В самом общем виде субъектов налогового права можно подразделить на три группы.
1. Физические лица, к которым НК РФ относит граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. В отдельную подгруппу выделяются индивидуальные предприниматели.
2. Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
3. Публично-территориальные образования - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, участвующие в налоговых правоотношениях, как правило, в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Такими органами являются законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, налоговые, таможенные и финансовые органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы внутренних дел и др.
15-й вопрос. Правовое положение и виды органов, осуществляющих контроль и надзор в области налогов и сборов.
Органы, осуществляющие контроль и надзор в области налогов и сборов: виды, правовое положение.
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля государства. В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах.
В широком смысле налоговый контроль — это контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса — от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. Кроме того, к налоговому контролю относятся:
• ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства;
• контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот и финансовых органов — за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет;
• контроль органов прокуратуры, внутренних дел и таможенных органов за соблюдением налогового законодательства.
В узком смысле налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Необходимо учитывать, что таможенные органы вправе осуществлять налоговый контроль только в отношении налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу, а органы внутренних дел имеют право только совместно участвовать с налоговыми органами в проводимых ими проверках (ст. 82 НК РФ).
Основная цель проведения налогового контроля — обеспечение режима законности в сфере налогообложения, формирование целостной системы налогообложения и достижение максимально высокого уровня налоговой дисциплины.
В соответствии с определенной целью задачами налогового контроля являются:
1) контроль за соблюдением налогового законодательства;
2) обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
3) предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;
4) наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.
Объектом налогового контроля являются правоотношения публичного характера, возникающие в процессе взимания налогов и сборов и привлечения к ответственности.
К основным принципам проведения налогового контроля относятся:
• законность;
• всеобщность, полнота и единство налогового контроля;
• регулярность; объективность,
• обоснованность и достоверность результатов;
• приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика;
• соблюдение налоговой тайны;
• недопустимость причинения неправомерного вреда;
• документальная фиксация результатов налогового контроля и др.
Виды налогового контроля можно классифицировать по нескольким основаниям.
• В зависимости от времени проведения налогового контроля:
o предварительный;
o текущий;
o последующий.
• В зависимости от характеристики контролируемых лиц:
o налоговый контроль организаций;
o налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;
o налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
• В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:
o комплексный;
o тематический.
• В зависимости от степени охвата предметов контроля:
o сплошной;
o выборочный.
• В зависимости от источников получения сведений и данных:
o документальный;
o фактический.
• В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:
o камеральный;
o выездной.
• По периодичности проведения:
o первоначальный;
o повторный.
• По характеру контрольных мероприятий:
o плановый;
o внеплановый.
П. 1 ст. 82 НК РФ установлен перечень форм налогового контроля:
• налоговые проверки;
• получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
• проверки данных учета и отчетности;
• осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
• иные формы, предусмотренные НК РФ.
Субъектный состав отношений по поводу осуществления налогового контроля следующий: контролирующими (проверяющими) субъектами являются налоговые органы, подконтрольными (проверяемыми) — налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Проведению мероприятий налогового контроля содействуют таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов.
16-й вопрос.Органы, осуществляющие нормативное регулирование в области налогов и сборов: полномочия и виды.
Органы, осуществляющие нормативное регулирование в области налогов и сборов: виды, полномочия.
• С усложнением механизма налогообложения в налоговые правоотношения помимо налогоплательщика (плательщика сборов) и представителей казны (фиска) стали вовлекаться и иные органы и лица.
• На сегодняшний день в систему участников налоговых правоотношений входят:
• – налоговообязанные лица;
• – сборщики налогов и сборов;
• – органы налоговой администрации;
• – фискальные органы;
• – временные участники налоговых правоотношений.
• Налоговообязанными лицами признаются лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налоговообязанными лицами в России являются налогоплательщики и плательщики сборов.
• Действующее законодательство допускает возможность участия в налоговых правоотношениях налогоплательщиков и плательщиков сборов как лично, так и при посредстве своих представителей. Однако такие представители не имеют собственных целей участия в налоговых правоотношениях, а лишь исполняют поручения налогоплательщика или представляют его интересы в пределах, установленных законом. По этой причине, представители налогоплательщика (плательщика сбора) не рассматриваются в качестве самостоятельных участников налоговых отношений.
• Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы. Функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.
• Органы налоговой администрации осуществляют непосредственное управление системой налогообложения в государстве. Такие органы наделены контрольными и правоохранными полномочиями в налоговой сфере. В настоящее время в состав налоговой администрации РФ входят: система налоговых органов; уполномоченные финансовые органы; специализированные подразделения ОВД.
• Фискальные органы – органы, ответственные за формирование и использование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете страны и государственных внебюджетных фондов. В России функции фискальных органов выполняют органы казначейства и государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ).
• Следует отметить, что на определенных этапах развития налоговой системы осуществление фискальных функций и функции в сфере налогового администрирования могут быть возложены на один и тот же орган государственной власти. Так, до недавнего времени государственные внебюджетные фонды при определенных обстоятельствах наделялись и функциями по налоговому контролю и в связи с этим принимали участие в налоговых правоотношениях и как фискальный орган, и как орган, входящий в систему налоговой администрации.
• Временные участники налоговых правоотношений. В определенных случаях, предусмотренных законодательством, участники налоговых правоотношений обладают правом привлечь к участию в налоговых отношениях иные лица и организации, обладающие специфическими знаниями и навыками, необходимыми для разрешения конкретной проблемной ситуации. Участие таких лиц в налоговых правоотношениях, как правило, ограничивается выполнением профессиональной функции, ради которой указанные лица и организации и были приглашены. К числу временных участников налоговых правоотношений можно отнести, к примеру, экспертов, специалистов и переводчиков, привлекаемых для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля.
• Роль регистрационных органов в налоговых правоотношениях. НК предусмотрена обязанность регистрационных органов исполнительной власти извещать налоговые органы о тех зарегистрированных ими действиях налогоплательщиков, которые могут привести к возникновению, изменению или прекращению их налоговых обязательств.
• Информацию налоговым органам в настоящее время предоставляют:
• – органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности;
• – советы адвокатских палат субъектов РФ;
• – органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства;
• – органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
• – органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества;
• – органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;
• – органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;
• – органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия;
• – нотариусы, осуществляющие частную практику;
• – органы, производящие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;
• – органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ;
• – органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
• Порядок предоставления такой информации и ее состав урегулирован в ст. 85 НК.
17-й вопрос. Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности.
Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности.
Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст. 19 НК РФ).
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по место-нахождению филиалов и иных обособленных подразделений.
Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах:
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
5) на своевременный зачет или возврат сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия их должностных лиц;
1 3) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ (ст. 21 НК РФ).
18-й вопрос. Налогоплательщики – физические лица: понятие и признаки.
Налогоплательщики – физические лица: понятие, признаки.
В статье 11 Налогового кодекса дано определение понятия «физические лица» для целей налогообложения: под физическими лицами следует понимать граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства. При этом несовершеннолетние дети также являются плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ), однако от их имени в налоговых правоотношениях могут выступать их законные представители, в частности, родители (см., например, Письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-04-05-01/230).
Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога. Для НДФЛ объектом налогообложения признается доход, который получен физическим лицом (абз. 1 ст. 209 НК РФ). По общему правилу доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ). Но не всякая экономическая выгода будет признана доходом физического лица, а только та, которую можно оценить и определить по правилам гл. 23 НК РФ (ст. 41 НК РФ).
Итак, экономическая выгода признается доходом физического лица, если одновременно соблюдаются три условия:
1) она подлежит получению деньгами или иным имуществом;
2) её размер можно оценить;
3) она может быть определена по правилам гл. 23 НК РФ.
Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ). Уменьшение производится на так называемые вычеты. НК РФ предусмотрел четыре группы таких вычетов:
1) стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ);
2) социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ);
3) имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ);
4) профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ).
Обратите внимание! Вычеты уменьшают только те доходы, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13% (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ).
