Кассационное обжалование решений
В кассационной инстанции обжалуются решения всех судов первой инстанции, кроме решений мировых судов.
Решения судов первой инстанции могут обжаловать лица, участвующие в деле и не согласные с решением (кассационная жалоба) и прокурор (кассационное представление).
Кассационная жалоба подается в суд субъекта РФ через суд, вынесший решение.
При подаче кассационной жалобы следует соблюдать требования законодательства. Данные требования - такие же, как и у апелляционной жалобы. В противном случае судья районного суда оставляет ее без движения, о чем выносится определение, и предоставляет срок на устранение недостатков. После устранения недостатков дело направляется в кассационную инстанцию. В случае невыполнения требований судьи, жалоба возвращается ее подателю.
Лица, участвующие в деле, могут подать в суд кассационной инстанции возражения на заявленную кассационную жалобу в письменной форме и с приложением документов, подтверждающих свои доводы по заявленным доводам в возражении на жалобу.
Лицо, подавшее кассационную жалобу, имеет право отказаться от жалобы.
В кассационной инстанции дело рассматривается тремя профессиональными судьями (судебной коллегией) где один из них - председательствующий – находится посередине и руководит процессом.
В начале слушания лицам разъясняются их права и обязанности, и в это время можно заявить возражение на кассационную жалобу. После этого один из судей (судья-докладчик) докладывает (читает) какое дело слушается, в чем заключается спор и какое решение было вынесено. Дальше предоставляется слово участникам. Первым выступает тот кто подавал жалобу, если решение обжаловали обе стороны то первым выступает истец.
В суд кассационной инстанции не представляются новые доказательства, как в суд апелляционной инстанции, однако возможен случай когда коллегия судей признает, что доказательства, представленные им не могли быть представлены в суд первой инстанции. Так же суд кассационной инстанции может истеребовать доказательства и допрашивать свидетелей, если в этом было отказано в суде первой инстанции.
Суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения дела выносит кассационное определение, которое принимается судьями в совещательной комнате и оглашается резолютивная часть сторонам. Определение вступает в силу с момента принятия и оглашения резолютивной части сторонам.
Суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы вправе:
1. оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;
2. отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том же или ином составе судей, если нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;
3. изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств;
4. отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения.
Отмене подлежат необоснованные и незаконные решения.
Палаты Федерального Собрания и их компетенция
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).
Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.
Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:
1. для заслушивания посланий президента Российской Федерации;
2. для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Наряду с уже рассмотренными полномочиями палаты Федерального Собрания имеют ииные установленные Конституцией РФ права.Совет Федерации наделен значительными правами. Осуществление большинства из них происходит во взаимодействии с Президентом РФ, ряд из них связан с его деятельностью. Полномочия этой палаты в основном касаются вопросов государственного строительства, формирования федеральных государственных органов. К ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации (при их взаимном согласии), указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории. Среди полномочий Совета Федерации – назначение выборов Президента РФ и отрешение Президента РФ от должности.
К правам Совета Федерации по формированию государственных органов, назначению должностных лиц отнесены: назначение на должность (по представлению Президента РФ) судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и освобождение последнего от должности. Кроме того, эта палата назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Государственная Дума наряду с законодательными полномочиями наделена и другими, в основном касающимися назначений должностных лиц, ответственности Президента и Правительства, а также амнистии. К ведению Государственной Думы (ст. 103 Конституции) отнесены следующие права, связанные с назначениями должностных лиц: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность (по представлению Президента РФ) Председателя Центрального банка РФ и освобождение его от должности (вопрос об этом согласно п. «г» ст. 83 Конституции РФ ставит Президент РФ); назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
Перед Государственной Думой несет парламентскую ответственность Правительство РФ – к ведению именно этой палаты относится решение вопроса о доверии ему. Государственная Дума также принимает участие в привлечении к ответственности Президента РФ в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления: она выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.
К ведению Государственной Думы относится, кроме того, объявление амнистии.
Естественно, что каждая из палат также обладает и правами по решению вопросов своей внутренней организации.
По вопросам, отнесенным к ведению палат, они принимают постановления.
Билет.