Правила ведения реестра объектов недвижимости.

Реестр объектов недвижимости - упорядоченная система записей, содержащих сведения:
- о местоположении, назначении, принадлежности, составе, основных характеристиках объектов недвижимости;
- о реестровых и кадастровых номерах и других показателях, позволяющих однозначно идентифицировать объект недвижимости.

Перечень объектов

1. Здание.

2. Сооружение.

3. Помещение.

4. Часть помещения (комната).

5. Объект незавершенного строительства.

Источниками формирования реестра являются:

технические паспорта, оформленные ОТИ по результатам технического учета и технической инвентаризации объектов учета;

сведения и документы, полученные в результате инвентаризации учетно-технической документации, входящей в состав архивного фонда Российской Федерации, находящейся в пользовании ОТИ;

сведения государственного земельного кадастра, касающиеся объектов учета (зданий, сооружений), в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в соответствии с пунктами 18, 19 настоящих Правил, предоставляемые физическими и юридическими лицами.

Правила устанавливают

состав документов и сведений об объектах учета, включаемых в реестр;

основания и порядок отказа во включении сведений в реестр;

порядок предоставления организациями технического учета и технической

инвентаризации объектов капитального строительства

Сведения и документы, содержащиеся в реестре, подлежат постоянному хранению.

Уничтожение или изъятие сведений и документов, содержащихся в реестре, не допускается.

В случае принятия решения о внесении сведений об объекте учета в реестр, в день

принятия данного решения учетный орган:

присваивает инвентарный номер объекту учета (в случае, если сведения о данном объекте

отсутствуют в реестре);

осуществляет внесение записи об объекте учета в реестр;

проставляет на обложке технического паспорта и на плане объекта учета, включенном в

технический паспорт, штамп о внесении сведений об объекте учета в реестр;

направляет два экземпляра технического паспорта, оформленного в соответствии с

настоящим пунктом и пунктом 10 настоящих Правил, в ОТИ, представившую сведения, один

экземпляр технического паспорта включается в реестровое дело.

10. В штампе должна содержаться следующая информация:

наименование учетного органа;

инвентарный номер объекта учета;

кадастровый номер объекта учета;

дата внесения сведений в реестр.

11. Учетный орган принимает решение об отказе во внесении сведений в реестр в

следующих случаях:

организация, изготовившая технический паспорт объекта учета, не является организацией,

аккредитованной Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке,

установленном Приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. N 70 "Об

утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов

недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов

капитального строительства", зарегистрированным в Минюсте России 28.04.2005,

регистрационный N 6562 (Российская газета, 2005, N 98);

технический паспорт не соответствует установленной форме;

в техническом паспорте отсутствуют сведения, которые являются обязательными при его

составлении;

сведения технического паспорта не соответствуют сведениям, содержащимся в

правоустанавливающих документах.

12. О факте и причине отказа учетный орган в течение десяти рабочих дней сообщает

ОТИ, предоставившей документы, в виде уведомления. В уведомлении должны быть указаны

основания для отказа во внесении сведений в реестр и перечень нарушений, допущенных при

оформлении технического паспорта.

13. Для внесения в реестр сведений о прекращении существования объекта учета ОТИ

предоставляет в учетный орган документ, подтверждающий факт прекращения существования

объекта учета.

Учетный орган в течение десяти рабочих дней со дня подачи ОТИ сведений о

прекращении существования объекта учета вносит данные сведения в реестр.

14. Сведения о принятых и выданных документах заносятся в книгу учета.

30. Кадастровая процедура "Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости"

Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является кадастровой процедурой, выполняемой при внесении в Реестр объектов недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках.
К ранее учтенным земельным участкам относятся:



  • земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен до вступления в силу ФЗ №221-ФЗ;
  • земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но право собственности, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, условные номера в порядке, установленном ФЗ №122-ФЗ (уловные номера присваивались этим органом до 16.09.03г. - до внесения в ФЗ №122-ФЗ изменений от 09.06.03г. №69-ФЗ).

Внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на земельный участок:

  • при обращении заинтересованного лица;
  • при выявлении ОКУ существующего земельного участка.

