Проблема происхождения морали. Талион и «золотое правило нравственности»

Моральные отношения

Каждый наш поступок обретает моральное значение только в контексте отношений между людьми, т.е. общения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает при потребности совместной деятельности, включает в себя отмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Все люди разные (напр. интроверты и экстраверты), характер и интенсивность общения их различаются, но этика не требует, что бы все люди были компанейскими, коммуникабельными.

То, что имеет принципиальное значение для этики в сфере человеческого общения – это добропорядочность в отношениях, общие моральные ценности, соблюдение общих норм морали.

Для успешного общения необходимы определенные условия:

- субъекты общения должны придерживаться определенных правил поведения;

- они должны желать общения;

- в основе человеческого общения должны быть моральные предпосылки: уважение, сочувствие, милосердие, любовь, толерантность.

Уважение – реализуемое на практике (в действиях, в поведенческих актах) такое отношение к человеку, которое основывается на признании человеческого достоинства.

Понятие уважения предусматривает: справедливость, равность прав, свободу, доверие, удовлетворение интересов других, внимательное отношение к убеждениям других, вежливость, деликатность.

Сочувствие – способность одного человека разделять радость и печаль, успех и горе другого.

В основе человеческого сочувствия лежит биологическая способность любого живого существа «заражаться» самочувствием другого. Но человеческое чувство – процесс значительно более сложный. Биологическую основу насыщает духовное содержание, приобретенное человеком в процессе развития.

Милосердие не ограничивается признанием ценности кого-либо (чего-либо), оно представляет собой активную деятельность, направленную на помощь другому в его самореализации и в возможности бытия.

Моральные проблемы милосердия:

1) оно может спровоцировать конфликты: нуждающийся человек может быть поставлен в неловкое положение, может посчитать, что затронуто его достоинство;

2) милосердие совершается одним человеком для другого; понятие блага у разных людей может не совпадать, поэтому нельзя его навязывать;

Милосердие должно быть последовательным, основываться на понимании другого, а в совершенном виде – должно представлять собой деятельное участие в жизни другого человека.

Любовь (в самом общем смысле) – отношение к кому- или к чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо. В более узком смысле любовь (если не принимать во внимание эмоциональные состояния, связанные со страстью к различным вещам, состояниям: сладострастие, сребролюбие, властолюбие и т.д.) – это отношение к другой личности, которая воспринимается как самоценность.

Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.), сознательный отказ от применения силы и давления.

Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим человеком (группой людей), признание и уважение его права на отличие, на сохранение своей особенности и самобытности.

В реальной жизни моральные предпосылки общения тесно связаны и дополняют друг друга. Наиболее полно это проявляется в культуре общения.

Культура общения – существующие в обществе и человеческой жизни формы структурирования общения, его ценностно-смысловой организации, его реализация непосредственно в отношениях между людьми.

Моральный аспект общения охватывает ценности, нормы, обычаи, традиции и др. Для культуры общения также важным есть наличие словесной культуры.

Формальные правила, которые регулируют внешние проявления человеческих отношений (формулы приветствий, обращений, извинений, благодарности, поведения в общественных местах, внешний вид, манеры, одежда и др.) называют этикетом.

Этикет дает возможность поддерживать суверенитет отдельной личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения между людьми.

В современном этикете ведущими есть три фактора: пол, возраст и социальный статус.

Примером «работы» этих факторов могут служить правила формулы приветствия:

— мужчина первым приветствует женщину, а женщина первой подает руку для рукопожатия (если она желает применить такую форму приветствия);

— молодые люди (вне зависимости от пола) первыми приветствуют пожилых людей;

— подчиненный первым приветствует начальника, а начальник первым подает руку для рукопожатия (если руку предложит первым подчиненный – это будет нарушением правил этикета).

Правил этикета великое множество. Многие из них пришли из истории, современность же вызывает их вариации или отмирание, формирование новых норм и правил. Запомнить их невозможно и для ежедневного применения и не нужно, поскольку нельзя предвидеть все ситуации, которые могут произойти. Сегодня важно понять суть и смысл этикета, освоить его принципы.

Принципы современного этикета:

1.Принцип гуманизма. Определяет требования, обращенные к культуре общения: вежливость, тактичность, скромность, точность.

