Право хозяйственного ведения как иное вещное права
Понятие, сущность, назначение права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – ограниченные вещные права, производные и зависимые от права собственности (ст. 216). Для субъектов этих прав имущество, которым они наделены – чужое, так как принадлежит на праве собственности учредителю. Возникают, если Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование закрепляет часть принадлежащего ему имущества за учрежденным юридическим лицом, оформляя таким образом участие в гражданском обороте ю.лиц, не являющихся собственниками имущества и обеспечивая хозяйственное использование распределенного государственного и муниципального имущества. Эти ограниченные вещные права являются способами осуществления права государственной и права муниципальной собственности.
Содержание названных вещных прав определено триадой правомочий; оно уже, чем содержание права собственности, т.к. их субъекты владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в пределах, определяемых законом (ст. 294). В свою очередь по объему правомочий право оперативного управления уже, чем право хозяйственного ведения: свои правомочия казенные предприятия и учреждения осуществляют в пределах, установленных законом и собственником переданного им имущества. Как установлено в п. 1 ст. 296 ГК, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются им с согласия собственника данного имущества.
При смене собственника названные иные вещные права на имущество сохраняются (ст. 300). Прекращаются они по основаниям и в порядке, установленном для права собственности; дополнительные основания – правомерное изъятие имущества у субъектов названных прав их учредителями (п. 3 ст. 299, п. 2 ст. 296), поскольку у собственника по отношению к имуществу, закрепленному за казенным предприятием и учреждением на праве оперативного управления, сохраняются более широкие вещные правомочия, позволяющие ему изымать это имущество без ликвидации либо реорганизации данных субъектов вещного права.
Право хозяйственного ведения. В зависимости от способа закрепления имущества выделено два вида унитарных предприятий: - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные). Их правовой статус определен нормами ГК и ФЗ-161 от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В п. 11.1 Концепции гражданского законодательства признано, что следует устранить дуализм прав на управление имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, оставив только право оперативного управления, однако законодателем сохранены унитарные предприятия – субъекты права хозяйственного ведения.
Право полного хозяйственного ведения появилось в начале 90-х. Поскольку его субъекты имели по существу те же правомочия, что и собственник, однако не несли ответственности за свои действия, от него отказались, но ввели взамен право хозяйственного ведения. Ограниченный и зависимый от права собственности характер права хозяйственного ведения проявляется в тех пределах, которыми ограничены права владения, пользования и распоряжения его субъектов: учредитель определяет объем правомочий, их границы, вправе изменить целевое назначение имущества, распределять доходы. В правилах ст. ст. 274, 275 ГК и нормах ФЗ-161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» соотнесены правомочия учредителя-собственника и субъекта права хозяйственного ведения. За пределами перечисленных в законе правомочий собственник не может вмешиваться в управление имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия.
Один из основных недостатков права хозяйственного ведения – возможности злоупотребления путем передачи имущества собственника в частный сектор на убыточных для учредителя условиях, поскольку принадлежащим предприятию движимым имуществом оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (ст. 295 ГК). Реальный объем правомочии распоряжения субъекта права оперативного управления, в частности, казенного предприятия, определяется собственником имущества с учетом гораздо большего числа ограничивающих факторов.
Субъекты права – государственные и муниципальные унитарные предприятия – коммерческие ю.лица, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними учредителем; их деятельность направлена на извлечение прибыли как в пользу собственника имущества, так и в свою пользу для покрытия собственных расходов. Целью их деятельности является также удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Виды субъектов права хозяйственного ведения по форме собственности (ст. 2 ФЗ-161):
- федеральные государственные предприятия. Создаются по решению Правительства либо федерального органа исполнительной власти;
- государственные предприятия субъектов РФ. Создаются по решению уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ;
- муниципальные предприятия. Создаются по решению уполномоченного органа местного самоуправления.
Поскольку имущество передаетсяпредприятиюна праве хозяйственного ведения, правовой режим имущества предприятия характеризует содержание самого вещного права. Правовой режим имущества–совокупность правовых предписаний по включению имущества в гражданский оборот, а также об источниках его формирования и присвоения, объеме правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом и особенностях ответственности за его использование.