При обращении правообладателя внесение сведений о ранее учтенном земельном участке осуществляется на основании:

  • заявления правообладателя о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;
  • свидетельства о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю (копия со штампом "подлинник предъявлен", проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника;
  • государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств (копия со штампом "подлинник предъявлен", проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника;
  • свидетельства на право собственности на землю (копия со штампом "подлинник предъявлен", проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника;
  • документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом в порядке, действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
  • выписки из похозяйственной книги (копия со штампом "подлинник предъявлен", проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника;
  • договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в ОКУ (копия со штампом "подлинник предъявлен", проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника.

Истребование от заявителей или их представителей иных документов не допускается. Заявление о необходимые документы могут быть представлены заявителем или его представителем:
- лично;
- посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При представлении заявления лично заявитель или его представитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность (если заявление представляется данным лицом). Если заявление представляется заявителем или его представителем не лично, а другим лицом, подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Заявление и документы регистрируются ОКУ в день получения в книге учета заявлений с указанием времени получения с точностью до минуты, на заявлении проставляется отметка о его регистрации. На всех представленных вместе с заявлением документах указывается регистрационный номер заявления и дата его регистрации.
Если заявление и документы представляются лично, ОКУ в день получения документов выдает расписку в получении документов с указанием перечня документов, даты получения. При поступлении заявления и документов посредством почтового отправления расписка высылается на следующий рабочий день после получения заявления посредством почтового отправления с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу. В качестве расписки в получении заявления и документов выдается заверенная копия зарегистрированного заявления. На оригинале заявления проставляется оттиск штампа "расписка получена", дата получения копии заявления, подпись, фамилия и инициалы заявителя или его представителя. При поступлении заявления и документов по почте и соответственно направлении расписки в виде копии заявления по почте, реквизиты уведомления о вручении вносятся в книгу учета заявлений.
Заявление и документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления. При дополнительно выявленном ОКУ существующем земельном участке внесение сведений о ранее учтенном земельном участке осуществляется на основании дополнения к инвентаризационной (оценочной) описи (которое регистрируется в книге учета заявлений).
Лица, имеющие право на обращение с заявлением, не установлены. При проверке документов на предмет выявления оснований для отказа во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке не проводится проверка на наличие полномочий заявителя. Срок осуществления кадастрового учета - 20 рабочих дней со дня регистрации заявления. Датой завершения кадастрового учета признается день внесения ОКУ сведений о присвоенном кадастровом номере. Сведения о земельных участках и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для отказа во внесении сведений.
Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Факт проведения проверки, в том числе по отдельным ее показателям, подтверждается в АИС ГКН путем указания фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица ОКУ и даты внесения сведений об объекте недвижимости.
Протокол проверки и проект решения направляются уполномоченному должностному лицу для принятия решения. Данное должностное лицо вправе изменить протокол проверки, удостоверив изменения своей подписью. В АИС ГКН вносятся фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица ОКУ, а также дата подписания протокола проверки и принятия соответствующего решения. Оформленные на бумажном носителе протокол проверки и соответствующее решение, подготовленное с использованием специального бланка, помещаются в учетное дело. Решения регистрируются в регистрационно-контрольной форме.
Выполнение кадастровой процедуры, связанной с внесением сведений о ранее учтенном земельном участке, сопровождается принятием:

