Понятие о гражданском праве. Общая характеристика гражданского законодательства зарубежных стран.
Ответы к зачету по ГП.
Понятие о гражданском праве. Общая характеристика гражданского законодательства зарубежных стран.
Гражданское право(Предмет гражданского права) - совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами и основанные на равенстве сторон, а также экономической самостоятельности. Имущественные отношения - отношения, возникающие по поводу владения, пользования, распоряжения различным имуществом собственником или несобственником (купля-продажа, мена и др.). личные Неимущественные отношения - отношения, возникающие по поводу нематериальных благ (унижение чести и достоинства лица и др.).
Общая характеристика гражданского законодательства зарубежных стран.
Одни исследователи предлагают относить к признакам, дифференцируют, "своеобразие правопонимания разных народов и наций", и "источники их правовых систем"; другие авторы выделяют пять компонентов, которые в своей совокупности формируют классификационный "правовой стиль", а именно: а) происхождение и эволюция правовой системы; б) идеологические факторы; в) своеобразие юридического мышления; г) специфические правовые институты; д) природа источников права ; другие правоведы выделяют ряд других критериев. критерии, позволяющие выявить сходство и различия основных гражданско-правовых систем современности и которые составляют элементы любой гражданско-правовой системы: 1) генезис правовых систем, история их возникновения и развития, что повлияло на формирование ее уникальности правовых начал и принципов, на тенденции дальнейшего развития правовых структур; 2) источники правовых систем, значение и соотношение между собой; 3) структура гражданского права - построение гражданско-правовых норм, их распределение по подотраслям и правовыми институтами. классификацию гражданско-правовых систем мира:
1) романо-германский тип правовой семьи - охватывает большую часть стран континентальной Европы и их бывшие колонии;
2) семья общего права (англо-американский тип правовой семьи) существует в Англии, Уэльсе, Ирландии, США и 36 государствах - членах Британского Содружества (в некоторых из них только отчасти);
3) религиозные и традиционные правовые системы:
а) религиозная правовая семья, исламское право, индусское право, иудейское право (теократические мусульманские государства, частично Индия и Израиль);
б) дальневосточная правовая семья - Китай, Япония;
в) африканская правовая семья - значительная часть стран континентальной Африки и Мадагаскар.
нормы гражданского права призваны регулировать, в большинстве, имущественные отношения, имеющие экономическое содержание, и тот факт, что в мировой экономике ведущую роль играют государства, в которых доминируют романо-германский и англо-американский типы правовых систем.
Действие гражданских законов во времени, пространстве и по лицам.
Действие права во времени
действия нормативного акта во времени, следует учитывать три обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу.
В Российской Федерации нормативные правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
1. в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
2. в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например, положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» в части признания банкротом гражданина, не являющегося предпринимателем, вступят в действие после внесения соответствующих изменений в ГК РФ);
3. в результате применения общих правил, т. е. по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Прекращение действия нормативного акта, как правило, происходит по следующим основаниям:
1. истечение срока, на который он был принят;
2. объявление об утрате им юридической силы;
3. принятие управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг гражданско-правовых отношений;
4. его устаревание в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие существование социалистической собственности, с исчезновением СССР).
Система гражданского права.
Система гражданского права представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных, основанных на общих принципах гражданско-правовых институтов, включающая:
1) общую часть;
2) право собственности и другие вещные права;
3) личные неимущественные права;
4) обязательственное право;
5) право на результаты творческой деятельности;
6) наследственное право;
Общую часть составляют нормы, относящиеся ко всем остальным частям системы. Таковы, в частности, нормы, определяющие задачи гражданского законодательства, круг регулируемых им отношений, основания возникновения гражданских прав и обязанностей, общие условия осуществления прав и исполнения обязанностей, способы защиты прав, правовое положение субъектов гражданского права; нормы, относящиеся к сделкам, представительству, срокам в гражданском праве.
Нормы правового института права собственности и иных вещных прав регулируют отношения, связанные с возникновением, осуществлением и защитой права собственности и других вещных прав.
