Установление пятой республики во Франции и конституция 1958 г. (принципы, система органов власти) и ее значение.
В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2% голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу.
Авторы Конституции 1958 г., которую считали “скроенной точно по мерке для де Голля
Центральным звеном всей политической системы стал президент. Ему была отведена роль “высшего арбитра”, призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства (ст. 5). Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом (за исключением случая государственной измены) и никем не контролировался. В то же время для выполнения своей роли он был наделен как широкими постоянными прерогативами, так и полномочиями, имеющими исключительный характер.
Прежде всего, президент назначал главу правительства, а по его предложению — остальных членов кабинета, а также принимал их отставку. Он председательствовал на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры. Ему предоставлялись полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности.
Президент был наделен значительными полномочиями не только в исполнительной, но и в законодательной сфере: он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции; право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; право принимать ордонансы, имеющие силу закона. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что не характерно для чисто президентских республик. Он представлял Францию в международных отношениях, наделялся значительными прерогативами в области внешней политики.
Помимо указанных полномочий, президент по ст. 16 получил право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда “установление Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной или непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено”.
Одновременно предусматривался ряд гарантий против установления единоличной диктатуры президента (автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного совета и т. п.). Однако деятельность президента в период чрезвычайного положения никем не контролировалась. В соответствии сост. 19 свои наиболее важные полномочия: назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум и ряд других — президент осуществлял единолично, без контрасигнирования со стороны премьера и соответствующих министров. Остальные акты президента требовали министерской скрепы, и, таким образом, премьер-министр нес за них политическую ответственность перед парламентом.
Конституция 1958 г. отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.
Второе место в государственном механизме Пятой республики было отведено правительству. В самом общем виде его компетенция закреплялась в ст. 20 Конституции: правительство должно определять и осуществлять “политику нации”, распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.
Таким образом, высшая исполнительная власть, по конституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависели от согласованности их действий при стратегическом верховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил.
На последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоял из двух палат — Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избираемый путем косвенного голосования коллегиями выборщиков, должен был обеспечивать представительство территориальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции. Особые “сдерживающие” полномочия Сената, обладающего правом вето в отношении проектов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов.
Специальный раздел Конституции был посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством, в котором отчетливо закреплялась доминирующая роль правительства. Тщательно оформленное функциональное разделение “властей”, подробная регламентация деятельности, структуры и процедуры заседаний парламента имели целью создание системы “рационализированного” парламентаризма вместо парламентарных моделей Третьей и Четвертой республик.
Акты парламента могли регулировать строго определенный и сравнительно небольшой круг вопросов (структура и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.). По этим вопросам правительство также могло издавать нормативные акты, имеющие силу закона (ордонансы), но только с разрешения парламента. Возможность подобного рода делегирования парламентом своих полномочий была прямо предусмотрена в Конституции, а последующая практика закрепила такое положение. Все остальные вопросы должны были решаться в административном порядке, регламентарной властью кабинета, т. е. путем декретов.
Правительство обладало также значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом. Прежде всего оно, по сути, определяло повестку дня работы парламента. Правительственные законопроекты должны были рассматриваться в первую очередь. Правительство могло также использовать целый ряд средств по отклонению внесенных парламентариями поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта, например, парламенту устанавливался определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимался, он мог быть введен в действие правительственным декретом.
Конституция 1958 г. устанавливала ответственность правительства перед парламентом. Однако принятие “резолюции порицания”, которая обязывала бы правительство уйти в отставку, было обставлено многочисленными условиями (ст. 49). Правительству могло быть отказано в доверии только абсолютным большинством голосов, а если инициаторы резолюции не собирали такого большинства, они утрачивали право вносить новую в течение той же парламентской сессии.
Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента и т. п.), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту. Обширные прерогативы президента Франции, предусмотренные конституцией, не имели аналога даже в президентских республиках. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным “президентско-парламентским” или “косвенным президентским” режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы правления, получившей в политической науке наименование “полупрезидентская республика”.
Судебная власть, по Конституции 1958 г., провозглашалась “хранительницей личной свободы”. Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и, несмотря на отсутствие прямого указания об этом, право толковать основной закон. Классическим примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административной юстиции во главе с Государственным советом.