Вежливость – форма взаимоотношений между людьми, суть которых – доброжелательность, желание добра другому человеку.

Тактичность – это чувство меры в отношениях, умение ощущать границу, за которой у вашего собеседника может возникнуть чувство обиды. Тактичность – обязательное условие и признак хорошего воспитания.

Скромность – умение не переоценивать себя, свою значительность, не афишировать свои достоинства и заслуги, умение сдерживать себя.

Точность – умение ценить свое слово, выполнять обещанное. Французский король Людовик 18: «Точность – вежливость королей, обязанность всех добрых людей».

2.Принцип целесообразности. Определяет правила этикета, которые указывают удобные и рациональные способы действия.

Ты кому-то звонишь – сразу поздоровайся и представься, это разумно – экономит время.

Котлету не рекомендуется резать ножом, т.к. она легко поддается вилке.

Вы посетили заболевшего друга – не задерживайтесь очень долго, т.к. ему это может быть утомительно.

Т.е. современный этикет говорит – если ты не знаешь как вести себя в какой-либо ситуации – поступай «разумно», так как удобно тебе и окружающим.

3.Принцип красоты, или эстетично привлекательного поведения. Определяет правила этикета, которые вытекают из требований эстетики. Логика здесь проста: непристойно, потому что некрасиво. Особенно это касается манер, жестов, мимики.

4.Народные обычаи и традиции. Есть правила этикета, которые сейчас трудно объяснить, просто так необходимо поступать, так заведено, – такие правила нужно знать. Особенно это касается национальных особенностей этикета.

Хлеб с блюда необходимо брать левой рукой, а не вилкой.

В помещении девушке необходимо идти справа от своего спутника.

Брать (давать) визитную карточку у японца необходимо двумя руками.

При беседе с арабом садитесь так, чтобы не показывать собеседнику подошву своей обуви – это неприлично.

Мораль и право, их соотношение и взаимодействие, общие черты и отличия.
Соотношение морали и права — один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.
Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспе­чивает подчинение деятельности людей единым общесоциаль­ным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с дру­гими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.
Мораль и право — необходимые, взаимосвязанные и взаи­мопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчине­ния людей определенным правилам.
Мораль и право выполняют единую социальную функцию — регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (мораль­ное и правовое); общественные отношения (нравственные и пра­вовые); общественно значимую деятельность; нормативные сфе­ры (нравственные и правовые нормы).
Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регули­рования во многом совпадают. Но регулирование их осуществ­ляется специфическими для каждого из регуляторов средства­ми. Единство общественных отношений "с необходимостью оп­ределяет общность правовой и моральной систем"3.
Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "мораль­ная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства". Законодательство не мо­жет декретировать нравственность.
Мораль и право каждой общественно-экономической фор­мации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, об­щеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права. Мораль и право — составные части духовной культуры человечества.

3. Профессиональная этика: понятие и виды.

Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа", Кодекс чести судьи Российской Федерации.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий — свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Таким образом, профессиональная этика — это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии.

Профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

4. Понятие морального выбора в деятельности юриста. Содержание и структура морального выбора.

Моральный выбор иногда трактуют слишком узко лишь как сознательный акт принятия человеком решения. Но для того, чтобы это решение было принято, необходимо наличие определенных объективных и субъективных предпосылок и условий выбора, возможностей познания этого выбора. Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора. Продолжением его служит выбор средств реализации решения, практическое его осуществление и оценка результата. Поэтому при рассмотрении морального выбора в поле зрения попадают почти все объективные и субъективные компоненты поведения человека.

Структура морального выбора:

Формулировка проблемы; Познание вариантов выбора; Принятие решения; Выбор средств достижения цели; Практическая реализация выбора в процессе достижения цели; Получение результатов и их оценка.

К числу объективных условий можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации.

Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности.

Диапазон целей, которые встают перед человеком, группой или обществом и определяют необходимость морального выбора, достаточно широк. Он характеризуется и степенью общности субъекта, уровнем сложности (простая, ясная, легкодоступная цель и цель, требующая преодоления трудностей, связанная с большими материальными, физическими или моральными затратами). Соответственно, и нравственная оценка различных целей будет неоднозначна.