Нормы правового института личных неимущественных прав регулируют личные неимущественные отношения, характеризующиеся тем, что они возникают по поводу неотделимых от личности духовных благ.
Нормы обязательственного права регулируют общественные отношения по поводу передачи имущества, уплаты денег, выполнения работ, оказания услуг и т.п., предоставляя одной стороне этих отношений право требовать от другой совершения определенного действия либо воздержания от действия. В свою очередь сюда входят общие положения, относящиеся ко всем обязательствам, общие правила о договорах, а также отдельные виды обязательств, возникающие из договоров и внедоговорных оснований.
Нормы правового института права на результаты творческой деятельности регулируют общественные отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, а также возникающие по поводу изобретений, создания промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков, знаков обслуживания и т.п.
Нормы наследственного права регулируют общественные отношения в связи с переходом имущества умершего к другим лицам.
Виды юридических лиц
Классификация юридических лиц может происходить по нескольким критериям.
1. По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие:
a. коммерческими являются организации, в качестве основной цели своей деятельности преследующие извлечение прибыли, а также распределяющие прибыль между участниками. К таким относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
b. некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Это потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и др. Перечень некоммерческих организаций, приведенный в ГК, является открытым. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
2. По видам прав учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества различают:
a. юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы). Собственником передаваемого имущества становится сама организация;
b. юридические лица, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
c. юридические лица, в отношении которых их участники не имеют никаких имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения);- благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
3. По организационно-правовой форме коммерческие юридические лица могут быть разделены на:
a. хозяйственные товарищества, представляющие собой прежде всего объединение лиц и поэтому предполагающие личное участие членов товарищества в его делах и лично-доверительные отношения между участниками;
b. хозяйственные общества, представляющие собой объединения капиталов и поэтому не предполагающие личного участия членов общества в его делах;
c. унитарное предприятие;
d. производственный кооператив.
11) Понятие и сущность юридического лица. Способы образования и прекращения юридических лиц.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Традиционно выделяют 4 признака юридического лица:
1. имущественная самостоятельность,
2. организационное единство,
3. самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам,
4. выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени.
Юридическое лицо может обладать имуществом на одном из вещных прав
1. праве собственности,
2. праве хозяйственного ведения,
3. праве оперативного управления.
Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков). Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь “явиться” для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо надлежащим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).
При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав либо и то, и другое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью.
Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица имущества создателей и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок — управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников).
Изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию, о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения обязательны с момента их внесения в учредительные документы.
В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в органах юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц.
Прекращение юридических лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации нет.
В свою очередь, реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц; при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица).
Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица, при котором не возникают новые юридические лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.
Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях осуществления деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.
Для ликвидации предусмотрена определенная процедура. Начинается она с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, продает имущество с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.
Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Порядок ликвидации
1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.
2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.
3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
14) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как субъекты гражданского права
Наряду с физическими и юридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборота признаются (ст. 2, ст. 124 ГК):
• РФ;
• субъекты Федерации;
• муниципальные образования.
Принципиальные различия в целях участия в гражданском обороте и, как следствие, в особенностях правоспособности, а равно формальные требования, касающиеся порядка возникновения коллективных субъектов гражданского права, не позволяют считать юридическими лицами Российскую Федерацию, ее субъектов и муниципальные образования.
В научной литературе распространено мнение, согласно которому РФ, ее субъекты и муниципальные образования являются особыми субъектами (лицами) гражданского права. Однако более предпочтительным представляется термин "публичные образования", отражающий следующие особенности указанных выше субъектов:
1.они являются коллективными и, в противовес физическим лицам, "искусственно" созданными субъектами;
2.специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований именно как субъектов права вообще - носителей публичной власти.
Публичная власть, будучи средством организации и регулирования взаимоотношений между людьми, характеризуется способностью упорядочивать отношения внутри общества как целого, объединенного единой территорией. Этим публичные образования отличаются от действующих в целях удовлетворения собственных интересов физических лиц - субъектов гражданского права - в силу самого факта рождения, и юридических лиц, возникающих в результате специальной регистрации.