В юрисдикцию административных судий входит решение вопросов о соответствии закону актов и действий исполнительных органов и должностных лиц, на практике — от решений муниципалитетов до актов президента. В остальном же традиционные формы судоустройства по прежнему сохраняются и действуют с незначительной модернизацией в 1970-х гг. (Кодекс судоустройства 1978 г.).
84. Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение Германии.
В 1945 г. Советский Союз и его союзники, прежде всего США и Великобритания, завершили военный разгром фашистской Германии. Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав территорию Германии, союзники - СССР, США, Великобритания, Франция - выработали согласованную политику в отношении Германии. Было решено, что войска стран-победительниц займут каждая одну из четырех оккупационных зон. 5 июня 1945 г. было принято решение об образовании из четырех командующих Союзного контрольного совета, призванного решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии. Наконец, летом 1945 г. (17 июля - 2 августа) в Потсдаме, близ Берлина, состоялась конференция глав правительств СССР (И. В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля – К. Эттли). Союзники согласились установить в Германии временный оккупационный режим, для чего территория страны была разделена на четыре зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе. Было решено распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать генеральный штаб германской армии; арестовать и предать суду военных преступников; уничтожить монополистические союзы капиталистов - опору фашистского режима; произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников (денацификация); ликвидировать военно-промышленный потенциал Германии, с тем, чтобы она больше никогда не могла производить оружие. Восстанавливалось действие демократических институтов - местного самоуправления, свободы собраний, слова, печати. Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном контрольном совете. Так продолжалось до декабря 1946 г., когда было создано сначала сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), а затем и всеми тремя. Следствием этого стало разделение Германии, приведшее к возникновению двух германских государств: одно на западе - будущая Федеративная Республика Германии и другое на востоке - будущая Германская Демократическая Республика.
8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной Республики Германии (Боннская Конституция) принят Парламентским советом и утверждён военными губернаторами США, Франции, Великобритании. Первый раздел Конституции 1949 г. был посвящен правам человека. В разделе II Основного закона (ст. 20) даётся общее определение государства ФРГ как государства демократического, социального и федеративного.
Высшим органом законодательной власти является бундестаг (1), избираемый на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года). Наряду с законодательными полномочиями бундестаг избирает главу правительства – канцлера, несущего перед ним ответственность и обладает важным контрольными функциями.
Глава государства – президент республики – выбирается большинством голосов федерального собрания, состоящего из членов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на пропорциональной основе. Президент выступает, прежде всего, в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя.
Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризисы в ГДР, которые привели к стремительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение одного года, с октября 1989 г. по октябрь 1990 г., когда на политической карте Европы появилось новое объединенное государство Германии с 78 млн. населением.
Сверхцентрализованная система управления выявила полную неспособность обеспечить динамичное развитие экономики ГДР. В мае 1989 г. после открытия венгерско-австрийской границы началось бегство восточных немцев через Венгрию за границу, что грозило обезлюдить страну. В результате этих событий после бессменного 18-летнего правления был снят со своего поста Председатель Государственного совета и Генеральный секретарь СЕПГ Э. Хоннекер. Самая массовая в истории начавшихся мирных революций в Восточной Европе демонстрация в ГДР в начале ноября 1989 г., в которой приняли участие 1 млн. человек, привела к удовлетворению требования об открытии границы. В результате правительство полностью потеряло контроль над толпами «экскурсантов», что окончательно размыло экономику ГДР, и без того ослабленную к этому времени.
Тогда же на повестку дня встает новое, более радикальное требование — объединение с ФРГ.
Мирное объединение Германии могло быть проведено только договорным путем. Первым крупным шагом на этом пути и стал Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г., вступление в действие которого привело к денежной реформе. В результате марки ГДР были заменены дойч-марками, ставшими единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. При этом в ГДР сохранялся прежний уровень заработной платы, стипендий, пенсий, квартирной и арендной платы за жилье и гарантированы денежные вкладынаселения, перечисляемые один к одному до 2 тыс. марок для детей, 4 тыс. марок для взрослых и 6 тыс. марок для пенсионеров. Вклады сверх этих сумм перечислялись из расчета один к двум. Германия не только включалась в сферу действия дойч-марки, но и в Общий рынок Европейского сообщества.
Следующим важным шагом на пути достижения германского единства стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась «единая избирательная территория», на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ.
