Источники и основные черты мусульманского права
В широком смысле слова мусульманское право представляет собой социально-нормативный свод самых различных по происхождению и характеру, но основанных на религиозных заповедях правил поведения. Такие правила включают в нерасчлененном виде собственно религиозные нормы-требования, сосуществующие или совмещаемые с правилами нравственными, юридическими, этическими и даже эстетическими. Мусульманское право в узком смысле слова выросло из ислама как "богооткровенное право", аналогичное в этом смысле законам Моисея, заповедям Христа; оно входит в ислам, санкционируется исламом, но тем не менее выступает и как автономное нормативное образование, обособленное от некоторых других частей ислама, относящихся к ритуалу, к правилам добродетельного и благочестивого поведения мусульманина.
Мусульманское право иногда обозначают словом шариат, смысл которого передается выражениями "путь следования" либо "то, что открыто Богом". Такое толкование частично совпадает с правопониманием позитивистов — "право есть то, что повелел суверен (правитель, парламент и т.д.) в законе". Мусульманское право в этом смысле предстает своего рода законом Божьим, чему в большой мере способствует наличие кодифицированных священных текстов, то есть собранных в некое фиксированное число священных текстов и книг. Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.
Источники мусульманского права:
· Коран;
· Сунна;
· древние обычаи Медины;
· жизнеописание посланца Аллаха ("Сират расул Аллах");
· общее согласие мусульманской общины (законоведов) - иджма;
· обычаи (у неарабских народов).
Коран — первый источник мусульманского права. Само слово "коран" происходит от слова "читать" и чаще всего передается выражением "произносить речитативом, декламировать". Коран содержит откровения, которые Аллах ниспослал Мохаммеду и которые пророк затем излагал. В Коране есть слова: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник".
Коран делится на 114 глав (или сур по-арабски), состоящих из стихов (аятов — стихов, знамений) общим числом 6211. Здесь имеется ряд положений определенно правового характера и назначения, включенных в шариат. По некоторым подсчетам, к ним относится примерно 500 аятов отдаленного и косвенного юридического назначения, связанных с правилами праведного поведения, и около 80 положений собственно юридического характера, в основном карательного права и о браке и семье.
В первые годы после кончины пророка применяли три способа формулирования правил, если не находили их в тексте Корана:
1. прибегали к помощи "прецедентов", которыми стали считать "предания о словах и поступках пророка" (хадисы), собранные в Сунне (от араб, "тропа, по которой ходил пророк");
2. обращались к древним обычаям Медины, из которых делал заимствования и сам Мохаммед;
3. обращались к собственному чувству справедливости (рай) (был довольно быстро вытеснен Сунной).
В Коране есть выражения "Сунна пророков" и "Сунна Аллаха" в значении поведения Аллаха в общении с древними народами, которых он подверг каре за неверие. Но вне КоранаСунна воспринималась как собрание слов и поступков (деяний) Мохаммеда и в расширительном значении как "свод обычаев и правил поведения древней общины... практика и теория мусульманского правоведения" (А. Мюссе). Вскоре правоверные мусульмане, придерживающиеся Сунны, получили название "люди Сунны", сунниты. Со временем свод преданий (хадисов) был канонизирован и собран в шести сборниках, приспособленных к судебной практике и потребностям законоведения (IX в.). В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также правила об отпущении рабов на волю и др.
К Сунне и Корану частично примыкает жизнеописание посланца Аллаха — "Сират расул Аллах" (от "сира" — жизненный путь), которое тоже является авторитетным каноническим источником.
Определенное значение имеют для права и пять основных обязанностей мусульманина (или "аркан" — пять столпов веры):
· исповедание веры (глахад) — обращение в ислам и исповедание веры в то, что "нет Бога, кроме Аллаха, и Мохаммед посланец Его";
· молитва (салят), которой предшествуют очистительные омовения. Дома молитва произносится 5 раз в день;
· месяц рамадан (саум) — верующий с восхода до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание;
· милостыня (закят) — налог, который платят богатые, чтобы помочь бедным (именовался также очистительным налогом и составлял 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества. Формально считалось, что закят (закат) идет в пользу бедных, фактически же он шел в пользу государства и потом перераспределялся);
· паломничество (хадж) — раз в жизни побывать в Мекке.
Помимо Корана и Сунны к источникам права относитсяиджма — вначале толкуется как общее согласие мусульманской общины (алъ-умма), а затем как "общее согласие законоведов" из числа имамов, муфтиев и муджтахидов. Этот источник освящен авторитетом Мохаммеда, который однажды сказал: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает". К этому роду источников права примыкает фетва (решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам).
Значительные облегчения (на случай молчания первых источников или знатоков) приносит решение по аналогии, обозначаемое термином кияс (решение юридических дел по аналогии).
В период наивысшей концентрации и централизации власти халифов значительна роль законов и распоряжений верховных правителей (алъ канун — закон, фирман — указ и распоряжение халифа). Обычное право арабов (урф) официально не включается в число источников права. Однако у неарабских исламизированных народов оно такую роль выполняло и продолжает выполнять (адатпы — родовые и племенные обычаи, в том числе правового назначения).
В предписаниях шариата различают пять разновидностей поведения правоверного мусульманина, которые воспринимаются и как религиозно-моральные, и как законные действия:
· обязательные;
· рекомендуемые;
· дозволенные;
· предосудительные (но не влекущие за собой применение наказания);
· запрещенные и подлежащие наказанию.
Мусульманин должен соблюдать требования шариата повсюду, даже за пределами своей страны. Ему запрещается пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством и колдовством, иметь запретные книги. Он обязан принять участие в объявленной "священной" войне (джихад) с неверными