Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.
Антикризисные финансово-экономические и социальные меры “нового курса”, стабилизировавшие в известной мере экономику, имели ограниченный эффект, о чем свидетельствовал новый кризис, наступивший в США в 1937 г. Вместе с тем политика «нового курса», направленная на преодоление глубочайшего в истории капитализма экономического кризиса, привела к оформлению как экономических, так и социально-политических основ ГМК в США в его буржуазно-реформистском варианте.
Вторая мировая война, милитаризация, научно-техническая революция способствовали складыванию целостной, постоянно действующей системы ГМК в США. С этого времени совершенствование методов государственного регулирования капиталистической экономики и социальных отношений, в частности проведение активной политики в области бюджета и кредита, направленной на обеспечение устойчивого уровня спроса, производства и занятости, становится ведущим направлением эволюции американского капитализма.
Официальное «закрытие» политики «нового курса» было провозглашено Рузвельтом в одной из речей в_марте1939_г. Скорректированные судебной практикой и обстоятельствами законы 1933-1934 гг. и, особенно 1935-1938 гг., заложили основы государственного регулирования социально-хозяйственных отношений в США на последующие десятилетия. Новый этап усиления административного вмешательства в экономику пришелся на годы Второй мировой войны.
В связи с обстоятельствами военного времени администрации Рузвельта сформировала несколько правительственных управлении, на которые было возложено просто централизованное управление связанными с войной отраслями экономики и трудовыми отношениями. Управление военного производства (1942) в годы войны представляло собой почти сверхминистерство экономики из 30 отделов с 22 тыс. служащих. Его распоряжения о размещении военных контрактов, заказов, о сокращении производства тех или иных видов продукции были обязательны. На военное управление труда (1942) возлагались задачи по контролю над ценами и заработной платой. Всего таких управлений было создано до 20, и они значительно повысили степень вмешательства государства в экономику и трудовые отношения — не только на общеправовом, но и прямо на административном уровне.
Превалирование административного принципа регулирования экономики и социально-хозяйственных связей (созданием правительственных управлений, особыми полномочиями) было вызвано преимущественно условиями кризисов или военного времени. С началом экономической и социальной стабилизации (после Второй мировой войны) административное регулирование уступило место главным образом общеправовому. В особенности законодательное сокращение государственного регулирования пришлось на 1970-е гг. (ограничением вмешательства в авиаперевозки, финансовые операции и др.). Вместе с тем законодательное регламентирование стало более детализированным. Специальные акты были посвящены поддержке малого бизнеса, охране окружающей среды. Значительному ограничению производственная деятельность корпораций и производителей услуг подверглась после принятия целой серии законов и правил о защите гражданских потребительских прав (1960-е — 1970-е гг.).
Вместе с актами антитрестовского законодательства, законами о регулировании социально-хозяйственной сферы 1930-х гг. (кодифицированными в разделе 15 свода законов США) все они составили принципы весьма детализированного правового регулирования экономики, которое характерно для США конца XX в., (не нарушая основ экономики частной инициативы и свободной конкуренции).
ЗАКО́Н ВА́ГНЕРА (Wagner Act, официальное название — Национальный закон о трудовых отношениях, National Labor Relations Act), американский закон о регулировании трудовых отношений, принятый Конгрессом США 5 июля 1935 года по инициативе сенатора Роберта Вагнера (Robert Wagner) в рамках Нового курса президента Франклина Рузвельта.