Состав закрепляемого за предприятием имущества устанавливается учредителем. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками. Уставный фонд формируется учредителем путем зачисления денежных сумм на банковский счет и (или) передачи предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, однако нормативные акты могут определять виды имущества, за счет которого нельзя формировать уставный фонд.
Право на имущество, закрепляемое учредителем, возникает с момента передачи, если иное не предусмотрено законом (для передачи недвижимости – госрегистрация права в ЕГРП – ст. 131 ГК) или не установлено решением собственника о его передаче (п. 2 ст. 11 ФЗ-161). Передача имущества предприятию осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) и его территориальными органами, госорганами субъектов РФ (департаменты имущества) либо органами местного самоуправления (комитеты по управлению муниципальным имуществом). Имущество передается по акту (приказ, распоряжение, постановление), принятому в соответствии с компетенцией этих органов, установленной нормативными актами, определяющими их статус.
Имущество унитарного предприятия формируется не только за счет имущества, закрепленного собственником на ином вещном праве, но и за счет доходов от деятельности предприятия и иных не противоречащих закону источников (заемные средства, в том числе кредиты; целевое бюджетное финансирование, дотации и др.). Применительно к ст. 11 ФЗ-161"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" под имуществом понимаются не только имущественные права и вещи, но и неимущественные права, имеющие денежную оценку.
Из полученной прибыли предприятие: 1) уплачивает налоги и иные обязательные платежи (регламентация нормами налогового законодательства); 2) ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли в порядке, в размерах и в сроки, которые определены учредителем. При этом право хозяйственного ведения прекращается (п. 3 ст. 299 ГК), имущество составляет государственную казну или муниципальную казну. Механизм перечисления прибыли является гражданско-правовым, поскольку основан на субъективном праве собственника на получение части прибыли от принадлежащего ему имущества (ст. 17 ФЗ-161).
Оставшаяся часть полученной прибыли сохраняется за предприятием и идет на формирование резервного и иных фондов предприятия, предусмотренных его уставом, на развитие финансово-хозяйственной деятельности, инвестирование и др. цели, не противоречащие уставной правоспособности. Направления расходования средств определяет само предприятие. Прибыль, оставшаяся у предприятия, сохраняется, как и все его имущество, на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 113).
Правомочие распоряжениянедвижимым имуществом ограничено (п. 2 ст. 295 ГК; п. 2 ст. 18 ФЗ-161). Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества (т.е. совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга – п. 2 ст. 18 ФЗ-161). Устав может предусматривать иные сделки, заключение которых требует согласия собственника).
Государственное (муниципальное) предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных ФЗ-161, др. ФЗ и иными правовыми актами (так, по ФЗ-161 предприятие вправе привлекать заемные средства только по согласованию с собственником объема и направления их использования).
Как движимым, так и недвижимым имуществом предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность.
Кроме названных в нормах ГК к правам учредителя-собственника отнесены (по ФЗ-161):
– определение видов деятельности и дача согласия на участие предприятия в объединениях;
– дача согласия на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, и иных, предусмотренных уставом.
Правовые последствия заключения сделок без согласия учредителя предусмотрены ст. 173.1. ГК. Сделка, совершенная с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом (ст. 174.1. ГК). Собственник вправе предъявлять в суд иск о признании оспоримой сделки с имуществом предприятия недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, а также виндицировать имущество предприятия.
– дача согласия на создание филиалов, представительств и на участие в иных ю.лицах.
Руководитель предприятия подотчетен собственнику, поэтому учредитель воздействует на предприятие и через назначаемого им руководителя.
Таким образом, имущественная самостоятельность унитарных предприятий обеспечена в той мере, в какойправа собственника имущества, находящегося в их хозяйственном ведении (и оперативном управлении), ограничены законом.
В соответствии с п. 5 ст. 113 ГК и ст. 7 ФЗ-161"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества, но и Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования по общему правилу не несут ответственности по обязательствам предприятия; исключение – субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия, несостоятельность (банкротство) которого вызваны собственником его имущества.