Для того, чтобы выбор поступка был наиболее эффективным и с практической, и с нравственной стороны, человек должен познать все варианты возможных действий, чтобы затем определить среди них наилучший с его точки зрения. Специфика юридической деятельности вносит некоторые особенности в познание вариантов выбора, главная среди которых состоит в том, что отдельным категориям юристов достаточно часто приходится делать моральный выбор в ситуациях риска, когда трудно выяснить все возможные варианты выбора.

Характер юридической деятельности, связанный с острым противоборством, нестандартными ситуациями, значительно обостряет проблему выбора в условиях риска. Эту проблему подметил еще Аристотель в своей работе Никомахова этика», когда выделил действия субъекта «по неведению» и «в неведении». Действия «в неведении» – когда человек сознательно избирает незнание, неведение. Действия «по неведению» имеют место тогда, когда остаются неизвестными некоторые частные или случайные обстоятельства, которые помимо воли действующего лица изменяют смысл поступка (пример, сотрудник ГАИ, пытаясь задержать преступников и не зная, что в салоне автомобиля помимо них находится ребенок, случайно ранил этого ребенка).

5. Мораль в системе факторов правоохранительной деятельности.

6. Взаимосвязь дисциплины "Профессиональная этика юриста" с другими науками и учебными дисциплинами.

1- тесно взаимодействует с международным публичным правом

Именно в рамках этой науки изучаются основные нормы, акты для осуществления правосудия Всеобщая декларация прав человека 10.12.1948

2- конституционное право, т к конституция содержит самый широкий круг политический и личных прав, являясь при этом самой демократичной.

3-уголовное право: равенство всех перед законом

4-уголовный процесс: именно благодаря ему, устанавливается наличие или отсутствие юридических оснований для уголовной ответственности

5-юридическая психология…. Криминалистика…. Прокурорский надзор…..

7. Этика делового общения юриста.

Специфика юридической деятельности такова, что юристуежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому оченьтрудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолькоразнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью.Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юриство время осуществления своей профессиональной работы.

Основные этико-эстетические правила взаимоотношений междуюристом и иными участниками решения юридического дела:

Чувство такта - чувство эмоционального сопереживания скаждым из участников решения юридического дела.

Чувство такта помогает определить должную меру в выраженияхи поступках.

Такт предполагает внимательное отношение к личностисобеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которыемогут вызвать неловкость у окружающих.

Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета ипроявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебноголица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен бытьобразцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет нетолько его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе.

Чувство такта должно проявляться в различных формах деловогообщения юриста:

повседневное служебное общение (прием посетителей, посещениеграждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);

специфические формы служебного общения (руководитель иподчиненные, между коллегами);

экстремальные формы общения (во время обыска, задержания ит.п.);

невербальные и неспецифические формы общения (телефон,деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).

Эти и другие формы делового общения юриста требуют своихпринципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта. Корректность- сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмернойнастойчивости и т.п.

Вежливость - внешнее проявлениедоброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.

Любезность - готовность оказать услугу тому,кто в этом нуждается. Точность - своевременность выполнения обещанногоили порученного дела.

Высокая самоорганизованность - планированиедеятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.

8. Профессиональный долг. Моральная ценность объективного содержания долга. Степень зависимости нравственного поведения от морального сознания.

Долг - одна из основных категорий этики, поскольку сфера морали - это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг - общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и определенной ситуации. Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста.

Профессиональный долг юриста - совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Как составная часть общественного долга профессиональный долг юриста - основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности.

Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг юриста - средоточие (центр) связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы - в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу (коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.

Профессиональный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права - внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закреплена и моральная оценка поступков юристов. Для законодательства Украины характерно единство правовых и моральных предписаний.

Напр., в требованиях юридически оформленного долга, выраженного в присяге прокурора заключена и моральная оценка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, которые не обладали бы правовой силой. Следовательно, в профессиональном долге правовая и нравственная стороны сливаются воедино.

Нельзя отождествлять профессиональный долг юриста с его юридической обязанностью. Юридическая обязанность юриста связана с его компетенцией, которая четко определена нормами права и влечет государственное принуждение в виде различных юридических санкций в случае ее неисполнения.

Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что:

включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные требования (обязанности), предъявляемые к его профессии;

профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.