При подписании и последующей ратификации Договора об объединении Германии от 31 августа 1990 г, вообще не вносились предложения о разработке новой Конституции. После объединения Германии была образована Конституционная комиссия, чтобы приспособить Основной закон к новым условиям единого государства путем поправок, которые принимались до 1993 г. Вносились в основном поправки, реализация которых была или невозможной, или неприемлемой для ФРГ.
Трудности объединительного процесса выявились очень скоро. Как и политические, экономические и социально-психологические различия Запада и Востока Германии оказались более стойкими, чем предполагалось ранее.
85.Конституция Японии 1946 г. Демократизация после военной Японии.
Конституция Японии 1946 года, вступившая в силу 3 мая 1947 года, пришла на смену императорской Конституции 1889 года, и действительно очень от нее отличается.
Особенным отличием Конституции 1947 года является отчетливо выраженный пацифизм: японский народ заявляет, что «отказывается от войны как суверенного права нации»; а в статье 9 говорится о разоружении страны, так как «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны».
Интересен тот факт, что именно японцы, а не американцы предложили это нововведение. Эта идея была предложена премьер-министром Японии Сидэхара. Но американский генерал Макартур, командующий оккупационными силами в Японии, первоначально колебался: утвердить ли указанное предложение, считая, что последствия его реализации могут нарушить интересы США на Дальнем Востоке.
На самом деле, это и неудивительно, ведь именно на долю японского народа выпали ужасы атомных бомбардировок: 6 августа 1945 г. атомная бомба была сброшена на Хиросиму, а тремя дня спустя - на Нагасаки.
В то же время отказ от войны и содержания вооруженных сил создает для Японии определенные проблемы:
) Трудно представить без армии страну, причем являющейся одной из промышленных держав мира.
) Существующие международные обязательства (членство в ООН, например) могут потребовать ее участия в комплектовании международных вооруженных сил.
) Не исключена возможность ведения оборонительной войны. [2]
Еще одним важным фактом является закрепление принципа народного суверенитета как основы государственной власти.
Кроме того, Конституция 1946 года серьезно ограничила полномочия императора, сведя их к фактически только представительским функциям.
Вся власть в Японии согласно Конституции 1946 года принадлежит Парламенту, который является законодательным органом, а также контролирует исполнительную и судебные власти.
Главной тенденцией политического развития Японии во второй половине XX в. Являлась все большая и большая демократизация ее политической системы, сформировавшейся в течении 40-60 годов и успешно функционирующей вплоть до настоящего времени.
После разгрома японского милитаризма был ликвидирован целый ряд полуфеодальных институтов императорской власти, распущены всесильные концерны “дзайбацу”, восстановлены демократические партии, стали создаваться профсоюзы и другие массовые организации. Различные факторы корректируют государственную власть так, что в ней реализуются далеко не только крупного капитала, господство политически лидирующей части общества ограничивается, практика осуществления власти в основном заключается в демократические рамки.
Понадобилось поражение в войне, оккупация и силовой прием американской администрации, чтобы Япония в 1947 г. обрела действительно демократическую конституцию, которая содержит целый ряд прогрессивных статей, направленных на защиту интересов народа и отказ от права ведения войны, создания армии и использования ее для достижения внешнеполитических целей.
В Японии создалось общественно-политическая атмосфера в которой политическое ядро, отстаивая интересы наиболее близкой к нему части общества, в то же время учитывает социальные запросы и широких народных масс. Так, ЛДП, электорат которой постоянно составляет большинство и эта партия уже более сорока лет находится у власти, ей приходится учитывать потребности почти всех слоев общества. Политическая система, носящая все типичные признаки современной развитой демократии Западного типа в специфической японской модификации, представляет полные возможности политической деятельности консерваторам и их союзникам, однако таких возможностей ничуть не лишена и оппозиция. Особенность политического климата Японии состоит в том, что господство монополистической буржуазии осуществляется в условиях широкого развития буржуазно-демократических институтов.
Органическое сочетание демократии и плюрализма в осуществлении политической власти придает ей комплексное качество плюралистической демократии: участия широких масс в реализации власти происходит под лозунгами тех ил иных партий, состязание политических сил осуществляется на демократических началах.
Послевоенное политическое развитие Японии свидетельствует о значительных адаптационных возможностях японского общества, его способности относительно быстро приспосабливаться к новым общественным отношениям, где еще следует отметить, что при осуществлении демократизирующих преобразований, американская администрация точно определила объективные потребности японского общества и разумно выбрала такую методику, которая обеспечила благоприятную реакцию японского общества.
