Общие понятия организационного обеспечения деятельности судов. Его основные направления и задачи.
Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций (одно из основных направлений)правоохранительной деятельности, содержанием которой является осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.
Основные направления организационного обеспечения деятельности судов:
1. кадровое обеспечение;
2. организационное обеспечение;
3. ресурсное обеспечение.
Основные задачи организационного обеспечения деятельности судов:
1. разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;
2. подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;
3. обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;
4. дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;
5. организация составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей;
6. организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;
7. представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей (вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, привлечения их к уголовной ответственности или применения мер процессуального принуждения, аттестации и присвоения квалификационных классов, выдвижения на руководящие судебные должности и т. д.);
8. разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов (создание новых судов, упразднение или реорганизация уже существующих судов, их передислокация, корректировка территориальной юрисдикции и др.);
9. содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;
10. организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества;
11. организация и участие в ведении судебной статистики;
12. оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности (организация своевременного получения судами официальных текстов законов и иных актов, решений высших судебных инстанций; ведение кодификационной работы и поддержание в рабочем состоянии того “правового хозяйства”, которым судам приходится пользоваться постоянно;
13. внедрение средств, облегчающих поиск законодательства, иных актов и документов, специальной литературы; обеспечение новейшими и качественными изданиями кодексов и т. д.);
14. изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;
15. разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;
16. организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;
17. изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по его рациональному использованию в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной;
18. материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности (обеспечение своевременного финансирования выплачиваемого судьям и работникам аппаратов судов вознаграждения за их труд, а равно иных расходов, в которых нуждаются суды; предоставление и поддержание в надлежащем состоянии служебных помещений; оснащение судов достойной мебелью, средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностями; организация охраны зданий судов, текущей документации и архивов; поддержание порядка в залах судебных заседаний и в целом в помещении суда и т. д.).
Сутьорганизационного обеспечения деятельности судов состоит во всемерном оказании содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которыми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия. Ее реализация несовместима с попытками подменять суды, заменять их или командовать ими, подчинять каким-то государственным органам законодательной (представительной) или исполнительной властей, органам местного самоуправления, коммерческим структурам, ставить в зависимость от произвольного усмотрения, амбиций или просто капризов тех или иных должностных лиц, даже самых высокопоставленных.