Государственные органы и должностные лица
Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальному полномочию.
Должностными лицами в статьях уголовного кодекса Российской Федерации (России) признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Негосударственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
Государственные органы объединены одной системой, но при этом разнообразны, осуществляют различные функции, отличаются друг от друга по ряду признаков. Поэтому они могут быть разделены на виды, причем по нескольким критериям.
Наибольшее значение имеет выделение видов государственных органов в соответствии с рассмотренным уже принципом разделения властей на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации. Законодательная ветвь власти – это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание, в субъектах – государственные советы, государственные собрания, законодательные собрания, Московская городская Дума, Санкт-Петербургское городское собрание и т.д.
Деление государственных органов на виды, основывающееся на принципе разделения властей, является наиболее важным, но возможно выделение видов государственных органов и по другим основаниям.
Исходя из федеративного устройства, могут быть выделены государственные органы РФ и государственные органы субъектов Федерации. Государственные органы различаются в зависимости от порядка их формирования на избираемые гражданами или формируемые другими государственными органами, например, прокуратуры, суды. Государственные органы бывают единоличные и коллегиальные.
Билет.
Закон: понятие и виды
Закон является главным видом источников российского права. Закон - это
нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума,
обладающий высшей юридической силой.
Зaкoн - это, во-первыx, нормативный акт, содержащий нормы права. Во-вторых, он
принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим
законодательным органом - парламентом. В-третьих, в силу указанного закон
обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут
изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными,
должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их.
Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основании
законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда
подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ)
противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону.
В-четвертых, законы не только регулируют наиболее важные, коренные
общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового
регулирования.
Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим,
по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся
на:
а) принятые на референдуме;
б) принятые Федеральным Собранием РФ;
в) законы субъектов федерации.
Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы
субъектов федерации.
По юридической силе и значению среди федеральных законов различают:
1) конституцию
2) законы, вносящие поправки в текст, принимаемые в особом порядке,
предусмотренном гл. 9 Конституции РФ.
3) особые федеральные конституционные законы, принимаемые
квалифицированным большинством голосов обеих палат Федерального Собрания (ст.
108 Конституции)
Все остальные федеральные законы не могут противоречить федеральным
конституционным законам (ч.3 ст.76 Конституции).
Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих
субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными
договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.