Принятие закона было обусловлено необходимостью смягчить обострившиеся в связи с Великой депрессией классовые противоречия. Закон Вагнера провозгласил право рабочих на организацию и заключение коллективных договоров, легализовал право на некоторые виды забастовок. Закон запрещал предпринимателям отказываться от заключения коллективного договора, создавать собственные профсоюзы при своей компании, запрещал дискриминацию при найме или увольнении по мотивам профсоюзной деятельности или за использование рабочим своих законных прав. На основании закона Вагнера был создан Национальный совет по трудовым отношениям (National Labor Relations Board) в составе трех членов, наделенный широкими полномочиями, в том числе и правом восстанавливать на работе уволенных сотрудников. Национальный совет по трудовым отношениям наблюдал за процессом создания профсоюзов и за их деятельностью. В случае необходимости он мог инициировать вопрос о создании профсоюза на предприятии. Конституционность закона Вагнера была признана Верховным судом США в 1937 году. Будучи федеральным актом, закон распространялся только на работников, занятых на предприятиях федерального значения; однако он оказал влияние и на законодательство штатов, большинство из которых приняло так называемые малые законы Вагнера. Этот закон стал наиболее значительным шагом в становлении трудового законодательства в 20 веке, обеспечил поддержку профсоюзов Франклину Рузвельту в ходе президентских выборов 1936 года.
На практике применение закона Вагнера натолкнулось на сопротивление предпринимателей, которые, используя свое влияние на местах, стремились минимизировать уступки рабочим. Расширение прав профсоюзов имело и негативные стороны. Появились «закрытые цеха» — предприятия, на которые невозможно было устроиться на работу, не будучи членом профсоюза. Над рядом профсоюзов установили контроль мафиозные структуры, которые оказывали давление как на рабочих, так и на предпринимателей. Уже в 1943 году был принят закон Смита-Коннели, который ограничил некоторые полномочия профсоюзов. А в 1947 году новый закон о трудовых отношениях — закон Тафта-Хартли по существу заменил собой закон Вагнера. За годы действия закона Вагнера число членов американских профсоюзов выросло втрое до 15 млн. человек, на подавляющем большинстве предприятий были заключены коллективные договоры.
81. Изменение государственного строя США после второй мировой войны. Реформы избирательного права.
В США сохраняется государственная структура, созданная 200 лет назад. Функционирует двухпартийная система, при которой у власти поочередно находятся республиканская и демократическая партии.
В действующую конституцию был внесен ряд поправок, касающихся порядка вступления в должность, сроков пребывания у власти (2 срока) и замещения должности президента, а также изменения избирательной системы. Поправкой 19 (1920 г.) были предоставлены избирательные права женщинам. Поправка 24 (1964 г.) отменила избирательный налог, который лишал избирательных прав около 10 млн. человек. Поправка 26 (1972 г.) снизила избирательный возраст до 18 лет.
Были приняты меры против расовой дискриминации, в частности запрещены тесты грамотности.
Для ХХ в. характерна тенденция централизации государственной власти, обусловленная концентрацией производства и капитала, усилением государственного регулирования экономики и социальных отношений. Этому способствовали следующие факторы:
1) необходимость ограничения социальных последствий деятельности крупных монополистических объединений;
2) кризис 1929 - 1933 гг.;
3) вторая мировая война, потребовавшая укрепления центральной власти. После окончания войны военизация поддерживалась напряженностью холодной войны, стремлением к мировому господству.
Централизация привела к расширению полномочий федеральных органов и прежде всего власти президента. Центр получил определенные рычаги воздействия на экономику и политику штатов. Среди них можно назвать право регулирования торговли между штатами, предоставление федеральных субсидий и т.д.
В 80-е годы начала осуществляться программа нового федерализма, разработанная республиканцами. Она должна была увеличить полномочия местных властей в использовании и перераспределении федеральных средств, а также сократить федеральные расходы, переложив на местные органы власти заботу об экономических и социальных проблемах. Осуществление программы не привело к "децентрализации" государственной власти.
Происходит процесс концентрации власти в руках президента, получившего не предусмотренные конституцией США полномочия в сфере экономики и социальных отношений. Президент оказывает влияние на законотворчество Конгресса, своими указами, имеющими силу законов, регламентирует деятельность ФБР.
Расширены военные полномочия президента, в том числе и за счет прерогатив Конгресса. Вопреки праву Конгресса объявлять войну, президент часто по собственному усмотрению использовал вооруженные силы. Без согласия Конгресса, например, в 1950 г. была начата война в Корее, в 1965 г. - во Вьетнаме. До настоящего времени США более 200 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, и только в 5 случаях войну объявлял Конгресс.