Вычеты нельзя применить к доходам физического лица, которые облагаются НДФЛ по ставкам 9, 15, 30, 35% (п. 4 ст. 210, п. п. 2–5 ст. 224 НК РФ). К таким доходам, в частности, относятся доходы нерезидентов (как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан РФ), дивиденды, материальная выгода, доходы от продажи имущества и др. (см., например, Письма Минфина России от 24.10.2008 № 03-04-05-01/400, от 10.04.2008 № 03-04-05-01/104).
Например, гражданин Иванов с 2006 г. является участником ООО «Фирма» и ежеквартально получает дивиденды, выплачиваемые обществом. Иных источников дохода у Иванова нет. В 2007 г. Иванов купил квартиру, однако воспользоваться имущественным налоговым вычетом по расходам на покупку он не вправе. Связано это с тем, что Иванов не имеет доходов, облагаемых по ставке НДФЛ 13%, а доходы в виде дивидендов, облагаемые по ставке НДФЛ 9%, не могут быть уменьшены на сумму вычетов (п. 4 ст. 210, ст. 220, п. 4 ст. 224 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.11.06 № 03-05-01-05/268).
Вычеты не могут применить физические лица, которые освобождены от уплаты НДФЛ. Ведь у них в принципе отсутствует облагаемый доход. А значит, уменьшать на сумму вычетов просто нечего. К таким физическим лицам, в частности, относятся пенсионеры и безработные, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пенсий и пособий по безработице.
Имущественные налоговые вычеты
Имущественные налоговые вычеты предоставляются в тех случаях, когда налогоплательщик осуществляет определенные операции с имуществом. К таким операциям относятся (п. 1 ст. 220 НК РФ):
1) продажа имущества;
2) приобретение (либо новое строительство) жилья.
19-й вопрос. Налогоплательщики – организации: понятие и признаки.
Налогоплательщики – организации: понятие, признаки.
Налогоплательщики-организации подразделяются следующим образом.
Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. И хотя они не могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии со ст. 89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить проверки филиалов и представительств, независимо от проведения проверок самой организации-налогоплательщика.
Иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя (ст. 26 НК РФ). Полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены. Представительство может осуществляться законными (ст. ст. 27,28 НК РФ) либо уполномоченными (ст. 29 НК РФ) представителями налогоплательщика.
Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица (ст. 20 НК РФ). Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Для целей налогообложения взаимозависимыми являются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;
имеются иные установленные судом основания признать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не предусмотренным в НК РФ (п. 2 ст. 20 НК РФ). Главное, чтобы отношения между ними могли с точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
20-й вопрос. Взаимозависимые лица. Представительство в налоговых правоотношениях.
Статья 20 НК РФ. Взаимозависимые лица
1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) 1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой; (пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) 2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; 3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. 2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). (п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
1. Законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
2. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика
1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
3. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федераци
Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях – это физические лица и (или) организации, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц (представляемых ими лиц). При этом учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.
Как отмечалось Минфином в письме от 5 декабря 2012 г. N 03-01-18/9-187, в случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с положениями НК РФ о взаимозависимых лицах сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
С учетом изложенного взаимозависимыми лицами признаются:
· организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
· физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
· организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
· организация и лицо (в том числе совместно с членами семьи), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
· организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его членами семьи);
· организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с членами семьи;
· организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
· организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
· организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
· физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
· физическое лицо, члены его семьи: супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
По перечисленным основаниям и при наличии признаков взаимозависимости организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами.
Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости.
При этом не признается взаимозависимостью:
· прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в российских организациях;
· влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказываемые одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок.
Под участием физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его супруги (супруга), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер, опекунов (попечителей) и подопечных.
Доля участия одной организации в другой определяется суммой процентов долей прямого и косвенного участия одной организации в другой.
Долей прямого участия одной организации в другой признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций, доля в уставном (складочном) капитале (фонде) или определяемая пропорционально количеству участников доля в другой организации.
Долей косвенного участия одной организации в другой признаются:
· все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
· доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
· суммы произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.
Суммирование произведений долей прямого участия осуществляется в случае, когда определено несколько независимых последовательностей участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации.
21-й вопрос.Лица, способствующие уплате налогов: понятие, виды, права и обязанности.