Вопрос 23 Понятие и функции налогового администрирования.
Под налоговым администрированием понимают деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленную на исполнение законодательства о налогах и сборах, обеспечение эффективности функционирования налоговой системы и налогового контроля [25].
Налоговое администрирование осуществляется:
— налоговыми органами (Федеральная налоговая служба и её территориальные подразделения);
— органами исполнительной власти (Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов; Федеральная таможенная служба и её территориальные подразделения; Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям и её территориальные подразделения).
Налоговому администрированию присущи следующие основные функции: планирование, регулирование, контроль, принуждение [13.]
Функцию налогового планирования осуществляют финансовые и налоговые органы. Целью налогового планирования является обеспечение обоснованных качественных и количественных параметров заданий по формированию доходной части бюджетов различных уровней Бюджетной системы Российской Федерации. Процесс налогового планирования включает ряд последовательных этапов:
— прогнозирование объёмов налоговых поступлений в консолидированный бюджет;
— разделение прогнозируемых объёмов налоговых доходов между федеральным бюджетом, консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации, бюджетом субъекта Российской федерации и местными бюджетами;
— разработка проектов бюджетов всех уровней в части налоговых доходов;
— разработка контрольных заданий по налогам и сборам.
Функцию налогового регулирования реализуют финансовые, налоговые и таможенные органы. Главной целью налогового регулирования является достижение компромисса между фискальными интересами государства и экономическими интересами налогоплательщика. Кроме того, в процессе налогового регулирования решаются задачи обеспечения сбалансированности интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Налоговое регулирование осуществляется посредством регулирования:
— соотношения прямого и косвенного налогообложения;
— соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
— величины и направленности налоговых льгот;
— состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.
Функцию налогового контроля осуществляют налоговые органы, а также таможенные органы и органы внутренних дел.
Целью налогового контроля является обеспечение правильности и своевременности уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов, предупреждение налоговых правонарушений.
В соответствии с НК РФ налоговый контроль включает в себя следующие основные стадии:
1) учет налогоплательщиков;
2) проведение налоговых проверок и оформление их результатов;
3) производство по делу о налоговом правонарушении.
НК РФ определяет также следующие формы налогового контроля:
1) налоговая проверка;
2) учет налогоплательщиков;
3) ведение налоговыми органами оперативно-бухгалтерского учета;
4) получение объяснений налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов);
5) осмотр территорий и помещений, используемых для получения дохода (прибыли) и др.
Первой стадией налогового контроля является учет налогоплательщиков в налоговых органах, который является одним из основных условий осуществления налогового контроля.
Учету в налоговых органах (налоговому учету) подлежат как налогоплательщики - организации, так и налогоплательщики - физические лица. Сведения о них включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Постановка на учет организаций и физических лиц по местонахождению принадлежащего им имущества и (или) транспортных средств, постановка на учет частного нотариуса, адвоката, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основе информации, поступающей от:
органов юстиции, выдающих лицензии на право нотариальной деятельности;
советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации;
органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств;
органов опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, которые осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;
органов, уполномоченных совершать нотариальные действия, и нотариусов, осуществляющих частную практику;
органов, осуществляющих учет (регистрацию) пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;
органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.