В настоящее время эти отличия признаны и Конституционным Судом РФ, по мнению которогоспецифика публичных образований как субъектов гражданского права в основном проистекает из особой организации институтов публичной власти.
Публичные образования как участники гражданского оборота - коллективные субъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанности постольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти.
Виды публичных образований
1.РФ - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции РФ);
2.субъекты Федерации, хотя и входящие в состав последней, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ);
3.муниципальные образования - городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения (п. 1 ст. 131 Конституции РФ; п. 1 ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Из этого следует, что РФ, субъекты Федерации и муниципальные образования самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте (разумеется, в рамках своей компетенции).
Правовое положение публичных образований
Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными субъектами - физическими и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК).
Равные начала участия публичных образований в гражданском обороте проявляются в следующем:
1. установлен запрет на осуществление присущих публичным образованиям властных полномочий;
2. невозможно использование каких бы то ни было преимуществ, проистекающих из присущих публичным образованиям властных полномочий
Виды гражданских отношений, в которых участвуют публичные образования
Признание публичных образований полноправными участниками гражданского оборота и распространение на режим их деятельности принципа юридического равенства свидетельствует о существующей у публичных образований равной возможности (наряду с иными участниками гражданского оборота) быть субъектами отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Эти отношения подразделяются:
• на имущественные отношения, включая вещные, обязательственные (договорные и внедоговорные), наследственные и связанные с использованием и распоряжением объектами интеллектуальной деятельности отношения;
• личные неимущественные отношения;
• организационные отношения.
Акционерное общество.
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
Акционерные общества могут создаваться различными способами, в том числе путем приватизации. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
Акционерные общества могут осуществлять самую различную деятельность, охватываемую понятием предпринимательской деятельности.
Акционерное общество является самостоятельным субъектом гражданского оборота, обладает дееспособностью и самостоятельно осуществляет гражданские права и несет обязанности, предусмотренные законодательством РФ. Правовое регулирование АО по сравнению с иными коммерческими организациями является более жестким. В случае нарушений со стороны общества оно несет ответственность, предусмотренную законодательством. В этом проявляется деликтоспособность АО.
АО может создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ с соблюдением требований Закона об акционерных обществах и иных федеральных законов. Создание обществом филиалов и открытие представительств за пределами территории РФ осуществляются также в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства или их часть.
Представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту.
Филиал и представительство не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденного обществом положения
Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах.
Акционерное общество обладает следующими признаками:
1) является организацией;
2) имеет уставный капитал;
3) уставный капитал разделен на акции;
4) участниками акционерного общества являются акционеры;
5) акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества;
6) акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Учреждения.
Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций. Учреждения - единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющихся собственниками своего имущества. Они финансируются их учредителями-собственниками, получая в силу этого ограниченное вещное право на предоставленное им имущество и достаточно узкие возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях.
Как и унитарные предприятия, они, в сущности, представляют собой остатки прежней экономической системы и в этом качестве не свойственны развитому товарному обороту. Однако опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по их долгам. Поэтому закон сохранил данную конструкцию не только для публичных собственников.
Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций.
К Числу учреждений относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.). В зависимости от учредителей они могут быть публичными (государственными и муниципальными) и частными (созданными юридическими или физическими лицами). Множественность разновидностей учреждений делает необходимым регламентацию их правового статуса не только законами, но и иными правовыми актами.
Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного им и зарегистрированного устава или положения, а иногда - общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида (например, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость).
В уставе учреждения собственник определяет его задачи и цели деятельности (поскольку учреждение как некоммерческая организация всегда имеет ограниченную, целевую правоспособность). Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).
Учреждение обычно финансируется собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственником сумм. В связи с этим права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом, а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно.