Напр., профессиональным долгом следователя (нравственной обязанностью и обязанностью, имеющей правовой характер) является установление и правильная оценка фактов, свидетельствующих о том, что лицу, вероятно, известны какие-либо относящиеся к расследуемому делу обстоятельства. При этом необходимо исключить необоснованный вызов на допрос, что приводит: а) к беспокойству граждан; б) к бесполезной трате собственного времени.

Или другой пример, связанный с профессиональным долгом адвоката по отношению к клиенту. Чтобы убедить своих клиентов в том, что он делает все возможное для защиты их интересов, адвокат должен (рекомендации экспертов США):

посылать клиентам копию каждого документа, им составленного;

посылать клиентам копию всех документов, им полученных;

отвечать на звонки клиентов немедленно;

время от времени звонить своим клиентам, чтобы сообщать, в каком состоянии находится их дело;

если это целесообразно, посетить место работы клиента или место, где ему был причинен ущерб и др.

Какие бы функции не выполнял юрист, существует множество ситуаций, когда никто его непосредственно не контролирует со стороны. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллег, если они не совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, не могут быть гарантом того, что в процессе своей деятельности конкретный юрист не нарушит свой профессиональный долг. Поэтому важнейшим элементом нравственного долга является самодисциплина.

Механизм самодисциплины (самоконтроля) охватывает: убеждения личности, постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности; чувства; привычки; самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств; самовоспитание. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной.

Самодисциплина выступает как внутренняя готовность следовать требованиям закона, присяги и приказам своего руководства, осознаваемая как внутренние побуждения, как необходимость. Самое правильное, что может требовать общество от юриста, - это готовность выполнить профессиональный долг не под давлением (от кого бы оно не исходило), а по совести, добровольно. Поэтому самодисциплина есть высоконравственное поведение, которое совершается на основе долга и совести.

Для надлежащего выполнения юристом своего профессионального долга огромное значение имеют такие моральные факторы, как совесть, честь, репутация.

Совесть - это внутреннее осознание нравственного долга и ответственности перед обществом, требующее от личности самоконтроля, строгого выполнения норм личного и служебного поведения, самокритичной оценки собственных поступков. Здесь долг и ответственность перед самим собой неразрывно связаны.

Совесть личности вообще и юриста в особенности проявляется в различных формах:

1. нравственного удовлетворения (исполненный долг; помощь человеку, нуждающемуся в ней; защита от посягательств преступника);

2. чувства стыда (при совершении безнравственного поступка, ставшего известным кому-либо; деяний, которые известны только лицу, их осуществившему).

Понятия чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оно играет такую же роль во взаимоотношениях людей и регулировании личностью своего поведения, что и достоинство. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах отмечено, что достоинство личности является свойством, присущим всем представителям человеческого рода, из него вытекают все неотъемлемые права и основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным положением человека, родом его деятельности и моральными заслугами, которые за ним признаются. В отличие от понятия достоинства личности, основывающегося на принципе равенства всех людей в моральном и правовом отношении, понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей. Такая оценка находит отражение в репутации. Соответственно честь требует от человека, чтобы он поддерживал ту репутацию, которой обладает сам или коллектив, в котором работает.

Честь юриста, т.е. профессиональная честь - это движущая сила всех нравственных поступков, которые проявляются при выполнении профессионального долга.

Честь следователя, адвоката, судьи, нотариуса и других неотделима от чести коллектива, в котором они работают. Поэтому они не могут позволить себе совершить поступок, который бы позорил своих товарищей по работе. Честь коллектива - это честь конкретного юриста.

9. Взаимосвязь права и морали. Общие и отличительные признаки норм морали и права.

Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
В регулировании общественных отношений права взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И МОРАЛИ
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Что же общего между правом и моралью?
Право и мораль:

  1. и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
  2. имеют общую экономическую, социально-политическую и идеалогическую основу;
  3. им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
  4. они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
  5. имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
  6. представляют собой средства активного воздействия на поведение людей;

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВА И МОРАЛИ
Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.
Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал Цецерон.
Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и селу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.
Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.
Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

10. Мораль: понятие и происхождение. Место морали в системе социальных регуляторов общественных отношений. Значение в профессиональной деятельности юриста.

Понятие морали.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общен<

Наши рекомендации