Исключительные права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий как разновидность имущественных прав.
Объекты интеллектуальной собственности. К охраняемым объектам интеллектуальной собственности отнесены: 1) объекты авторских и смежных прав); 2) объекты патентных прав; 3) средства индивидуализации ю.лиц, товаров, работ, услуг и предприятий; 4) секреты производства (ноу-хау); 5) селекционные достижения; 6) топологии интегральных микросхем – ст. 1225. На объекты интеллектуальной собственности возникают исключительные и личные неимущественные права (право авторства, право на имя, иные). Исключительные права являются имущественными, первоначально возникают у автора, но могут быть переданыим др. лицу по договору или перейти к др.лицам по иным законным основаниям. Лицо, обладающее исключительным правом (правообладатель), может использоватьэто право по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, распоряжаться исключительным правом, а также разрешать и запрещать другим лицам использование объекта. Использование объектов исключительных прав без согласия правообладателя влечет имущественную ответственность.
Объектами авторских прав являются произведениянауки, литературы и искусства (самостоятельные творческиепроизведения, производные и составные произведения). Производные– это переработки самостоятельного произведения (переводы, экранизации, аранжировки, инсценировки, др.). Составное произведение – результат творческого труда по подбору или расположению материалов (сборники, энциклопедии, базы данных, др.). Авторские права распространяются на произведения, выраженные в объективной(т.е. доступной для восприятия)форме (письменной, устной, в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, иной). Не являются объектами авторских прав:1) официальные документы, в т.ч. нормативные акты, судебные решения, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки, и т. п.), символы и знаки муниципальных образований; 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (программы телепередач, расписания движения транспорта и т. п). Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения илисоблюдения иных формальностей,достаточно его выразить в доступной для восприятия форме.
Инойправовой режимимеют объекты патентных прав – изобретение, полезная модель и промышленный образец.Правовая охрана предоставляется, если они по своим свойствам отвечают установленным ГК критериям патентоспособности. Так, изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (ст. 1350). Исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняетсяпри условииих государственной регистрациис выдачейпатента. Патент удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1354). По истечении срока действия исключительного права объекты могут свободно использоваться любым лицом без выплаты вознаграждения за использование.
Секретом производства (ноу-хау) признаны сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в т.ч. сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам, если к ним нет свободного доступа на законном основании и в отношении этих сведений их обладателем введен режим коммерческой тайны (ст. 1465). Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право на ноу-хау пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание..
Средства индивидуализации ю.лиц, товаров, работ, услуг и предприятий как объекты гражданских прав.Фирменное наименование.Ю.лицу принадлежит исключительное право использования фирменного наименованиякаксредства индивидуализациипутем указания на вывесках, бланках, в счетах, иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках. Не допускается использование ю.лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого ю. лица или сходного с ним до степени смешения, если ю.лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго ю.лица уже включено в ЕГРЮЛ; ю.лицо обязано прекратить использование фирменного наименования и возместить правообладателю причиненные убытки. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в т.ч. путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.Фирменное наименование указывается в учредительном документе и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации ю.лиц.Должно содержать указание на организационно-правовую форму и собственно наименование ю.лица.Если фирменное наименование ю.лица не соответствует этим требованиям, орган, осуществляющий регистрацию ю.лиц, вправе предъявить иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Товарный знак и знак обслуживания.Товарный знак – обозначение,служащее дляиндивидуализации товаровю.лиц или индивидуальных предпринимателей. Правила ГК о товарных знаках применяют к знакам обслуживания –обозначениям,служащим дляиндивидуализации выполняемых этими же субъектами работ или оказываемых ими услуг.Коллективный ТЗ предназначен для обозначения товаров, обладающих едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками. В качестве товарных знаков регистрируют словесные, изобразительные, объемные и др. обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. На товарный знак, зарегистрированный в Госреестре товарных знаков, выдается свидетельство (ст.1481). Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования ТЗ – путем его размещения на товарах, документации, в объявлениях, в рекламе, в сети "Интернет". Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых ТЗ зарегистрирован, или однородных товаров.
Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное оттакого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которогоисключительно или главным образомопределяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Коммерческое обозначение.Ю.лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в т.ч. некоммерческие), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации своего предприятия коммерческое обозначение, если оно обладает достаточными различительными признаками и его употребление для индивидуализации предприятия является известным на определенной территории. Правообладателю принадлежит исключительное правона его использование ( указать на вывесках, бланках, в иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Правообладатель может по договору предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу только в составе предприятия. Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия. Лицо, нарушившее это правило, обязано прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.