В силу этого участие учреждения в имущественном обороте обычно происходит в весьма узких пределах. Уставом или положением учреждению в рамках его специальной правоспособности может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (т.е. предпринимательской). Эти последние, как и приобретенное за их счет имущество, остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения.
Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения (образовательных и научно-исследовательских, культурных и воспитательных, медицинских и спортивных и т.п.). Учреждение не вправе само создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника (если только речь не идет о доходах от разрешенной ему предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим).
В отличие от всех других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников-учредителей.
Поэтому они не могут быть объявлены банкротами. Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество (для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации). Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.
Кооперативы как юр. Лица
Производственные и потребительские кооперативы.
Производственный кооператив– добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Кооператив образуется по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее пяти человек. Учредительный документ – устав, утвержденный общим собранием. Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
Законодательно установлены права и обязанности члена кооператива. Член кооператива вправе:
1) участвовать в производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива, а также в работе общего собрания членов кооператива с правом одного голоса;
2) избирать и быть избранным в наблюдательный совет, исполнительные и контрольные органы кооператива; вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, устранении недостатков в работе его органов и должностных лиц;
3) получать долю прибыли кооператива, подлежащую распределению между его членами, а также иные выплаты;
4) запрашивать информацию от должностных лиц кооператива по любым вопросам деятельности кооператива; выйти по своему усмотрению из кооператива и получить предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом кооператива выплаты;
5) обращаться за судебной защитой своих прав, в том числе обжаловать решения общего собрания членов кооператива и правления кооператива, нарушающие права члена кооператива.
Члены кооператива, которые принимают личное трудовое участие в деятельности кооператива, имеют право на получение платы за свой труд в денежной и натуральной формах. Член кооператива обязан:
1) внести паевой взнос; участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного паевого взноса, минимальный размер которого определяется уставом кооператива;
2) соблюдать установленные для членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в деятельности кооператива, правила внутреннего распорядка;
3) нести предусмотренную уставом кооператива субсидиарную ответственность по долгам кооператива.
Ликвидация производственного кооператива – прекращение его деятельности, при котором права и обязанности кооператива не переходят к другим лицам в порядке правопреемства.
В добровольном порядке производственный кооператив подлежит ликвидации по решению его участников, а также по решению уполномоченного органа производственного кооператива – общего собрания. Основаниями добровольной ликвидации могут быть: истечение срока, на который был создан производственный кооператив, достижение (или невозможность достижения) уставных целей и др.
Принудительная ликвидация производится по решению суда в случаях, когда деятельность производственного кооператива:
1) осуществляется без лицензии;
2) прямо запрещена законом;
3) сопряжена с неоднократным или грубым нарушением законодательства.
Требование о ликвидации может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления. Основанием для ликвидации является также признание кооператива несостоятельным (банкротом).
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ
Потребительский кооператив– некоммерческое добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Учредителями могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и трех юридических лиц. Порядок принятия решений об образовании потребительского кооператива и о вступлении в союз определяется учредителями потребительского кооператива. Члены солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов.
Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля; совет потребительского кооператива, его председателя; ревизионную комиссию потребительского кооператива; иные органы управления, предусмотренные уставом потребительского кооператива.
Потребительский кооператив может заниматься деятельностью по удовлетворению требований пайщиков потребительского кооператива, создавать хозяйственные общества, участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, заниматься предпринимательской деятельностью, но только для достижения целей, ради которых он был создан, быть вкладчиком в товариществе на вере, распределять доходы между пайщиками кооператива, привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и др.
Пайщики вправе:
1) участвовать в деятельности кооператива;
2) получать кооперативные выплаты (определенную часть доходов кооператива);
3) приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского кооператива и др.
Пайщики обязаны:
1) соблюдать устав потребительского общества;
2) выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества;
3) выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.
Членство прекращается в случаях: добровольного выхода пайщика из общества, исключения его из общества, ликвидации юридического лица, являющегося пайщиком, смерти гражданина, являющегося пайщиком, а также в случае ликвидации общества.
Ликвид