Следует отметить бурное послевоенное экономическое развитие Японии, во время которого отчетливо проявились возможности японской экономической системы к научно-техническому прогрессу, ее вовлечение в мирохозяйственные связи и превращение в экономическую супердержаву.
В итоге рисуется, образ крепко сколоченного, хорошо отлаженного и эффективно работающего механизма политической власти, функционеры которой держат руки на пульсе событий, контролируют положение в стране и имеют авторитет в массах и умеют пользоваться им.
86. Изменения в источниках и системе права в новейшее время.
Современное право, в отличие от института государства в XX веке развивается достаточно плавно. Право в меньшей степени, чем государство испытывает на себе последствия политических катаклизмов. Оно в большей степени сориентировано на удовлетворение глубинных и всесторонних потребностей человеческого общения1. В особенности это касается права уголовного. Уголовное право относится к древнейшим отраслям права. В отличие от финансового, таможенного, банковского, и т.д., отраслей права, возникших уже после возникновения соответствующих институтов, уголовное право, возникло одновременно с появлением первых законов. Уголовное право является не только одной из наиболее древних отраслей права, но и одной из самых консервативных. Изменения в уголовном праве всегда происходили постепенно, обычно в связи с серьезными изменениями в социальной структуре общества и в государственно-правовом устройстве.
Для новейшего периода истории характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях буржуазного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы. Обновление, которое произошло в праве капиталистических стран в XX в., затронуло как его форму, так и содержание. Это обновление связано, прежде всего, с глубинными процессами развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения новых общественных задач, обусловленных ускоряющейся информационной и научно-технической революцией, усложнившейся и модернизирующейся экономикой, обострившимися старыми и вновь появляющимися социально-классовыми противоречиями. Право стран Запада на современном этапе его развития отражает также изменившееся соотношение сил на мировой арене, усугубляющиеся международные хозяйственные связи и набирающие силу интеграционные процессы в сфере экономики и политики.
В новейший период в праве буржуазных стран отчетливо проявился ряд новых черт, несвойственных ранним этапам развития капитализма. В то же время происходит постепенное видоизменение некоторых классических правовых институтов, которые в XVIIIXIX вв. казались естественными и непоколебимыми, но и в настоящее время не в полной мере удовлетворяют потребности общественной жизни, не соответствуют возникающим в ней новым явлениям.
Итак, основное назначение права в современных условиях состоит в защите той социально-политической структуры, которая сложилась на предшествующих ступенях развития капиталистического общества, в сохранении этого общества и сложившихся в нем демократических традиций, трансформировав и приспособив его к новым общественным потребностям. Именно поэтому изменения в праве капиталистических стран в новейшее время, проявляющиеся не только в классовых, но и в общерегулятивных функциях права, связаны с объективным отражением в нем более высоких форм общественного производства, с необходимостью охраны окружающей среды, с осуществлением демографической политики и т.д. Обновляющееся право Запада обеспечивает проведение сильной социальной политики, сохраняет приверженность к собственному опыту и достижениям мировой цивилизации, особенно в сфере отношений собственности и регулирования рыночной экономики.
Процесс развития права в одних буржуазных странах характеризовался высокой степенью правовой преемственности, в других крупными реформами законодательства. Но в целом всем правовым системам современного капитализма присущи резкий рост правотворческой деятельности государственных органов, увеличение роли юридической формы общественных отношений, ориентация на право как на общепризнанную и самостоятельную ценность.
Право в капиталистических странах в XX в. отличается большой приспособляемостью, способностью регулировать общественные отношения при разных политических режимах.
Новые тенденции в развитии правовых систем привели к изменениям в источниках права. Старые кодексы, особенно принятые в XIX в., обросли многочисленными поправками. В ряде стран им на смену пришли новые кодексы, которые в большей степени соответствовали потребностям современного капитализма. Так, в Италии вместо либерального УК 1889 г. был введен при фашистах новый УК 1931 г., в Испании вместо УК 1870 г. был принят УК 1932 г., в Мексике вместо ГК 1884 г. ГК 1932 г., в Перу вместо ГК 1936 г. ГК 1984 г. Во Франции УПК 1808 г. был заменен в 1958 г. новым уголовно-процессуальным кодексом, в 1986 г. был принят новый гражданско-процессуальный кодекс, а в 1994 г. новый Уголовный кодекс.