Конституционное законодательство США последних семи десятилетий мало затронуло структуру конституционных органов государственного аппарата и их компетенцию и касалось главным образом одного института - президентской власти. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.
Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль в правовом регулировании выборов.
Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США. Первый прорыв в этой области произошел в штате Кентукки, когда право участвовать в выборах советов школьных округов было предоставлено незамужним женщинам, владевшим собственностью, а в 1869 г. в штате Вайоминг были предоставлены избирательные права женщинам в законодательный орган.
Поправка XXIV отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах "в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога". Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около 10 млн. бедняков, в основном негров. В некоторых штатах (Алабама, Миссисипи и др.) этот налог носил кумулятивный характер, при котором человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за все предшествующие годы.
В 1965 годуЗаконом об избирательных правах действие поправки было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа "равной защиты закона".
82. Антидемократическое и антитрестовское законодательство США.
Антидемократическое законодатеьство США.
После Второй мировой войны наметилось отступление в области трудового законодательства. Против рабочего и демократического движения был пущен в ход широкий арсенал карательных средств:
ущемление прав трудящихся;
гонения за инакомыслие;
расширение реакционной деятельности полицейского аппарата;
преследование членов левых организаций.
В 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли «О регулировании трудовых отношений», призванный создать средства пресечения забастовок, а также предотвращения политизации профсоюзов. Закон пресекал ряд направлений трудовой практики профсоюзов, запрещал некоторые виды забастовок. Допустимые виды забастовок оговаривались рядом условий:
введением «охладительного периода»;
обязательным извещением предпринимателя о намерении провести забастовку;
голосованием рабочих перед объявлением забастовки;
не допускались стачки солидарности, запрещалось участие в забастовках служащих;
предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой, выходящей за рамки, предписанные законом;
устанавливался контроль за профсоюзными средствами;
профсоюзам было запрещено делать взносы в избирательные фонды лиц, добивающихся избрания на федеральные должности;
усилена правовая регламентация деятельности профсоюзов (закон подробно регулировал порядок заключения коллективных договоров, требовал от руководителей профсоюзов подписки о непричастности к деятельности Коммунистической партии);
создавалась федеральная служба посредничества и примирения (вела переговоры между предпринимателями и представителями рабочего класса).
Закон создавал также постоянно действующий чрезвычайный президентский механизм для пресечения недозволенной профсоюзной активности. Президент мог запретить забастовку на 80 дней, если, с его точки зрения, она угрожала национальным интересам, мог обратиться в суд для вынесения судебного приказа запрещения стачки, назначить арбитражную комиссию для рассмотрения трудовых конфликтов.
Антипрофсоюзная деятельность закона Тафта-Хартли была усилена законом Лэндрама-Гриффина 1959 г., поставившего профсоюзы под еще больший контроль государственных органов, которые получили право регулировать проведение выборов в профсоюзные органы, определять размеры членских взносов, требовать предоставления в министерство труда отчетов, копий уставов, постановлений профсоюзов и пр.
Центральное место среди антикоммунистических правовых актов принадлежит Закону о внутренней безопасности 1950 г. (закон Маккарэна-Вуда), который предусматривал широкий перечень ограничений для членов коммунистических организаций: работать в государственном аппарате, на военных предприятиях, выезжать за границу прочее. Каждая зарегистрированная организация лишалась права пользоваться услугами почты для пересылки своих публикаций, радио для обнародования программ.
В 1954 г. был принят закон Хэмфри-Батлера о контроле над коммунистической деятельностью, который прямо объявил Коммунистическую партию США орудием заговора и вне закона. Таким образом, был завершен процесс создания юридической базы для широкого наступления сил реакции на демократические права американских граждан, получивший название маккартизма (по имени сенатора Д. Маккарти).