  • решения о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  • решения об отказево внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Внесение сведений о ранее учтенном земельном участке осуществляется при принятии решения о внесении сведений. При внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления, ОКУ обязан выдать кадастровый паспорт земельного участка или кадастровую выписку о земельном участке заявителю или его представителю лично под расписку. Если заявление содержит просьбу о направлении КПЗУ или КВЗУ посредством почтового отправления, ОКУ направляет КПЗУ или КВЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления.
Если в течение 50 рабочих дней со дня регистрации заявления заявитель или его представитель не явился в ОКУ и ему не был выдан лично под расписку КПЗУ или КВЗУ, ОКУ направляет КПЗУ или КВЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу не позднее 52 рабочего дня со дня регистрации заявления. В случае завершения кадастрового учета ОКУ вправе направить посредством почтового отправления (если заявление о кадастровом учете содержит соответствующую просьбу) или выдать КПЗУ (КВЗУ) до дня истечения установленного выше срока.
ОКУ выдает (направляет) дополнительные экземпляры КПЗУ (КВЗУ), если заявление о кадастровом учете содержит просьбу о выдаче (направлении) этих экземпляров. Количество выдаваемого (направляемого) КПЗУ или КВЗУ указывается в заявлении - КПЗУ не менее 2 и не более 5 экземпляров, КВЗУ не менее 1 не более 5 экземпляров.
Кадастровый паспорт земельного участка подготавливается при условии наличия кадастровых сведений в объеме, необходимом для подготовки кадастрового паспорта, а именно наличия координат характерных точек границ земельного участка и отсутствия пересечения границ ранее учтенного земельного участка одной из границ другого земельного участка (кроме ранее учтенных земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства - по ним выдается КПЗУ).
Кадастровая выписка о земельном участке подготавливается при отсутствии координат характерных точек границ земельного участка и наличии пересечения границ ранее учтенного земельного участка одной из границ другого земельного участка (кроме ранее учтенных земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства - по ним выдается КПЗУ). При этом вместе с КВЗУ направляется решение об отказе в выдаче (направлении) КПЗУ.
ОКУ вправе уточнять местоположение ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы. Соответствующие сведения в ГКН вносятся на основании материалов по уточнению местоположения границ. Если при этом одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, ОКУ обеспечивает устранение такого пересечения в установленном порядке (порядок не установлен).
Основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках является следующее:
- имущество, об учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в с

оответствии с ФЗ, а именно "ГКН содержит сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым № _____, расположенном ___";
- представленные документы не подтверждают (не устанавливают) право на земельный участок или осуществленный государственный учет;
- в представленных документах отсутствуют основания для внесения в ГКН сведений о земельном участке, как о ранее учтенном.
В решении об отказе в осуществлении кадастрового учета должны быть указаны причины отказа со ссылкой на соответствующие положения статьи 27 ФЗ и указания на допущенные нарушения.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку не позднее 21 рабочего дня после регистрации заявления, либо направлено не позднее 26 рабочего дня после регистрации заявления посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.

31. Кадастровая процедура "Постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости"

Постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости является кадастровой процедурой, осуществляемой в связи с образованием земельного участка. Образование земельных участков осуществляется в результате преобразования (объединения, разделения, выдела, перераспределения) существующих земельных участков.
Постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется на основании представленных в орган кадастрового учета:

  • 1) заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (подлинник);
  • 2) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (подлинник) - размер государственной пошлины не установлен;
  • 3) межевого плана (подлинник) - до установления формы межевого плана и требований к его подготовке представляется описание земельного участка, оформленное в соответствии с приказом Роснедвижимости №П/327 с учетом особенностей его оформления, установленных Роснедвижимостью;
  • 4) документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка (нотариально засвидетельствованная копия или копия со штампом "подлинник предъявлен", проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника, если местоположение границ подлежит обязательному согласованию (обязательное согласование проводится в случаях, установленных и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании;

Истребование от заявителей или их представителей иных документов не допускается.
Заявление о необходимые документы могут быть представлены заявителем или его представителем:

  • лично;
  • посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования в установленном порядке (порядок не установлен).

Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При представлении заявления лично заявитель или его представитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность (если заявление представляется данным лицом). Если заявление представляется заявителем или его представителем не лично, а другим лицом, подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Заявление и документы регистрируются ОКУ в день получения в книге учета заявлений с указанием времени получения с точностью до минуты, на заявлении проставляется отметка о его регистрации. На всех представленных вместе с заявлением документах указывается регистрационный номер заявления и дата его регистрации.
Если заявление и документы представляются лично, ОКУ в день получения документов выдает расписку в получении документов с указанием перечня документов, даты получения. При поступлении заявления и документов посредством почтового отправления расписка высылается на следующий рабочий день после получения заявления посредством почтового отправления с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу. В качестве расписки в получении заявления и документов выдается заверенная копия зарегистрированного заявления. На оригинале заявления проставляется оттиск штампа "расписка получена", дата получения копии заявления, подпись, фамилия и инициалы заявителя или его представителя. При поступлении заявления и документов по почте и соответственно направлении расписки в виде копии заявления по почте, реквизиты уведомления о вручении вносятся в книгу учета заявлений.
Заявление и документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления. В случае образования двух и более земельных участков в результате преобразования объекта (объектов) представляется одно заявление. Постановка на учет всех образуемых объектов осуществляется одновременно. В случае образования объекта в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости или объединения объектов представляется только заявление о постановке на учет образуемого объекта и необходимые для его кадастрового учета документы.
Лица, имеющие право на обращение с заявлением - собственники земельных участков или любые иные лица.
Срок осуществления кадастрового учета - не более 20 рабочих дней со дня получения (регистрации) заявления.
Датой завершения кадастрового учета признается день внесения ОКУ сведений о присвоенном кадастровом номере. Сведения о земельных участках и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Факт проведения проверки, в том числе по отдельным ее показателям, подтверждается в АИС ГКН путем указания фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица ОКУ и даты внесения сведений об объекте недвижимости.
Протокол проверки и проект решения направляются уполномоченному должностному лицу для принятия решения. Данное должностное лицо вправе изменить протокол проверки, удостоверив изменения своей подписью. В АИС ГКН вносятся фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица ОКУ, а также дата подписания протокола проверки и принятия соответствующего решения. Оформленные на бумажном носителе протокол проверки и соответствующее решение, подготовленное с использованием специального бланка, помещаются в учетное дело. Если в результате преобразования земельного участка образуется несколько земельных участков, решение оформляется в виде одного документа. Решения регистрируются в регистрационно-контрольной форме.
Выполнение кадастровой процедуры, связанной с постановкой на учет земельного участка, сопровождается принятием:

  • решения о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
  • решения о приостановлении осуществления кадастрового учета;
  • решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия ОКУ решения об осуществлении кадастрового учета. Внесенные в ГКН сведения при постановке на учет земельного участка, образованного в результате преобразования, носят временный характер. Такие сведения до утраты ими временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав. Сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом ОКУ на следующий рабочий день после исключения таких сведений, направляет в установленном порядке (порядок не установлен) заявление и документы, представленные для постановки на ГКУ, по указанному в заявлении почтовому адресу.
При постановке на учет объекта недвижимости, не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления, ОКУ обязан выдать кадастровый паспорт земельного участка заявителю или его представителю лично под расписку. Если заявление содержит просьбу о направлении КПЗУ посредством почтового отправления, ОКУ направляет КПЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления.
Если в течение 50 рабочих дней со дня регистрации заявления заявитель или его представитель не явился в ОКУ и ему не был выдан лично под расписку КПЗУ, ОКУ направляет КПЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу не позднее 52 рабочего дня со дня регистрации заявления.
В случае завершения кадастрового учета ОКУ вправе направить посредством почтового отправления (если заявление о кадастровом учете содержит соответствующую просьбу) или выдать КПЗУ до дня истечения установленного выше срока.
ОКУ выдает (направляет) дополнительные экземпляры КПЗУ, если заявление о кадастровом учете содержит просьбу о выдаче (направлении) этих экземпляров. Количество выдаваемого (направляемого) КПЗУ указывается в заявлении - не менее 2 и не более 5.
ОКУ принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если:
1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости;
2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);
3) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.
В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета должны быть указаны возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием приостановления осуществления кадастрового учета:

  • техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении ГКН;
  • ошибка, допущенная кадастровым инженером (органом межевания) при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление;
  • ошибка, допущенная кадастровым инженером (органом межевания) при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, кадастровый учет которого осуществлен ранее;
  • и т.п.,