Значительный рост и усложнение законодательства, появление большого числа новых правовых актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Во Франции правительство Четвертой республики только с 1951 г. по 1956 г. ввело в действие 19 кодексов: трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный, дорожный, публичного здравоохранения и др. Активизация кодификационной деятельности наблюдается с середины XX в. и в ряде других стран Европы и Латинской Америки. Тенденция к унификации и систематизации правового материала проявилась даже в странах англосаксонской системы, где право в целом остается не кодифицированным. Так, в США в 1926 г. был составлен федеральный Свод законов, который периодически обновляется и один раз в пять лет переиздается. Этот свод содержит разделы, инкорпорирующие действующее законодательство, а также кодифицированные разделы, в которых осуществлены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей законодательства.
В Англии, где в силу специфики становления статутного права законодательство оказалось особенно сложным и запутанным, в XX в. более широкое распространение получила практика составления консолидированных законов.
В XX в., несмотря на значительный рост законодательства, в общей массе правового материала резко увеличился удельный вес актов исполнительной власти. Президентские и правительственные декреты, приказы и регламенты министерств и другие виды административных актов стали важным инструментом практического приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям. Процесс нарастания роли административных актов ускорялся в случае ослабления парламентарной системы, выхода исполнительного аппарата изпод фактического контроля представительных органов, развития так называемого делегированного законодательства. В фашистских государствах (Германия 19331945 гг., Италия 19221943 гг.), а также при авторитарных режимах, правительства открыто узурпировали законодательные полномочия, отменяя своими актами конституционные нормы.
В ряду других источников права возрастает также и значение судебной практики. Хотя в странах англосаксонской системы права (Англия, США, Канада и др.) резко сокращается сфера применения судебного прецедента и суды в большинстве случаев выносят решения на основе законодательства, число их по-прежнему достаточно велико. При сокращении удельного веса прецедента возрастает правотворческая роль судебной практики. Так, в 1966 г. палата лордов в Англии приняла решение, согласно которому не считает себя связанной ранее вынесенными собственными постановлениями (прецедентами), а оставляет за собой право решать правовые вопросы по своему усмотрению. Решения высших судов по своему фактическому значению все больше приобретали свойства прецедентов и в странах континентальной системы права.
Судебное правотворчество в США затронуло даже конституционное право. На основе конституционных доктрин Верховного суда отменялось прогрессивное законодательство федераций и штатов. Но одновременно в США появился и ряд прогрессивных судебных доктрин (запрещение сегрегации негров, признание равного избирательного права и др.), которые вели к демократизации отдельных институтов американского права. Вслед за США судебный конституционный контроль вводится в Италии, Японии, ФРГ и др.
Развитие государственного регулирования экономики привело к дроблению традиционных отраслей права (гражданского и др.) и к появлению новых отраслей законодательства: патентного, авторского, банковского, страхового и т.д.
Одновременно наметилась и другая тенденция: тесное переплетение гражданско-правовых (диспозитивных) и административных (императивных) методов правового регулирования. Это означало стирание четких граней между административным и гражданским правом, а следовательно ослабление различий между публичным и частным правом. В ряде стран исчезает и дуализм частного права, отражавшийся в самостоятельном развитии гражданского и торгового права. Так, в Италии с 1942 г. действует единый гражданский кодекс, охватывающий все частное право. Необходимость единообразного регулирования всей совокупности сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права: "делового права" в США, "хозяйственного права" в Германии, "экономического права" во Франции.
Активный рост законодательства, связанного с регулированием экономической жизни, привел к усложнению, взаимодействию и сближению правовых систем различных государств, что способствовало определенному стиранию различий между англосаксонским и континентальным правом.
Характерной чертой эволюции права стран Запада после II мировой войны является возрастание воздействия международно-правовых норм на национальное право буржуазных государств. Экономическая интеграция привела к формированию европейского права в рамках ЕЭС.
87. Изменения в гражданском праве в новейшее время: источники права, субъекты права, право собственности, обязательственное право.
Наметилась межгосударственная унификация национальных норм гражданского права, обусловленная количественным и качественным расширением международных экономических связей (возникновение Европейского экономического сообщества, ведущего к экономической интеграции).
