Аналогия закона и аналогия права.
В тех случаях, когда возникли определенные отношения, которые прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Аналогия закона применяется при условии, что существующий в законодательстве пробел не может быть восполнен с помощью предусмотренных законом средств, в том числе с помощью обычаев делового оборота. Кроме того, применение закона по аналогии к регулируемым отношениям не должно противоречить их существу. Не является аналогией закона отсылка, содержащаяся в норме закона к другой норме.
При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Суть аналогии права состоит в том, что права и обязанности сторон в возникшем правоотношении будут определяться исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Общие начала сформулированы в ст. 1 ГК. Под смыслом гражданского законодательства понимаются его характерные черты, закрепленные в предмете и методе. Термины "добросовестность", разумность" и справедливость являются субъективными оценочными понятиями и определяются в каждом конкретном случае. Правила об аналогии закона и аналогии права применяется только при применении федеральных законов и не могут распространяться на действие подзаконных актов.
3) Источники гражданского права РФ включают в себя:
1. Нормативные правовые акты
2. Международные договоры
3. Обычаи делового оборота
Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.
Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.
Закон субъектов РФ — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.
Федеральные законы подразделяются на:
1.Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
2.Акты федеральных органов исполнительной власти
Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами
3.Акты исполнительных органов субъектов РФ
4.Обычаи делового оборота — правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.
5.Нормы международного права и международные договоры РФ.
Действие гражданских законов во времени, пространстве и по лицам.
Действие права во времени
действия нормативного акта во времени, следует учитывать три обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу.
В Российской Федерации нормативные правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
1. в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
2. в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например, положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» в части признания банкротом гражданина, не являющегося предпринимателем, вступят в действие после внесения соответствующих изменений в ГК РФ);
3. в результате применения общих правил, т. е. по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Прекращение действия нормативного акта, как правило, происходит по следующим основаниям:
1. истечение срока, на который он был принят;
2. объявление об утрате им юридической силы;
3. принятие управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг гражданско-правовых отношений;
4. его устаревание в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие существование социалистической собственности, с исчезновением СССР).