Формы участия прокурора в гражданском процессе

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор может обращаться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела. А согласно ч. 3 ст. 45 ГПК прокурор вступает в процесс, который возбужден другими лицами.

Таким образом, прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах:

1. когда он начинает процесс (обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц):

· в защиту прав, свобод и законных интересов граждан;

· в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц;

· интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. когда вступает в процесс, уже начатый другими лицами (определение суда о необходимости его привлечения к делу):

· о выселении;

· о восстановлении на работе;

· о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

· в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

· об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 252 ГПК РФ);

· о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260 ГПК РФ);

· об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ);

· о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ);

· об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ);

· об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ);

· о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК РФ);

· о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 СК ФР);

· об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»);

· о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении трудовых и служебных обязанностей, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Полномочия прокурора в гражданском процессе в суде первой инстанции.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

· по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, действующих на территории РФ, федорг исп. власти, СК РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами госвласти субъектов РФ, ОМСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, и.т.д., иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

· требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке установленные законом, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций,

· вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в ФЗ:

· освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

· опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

· вносит представление об устранении нарушений закона.

Основания, формы участия, полномочия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Целью участияв гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов и лиц, участвующих в процессе, является защита прав и охраняемых законом интересов.

Основание участия– государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на органы и лица в силу функциональных полномочий.

Основанием участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан является не только наличие специальных указаний в законе на возможность участия их в процессе в защиту прав и законных интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту которых они выступают, например, охрана интересов материнства и детства, охрана окружающей природной среды, защита прав потребителей.

Формой участия государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе является дача заключения по делу. В этом случае государственный орган вступает в процесс, начатый другим лицом. Вопрос о вступлении в процесс и участии в нем государственного органа по конкретным категориям гражданских дел обусловлен законом. Так, в силу ст. 78 СК РФ по всем спорам, связанным с правом на воспитание детей, должны участвовать государственное органы (органы опеки и попечительства). Отсутствие их представителей при рассмотрении этих дел служит основанием к пересмотру судебного решения. Ряд дел особого производства должен рассматриваться с обязательным участием государственных органов. Если государственный орган привлекается к участию в деле, то дача заключения является не только его правом, но и обязанностью. Заключение государственного органа является письменным доказательством и подлежит оценке наряду с другими доказательствами по делу по всем правилам оценки доказательств. Все формы участия в процессе государственных органов и органов местного самоуправления практически мало чем отличаются от форм участия в гражданском процессе самих заинтересованных лиц, потому что самазащита осуществляется в одних и тех же условиях, при помощи одних и тех же правовых средств. Чаще всего государственные органы участвуют в процессе с целью дачи заключения по делу. Эта форма участия обусловлена спецификой определенных категорий гражданских дел, для разрешения которых требуются специальные познания, связанные с той или иной сферой общественных отношений. Например, если суд рассматривает дело о передаче ребенка от одного родителя другому, то для разрешения спора о праве необходимы специальные познания в области педагогики. К участию в деле привлекается орган народного образования, который обладает необходимыми специальными знаниями и дает суду заключение о том, с кем из родителей лучше оставить ребенка. Полномочием для участия в гражданском процессе в форме дачи заключений наделяются только государственные органы и органы местного самоуправления, обладающие специальной компетенцией. Поскольку они участвуют в процессе в целях защиты прав и интересов других лиц, даваемые ими заключения приобретают правовой характер, всегда касающийся сущности гражданского дела, в них высказываются соображения о его разрешении.

Еще одной формой участия в деле вышеперечисленных органов является Обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Наши рекомендации