Из сферы гражданско-правовой регламентации выделились области, регулируемые оформившимися к этому времени новыми отраслями права, и прежде всего трудовым и социальным правом.
Трансформируются основные институты гражданского и торгового права в сторону их демократизации, большей степени учета интересов общества в целом, в частности его экологической защиты, создания новых механизмов правового регулирования. В континентальной Европе (Франция, Германия, Италия и др.) по-прежнему доминирующими источниками являются закон и подзаконные акты, а само гражданское право конфиденциально. В странах англосаксонского права (Англия, США) судебный прецедент, как и в прошлом, играет исключительную роль, подчас возвышаясь над законом.
Субъекты права: Важные преобразования претерпевает статус физических лиц. В области правоспособности утверждается всех граждан без различия национальности, пола, вероисповедания перед гражданским законом; соответственно отменяются почти все ограничения в гражданских правомочиях замужних женщин. В области дееспособности в большинстве западных стран возраст совершеннолетия снижается с 21 до 18 лет.
Дальнейшее развитие получило законодательство о юридическом лице как организационной структуре, имеющей прежде всего собственную правосубъектность и имущественную обособленность.
Отмеченные изменения в Гражданском праве, разумеется, не вели к исчезновению норм, основанных на классических принципах XIX в. Они по прежнему доминируют в правовом регулировании мелкого, среднего предпринимательства и особенно бытовых имущественных отношений.
88. Основные тенденции в развитии уголовного процесса в новейшее время.Социальные противоречия в капиталистическом обществе привели к резкому росту преступности в буржуазных странах. Значительный рост преступности проявился:
* в увеличении общеуголовной преступности;
* широком распространении организованной преступности (гангстеризм, рэкет);
* в наркобизнесе;
* в преступности "белых воротничков";
* росте детской и подростковой преступности.
Буржуазные страны больше внимания стали уделять выработке новой Всеобъемлющей уголовной политики. Она формируется в плане:
* осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели;
* в меньшей степени усиления мер уголовно-правового принуждения.
С целью "реадаптации" преступников создаются:
* реформатории (исправительные тюрьмы);
* специальные детские исправительные учреждения;
* запрещаются некоторые жестокие наказания, в ряде стран (Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь;
* механизм подавления социально-обездоленных участников различных
движений социального протеста и организаторов несанкционированных забастовок и т.д.
Меняется техника составления уголовных законов, совершенствуется их структура.
В Англии Закон об уголовном праве 1967 г. упразднил средневековое деление преступлений на фелонии (особо тяжкие преступления против личности: убийства, изнасилование, имущественное преступление; грабеж, поджог и т.д.) и мисдиминор (мелкие уголовные преступления: подлог и лжесвидетельство и др.).
Реформа уголовного права ФРГ 1975 г. отказалась от трехчленной классификации преступных деяний, сохранив лишь их деление на "преступление" и "проступки".
Происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков.
Появляются:
* новые виды экономических и должностных преступлений;
* уголовные преступления, связанные с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговля наркотиками и т.д.
Расширяется состав субъектов уголовной ответственности: наказанию подлежат не только физические, но и юридические лица (компании, корпорации), наряду с их должностными лицами подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского законодательства и т.д.
Происходит декриминализация - исключение некоторых незначительных преступлений из уголовного производства: (законом 1975 г. во Франции отменена уголовная ответственность за супружескую измену, в ФРГ Законом 1973 г. - за сводничество, порнографию, проституцию и т.д.).
Ряд уголовных кодексов и законов, принятых после 1917 г., в той или иной мере отказывается от постулата: "нет преступления без указания на то в законе", что позволяет полицейским и судебным органам расширять, в случае необходимости, масштабы уголовной репрессии.
Более того, законодательство буржуазных стран предусматривает возможность применения к привычным преступникам, т.е. рецидивистам дополнительного наказания: применение превентивного заключения, продление сроков заключения (Англия закон 1948 г., законы 1967 и 1973 гг., Швейцария закон 1937 г.).
В законодательство вносится понятие опасного или предделиктного состояние лица (бродяги, проститутки, наркоманы), к которым допускаются репрессивные санкции - "меры безопасности", "меры социальной защиты", - в виде продления сроков лишения свободы и т.д. Особо широкое распространение эти институты получ<