В сентябре 1959 г. был издан антирабочий закон Лэндрама-Гриффина, который окончательно ликвидировал право профсоюзов на свободное функционирование, поставив их полностью под контроль правительства.
Монополии-производители стремятся также к монополии в области сбыта товаров и предоставления услуг. На этот счет в ряде стран принято специализированное законодательство, нацеленное на обеспечение честной конкуренции в сфере торговли и пресечение всевозможных нарушений или откровенных мошеннических проделок.
Этой задаче были посвящены Закон Шермана 1894 г. и Закон Клейтона 1914 г. Они объединяются обычно под названием антитрестовского законодательства и нацеленыпротив создания таких трестовых (трастовых) объединений с доверенной собственностью и выгодоприобретателями, которые извлекают прибыль и доходы при помощи создания монополий и других стеснений в торговле между штатами или в торговых сношениях с иностранными государствами. Были установлены санкции в виде денежных штрафов и тюремного заключения, однако эти меры оказались малоэффективными.
Кроме всего прочего, такие законы стали применяться помимо трестов также к тем из профсоюзов, которые пытались наладить координацию усилий с профсоюзами других штатов.
Антитрестовский характер текущего законодательства следует понимать и в более узком смысле — в смысле запрета некоторых видов договоров, которые ведут к неправомерной дискриминации и ослаблению свободной торговли: когда договоры "связывают" или "стесняют" конкуренцию.
В 1936 г. в США был введен запрет на контракты, предусматривающие поддержку единой схемы цен на товары и на продажу товаров по демпинговым (неразумно низким) ценам. К антимонопольному законодательству непосредственно примыкает законодательство о защите прав потребителей, в частности, о защите мер по поддержанию "качества" конкуренции или против "нечестных методов" конкуренции (ложная реклама, продажа товара без должной маркировки, продажа некачественных товаров и многие другие способы). В США это законодательство ведет свое начало с 1914 г.
После второй мировой войны наиболее значительное изменение в антитрестовском законодательстве связано с принятием в 1950 году “Акта Селлера - Кефовера“, явившегося поправкой к разделу 7 закона Клейтона. В антитрестовские законы были внесены наибольшие изменения, которые, не затрагивая норм материального права, формально предусматривали меры по более эффективной их реализации. Так, в 1955 году конгресс специальным актом повысил штраф по закону Шермана до 50 тыс. долл..
В 1952 году был принят “Акт Макгайра” (поправки к “Акту о федеральной торговой комиссии“) в котором участники соглашений получили ясно выраженное право требовать соблюдения фиксированных ими цен не только от фирм, прямо присоединившихся к соглашению, но и от тех компаний и отдельных лиц, которые не являются участниками таких сговоров. Этот закон был принят под предлогом охраны интересов мелких промышленных и торговых фирм. Он фактически легализовал практику установления монопольных цен, которую охотно используют и крупнейшие корпорации.
В 1962 году конгресс принял “Акт о гражданском антитрестовском процессе “, который по существу направлен на сокращение уголовных антитрестовских дел за счет некоторого увеличения дел гражданских.
Характерные методы, которые использует конгресс для ослабления антитрестовского законодательства, ярко проявились в последних актах, посвященным банковским слияниям.
Основные принципы антитрестовского регулирования (ограничения монополизации рынков, слияний, ценовых сговоров и ограничения конкуренции по вертикали):
антитрестовское регулирование не должно затрагивать компании, интенсивно растущие за счет внутренних ресурсов;
слияния должны регулироваться только в том случае, когда результатом их может стать существенное ограничение производства (по объему, ассортименту и т.д.) за счет роста рыночной доли вновь созданных компаний;
наиболее интенсивно должна преследоваться картельная практика, т.е. ценовой сговор по горизонтали между ведущими компаниями одной отрасли, а также раздел рынка и т.д.;
ограничения конкуренции по вертикали ( т.е. соглашения между производителями и дилерами о разделе территорий, установлении цен и условий поставки) вполне законны и не должны регулироваться , так как они обеспечивают эффективность работы распределительной сети.