Споры об освобождении имущества от ареста
Возникают в случае наложения судом ареста в порядке обеспечения иска на имущество, не являющееся собственностью должника и не принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Аналогичные ситуации имеют место в ходе исполнительного производства при обращении взыскания на имущество, не принадлежащее должнику.
Собственник такого имущества (законный владелец, иное заинтересованное лицо, в частности, невладеющий залогодержатель) вправе обратиться с ходатайством об отмене обеспечительных мер в суд, их принявший, или с иском об освобождении имущества от ареста. Споры об освобождении имущества от ареста рассматриваются в соответствии с подведомственностью дел по правилам искового производства независимо от того, наложен арест в порядке обеспечения иска или в порядке обращения взыскания на имущество должника во исполнение исполнительных документов. Ответчиками являются должник, у которого произведен арест имущества, и те лица, в интересах которых наложен арест на имущество. Судебный пристав-исполнитель привлекается к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Статья 231 Проекта ГК предусматривает, что требование об освобождении вещи от ареста (исключении из описи) может быть предъявлено лицом, чье вещное право нарушено в результате наложения ареста на вещь. Требование об освобождении вещи от ареста предъявляется к лицу, в интересах которого наложен арест, а также к должнику или иному лицу, по требованию к которому наложен арест. Если вещь, на которую наложен арест, подлежит принудительной продаже, при предъявлении требования об освобождении вещи от ареста суд может приостановить продажу этой вещи. Данные правила не распространяются на оспаривание ареста, наложенного в целях обеспечения требования к самому собственнику вещи или лицу, имеющему на нее ограниченное вещное право.
Владельческая защита по действующему законодательству. В силу ст. 305 ГК права на заявление виндикационного и негаторного исков принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по иному основанию, предусмотренному законом (это субъекты ограниченных вещных прав) или договором.
Вещные иски титульного владельца отличаются от вещных исков собственника: 1) титульный владелец хоть и является законным владельцем, может предъявить иски лишь в течение срока, указанного в законе или договоре о передаче ему имущества во владение, так что его право на предъявление исков ограничено; 2) отказ титульному владельцу в иске не лишает собственника права предъявить соответствующий вещный иск. При этом предоставление вещно-правовой защиты любому титульному владельцу существенно укрепляет его правовой статус и вместе с тем обусловлено интересами собственника, который, передав имущество во владение другому лицу, теряет связь со своим имуществом.
Вещный иск, предъявляемый титульным владельцем, выступает в двух ипостасях: как средство защиты субъективного права самого титульного владельца, связанного с вещью, и как средство защиты прав собственника этой вещи. Последнее обусловлено тем, что титульный владелец отвечает перед собственником за сохранность переданной ему вещи. При этом у титульного владельца в силу обладания вещью больше непосредственной возможности по защите и охране прав на имущество, нежели у собственника, который не осуществляет непосредственного хозяйственного господства над ним. Владельческая защита титульных владельцев направлена на поддержание устойчивости имущественного оборота и устранение неопределённости в правовом режиме движимого и недвижимого имущества. Цель – защита права владения как правомочия, входящего в состав как вещных, так и обязательственных прав.
Владельческая защита титульных владельцев всегда носит абсолютный характер. Владельческая защита не может использоваться для защиты прав пользования, реализация которых не требует владения конкретными вещами, поэтому является институтом вещного права, а составляющие её иски относятся к вещно-правовым. Поскольку титульные (законные) владельцы, обладающие имуществом в силу закона или договора, в период действия своего права могут защищать свое право владения имуществом даже против собственника, можно говорить об абсолютной (вещно-правовой) защите не только права собственности и иных вещных прав, но и всякого законного (титульного) владения.
Фактическое добросовестное владение может стать основанием приобретения права собственности по давности владения бесхозяйным имуществом (п. 1 ст. 234, п. 3 ст. 225). При этом до приобретения права собственности и фактический владелец вещи вправе защищать своё владение путём предъявления исков к любым посягающим на его владение третьим лицам – кроме титульных владельцев, имеющих право на вещь в силу закона или договора (п. 2 ст. 234).