В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета должны быть также указаны и рекомендации по устранению данных причин (кроме случаев приостановления, связанных с отсутствием необходимого документа - в этом случае указывается какой документ отсутствует. При принятии решения о приостановлении на основании выявленных кадастровых ошибок в сведениях ГКН исправление таких ошибок осуществляется в порядке, установленном для исправления кадастровых ошибок.
Если при осуществлении проверки сведений о земельных участках и содержащих их документов, представленных для кадастрового учета, на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового, обнаружена техническая ошибка, допущенная ОКУ при ведении ГКН, такая ошибка исправляется в течение срока осуществления кадастрового учета без принятия решения о приостановлении.
Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (имеются противоречия или имеется пересечение границ) являются ошибки в ГКН, исправление этих ошибок осуществляется в порядке исправления технических или кадастровых ошибок.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, но не более чем на три месяца со дня регистрации решения. Принятие решения о приостановлении прерывает течение 20-ти дневного срока, установленного для кадастрового учета. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.
Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.
При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения о приостановлении осуществления кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу. Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку не позднее 21 рабочего дня после регистрации заявления, либо направлено не позднее 26 рабочего дня после регистрации заявления посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.
ОКУ принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с ФЗ;
2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям ФЗ;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком преобразовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и внесенные в ГКН сведения о таком преобразуемом объекте недвижимости или таких преобразуемых объектах недвижимости носят временный характер;
5) истек срок (три месяца со дня регистрации решения) приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
6) размер земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;
7) земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и размер последнего в связи с этим преобразованием не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков;
8) доступ к земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;
9) земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и к последнему в связи с этим преобразованием не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута;
10) одна из границ земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;
11) земельный участок образуется в результате преобразования земельных участков и эти преобразуемые земельные участки не относятся к одной категории земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.
Не является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка, образуемого в счет земельной доли, наличие временного статуса сведений в отношении земельного участка, из которого осуществлен выдел.
В решении об отказе в осуществлении кадастрового учета должны быть указаны причины отказа со ссылкой на соответствующие положения статьи 27 ФЗ и указания на допущенные нарушения. При отказе по основаниям не соответствия по форме и содержанию представленных документов в решении об отказе должны содержаться рекомендации о доработке представленных документов и вместе решением в данном случае должен быть возвращен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку не позднее 21 рабочего дня после регистрации заявления, либо направлено не позднее 26 рабочего дня после регистрации заявления посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.

32. Кадастровая процедура "Учет изменений объекта недвижимости"

Учет изменений объекта недвижимости является кадастровой процедурой, осуществляемой в связи с изменением уникальных характеристик или других сведений о земельных участках.
Состав уникальных характеристик или других сведений о земельном участке, подлежащих изменению:
1) адрес земельного участка или при отсутствии такого адреса описание местоположения земельного участка;
2) сведения о вещных правах на земельный участок и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
3) сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на земельный участок и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
4) сведения о части земельного участка, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь земельный участок;
5) сведения о кадастровой стоимости земельного участка, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
6) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка;
7) категория земель, к которой отнесен земельный участок;
8) разрешенное использование земельного участка;
9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником земельного участка или с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
Учет изменений земельного участка осуществляется на основании:

  • представленных заявления и необходимых документов;
  • документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.

На основании представленных в ОКУ заявления и необходимых документов осуществляется учет изменений следующих уникальных характеристик и сведений о земельном участке (внесение изменений других сведений о земельном участке осуществляется на основании документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия - отдельная кадастровая процедура, которая описана далее):
1) описание местоположения границ земельного участка;
2) площадь земельного участка, определенная с учетом установленных Федеральным законом требований;
3) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником земельного участка или с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования;
4) категория земель, к которой отнесен земельный участок;
5) разрешенное использование земельного участка;
6) сведения о части земельного участка, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь земельный участок.
Внесение изменений указанных сведений осуществляется на основании представленных в орган кадастрового учета документов:
1) заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (подлинник);
2) межевого плана (при учете части, учете в связи с изменением уникальных характеристик - описании местоположения границ и площади земельного участка) (подлинник) - до установления формы межевого плана и требований к его подготовке представляется описание земельного участка, оформленное в соответствии с приказом Роснедвижимости №П/327 с учетом особенностей его оформления, установленных Роснедвижимостью;
3) документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного у

Наши рекомендации