлением копии уведомления в налоговый орган). Для защиты прав других кредиторов должника-организации по предложению государственного органа по делам о банкротстве судебный пристав-исполнитель публикует в печати сообщение об обращении взыскания на имущество должника-организации.
Кроме того, при получении уведомления государственного органа по делам о банкротстве об осуществлении им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника организации судебный пристав-исполнитель обращается в суд с заявлением об отсрочке исполнения исполнительного документа до возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. В случае же возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации исполнительное производство приостанавливается до рассмотрения арбитражным судом вопроса по существу.
Возможны случаи прекращения существования юридических лиц через процедуры реорганизации и ликвидации. В случае реорганизации должника взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства и иное имущество той организации, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена ответственность по обязательствам должника-организации (с учетом положений передаточного акта или разделительного баланса). В случае ликвидации должника исполнительные документы, находящиеся у судебного пристава-исполнителя, передаются ликвидационной комиссии (ликвидатору) для исполнения, о чем судебный пристав-исполнитель сообщает взыскателю (ст. 61 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Порядок обращения взысканий при ликвидации организаций регулируется ГК РФ. При ликвидации юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, назначается ликвидационная комиссия, в обязанности которой входит публикация сообщения о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления требований его кредиторами, принятие мер к выявлению дебиторов и кредиторов, письменное уведомление кредиторов о ликвидации, составление промежуточного ликвидационного баланса, осуществление расчетов с кредиторами, в том числе путем продажи имущества юридического лица с публичных торгов, составление окончательного ликвидационного баланса. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (ст. 62 ГК РФ).
Срок для заявления кредиторами юридического лица своих требований устанавливается ликвидационной комиссией, но он не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (ст. 63 ГК РФ). В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества юридического лица. Требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых судом отказано, считаются погашенными. Погашенными также считаются требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией, если их невозможно удовлетворить из имущества юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Выплата денежных сумм кредиторам производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (ст. 63 ГК РФ).
В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очереди:
в первую удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
в четвертую погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в пятую производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
При удовлетворении требований кредиторов действует следующий принцип: требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае же недостаточности имущества юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Оставшееся после расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные или обязательственные права в отношении имущества этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (ст. 63 ГК РФ).
Порядок взыскания при ликвидации юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом) регулируется соответствующими законодательными актами о несостоятельности (банкротстве).
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (ст. ст. 62, 63) предусматривает реализацию недвижимого имущества на торгах.
Торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, с которыми заключен соответствующий договор. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения специализированной организацией соответствующей заявки судебного пристава-исполнителя. Порядок проведения торгов определяется Гражданским кодексом Российской Федерации.