Постоянно действующими органами управления РСЧС
являются:
– на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ); подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;
– на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС);
– на региональном уровне – территориальные органы МЧС России – главные управления МЧС РФ по субъекту РФ (ГУ МЧС по субъекту РФ); главные управления ГОЧС или МЧС субъекта РФ;
– на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны (ГО) в органах местного самоуправления;
– на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.
27. Органы повседневного управления, основные задачи и их состав, перспективы развития.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
– федеральный уровень – национальный центр управления в кризисных ситуациях (национальный ЦУКС), ЦУКСы (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих ФП РСЧС);
– межрегиональный уровень – ЦУКСы региональных центров;
– региональный уровень – ЦУКСы ГУ МЧС по субъектам РФ;
информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
– муниципальный уровень – единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;
– объектовый уровень – дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций.
28. Силы и средства РСЧС, назначение и классификация, их применение.
Состав сил и средств РСЧС определяется Постановлением
Правительства РФ.
Силы и средства РСЧС подразделяются:
• по принадлежности;
• по назначению;
• по уровню готовности.
По принадлежности в состав сил и средств РСЧС входятспециально подготовленные силы и средства:
– федеральных органов исполнительной власти;
– органов исполнительной власти субъектов РФ;
– органов местного самоуправления;
– организаций;
– общественных объединений;
– ГО (привлекаются для ликвидации ЧС федерального и регионального масштаба).
По назначению силы и средства РСЧС включают:
– силы и средства наблюдения и контроля;
– силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля:
– службы учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
– формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;
– оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Силы и средства ликвидации ЧС включают:
– противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
– формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
– формирования ГО;
– специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ,
других войск и воинских формирований, предназначенных для ли-
квидации ЧС.
По уровню готовности силы и средства РСЧС подразделяются:
– постоянной готовности;
– повседневной готовности.
На каждом уровне РСЧС определены силы постоянной готовности. Они предназначены для оперативного реагирования на ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учётом обеспечения работы в автономном режиме не менее трёх суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности.
Например, от МЧС силы постоянной готовности включают:
· центральный аэромобильный спасательный отряд;
· поисково-спасательные службы (ППС);
· отдельные вертолётные отряды.
Остальные силы постоянной готовности на федеральном уровне определены Постановлением Правительства РФ.
Силы и средства ликвидации ЧС применяются эшелонировано.
В первом эшелоне принимают участие:
– ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
– противопожарные подразделения;
– подразделения скорой медицинской помощи.
Срок их прибытия в район ЧС не более 30 мин.
Основные задачи первого эшелона: локализация ЧС, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.
Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации ЧС, во втором эшелоне принимают участие:
– аварийно-спасательные формирования;
– специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);
– ведомственные подразделения спасателей.
Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов.
Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.
Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объёме, то в третьем эшелоне принимают участие:
– соединения и воинские части Вооружённых сил РФ;
– войска ГО с тяжёлой техникой;
– специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.
Срок их прибытия от 3 часов до нескольких суток.
Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение питанием и т. п.).
29. Информационное обеспечение РСЧС.
Система связи и оповещения
АИУС (Автоматизированная информационно-управляющая система) – это совокупность технических средств, информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение и передачу информации.
Оповещение органов управления РСЧС и населения РФ обеспечивается с помощью автоматизированных систем центрального оповещения (АСЦО). В стране функционирует федеральная АСЦО,межрегиональные АСЦО, региональные АСЦО, региональные АСЦО и локальные системы оповещения (ЛСО) в районах размещения критически важных для национальной безопасности объектов.
Приоритетное использование, приостановление или ограничение использования любых сетей связи и средств связи осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Перспективными направлениями информационного обеспечения и оповещения населения являются:
• ОКСИОН – общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения(будет рассылка СМС; будет автоматическое переключение радиоприёмников в автомобиле; плазменные экраны по городу)
• Единый номер вызова экстренных оперативных служб – 112;
• Система оповещения населения по сотовой связи.
АИУС должна была перейти в систему ОКСИОН (Общероссийская комплексная система информационного оповещения населения):
- будет рассылка СМС;
- будет автоматическое переключение радиоприёмников в автомобиле;
- плазменные экраны по городу.
Из старой системы – АСЦО (автоматизированная система центрального оповещение):
- телевидение (5 минут – 90%);
- радио (30 минут – 70%);
- сирены, сигнализация.
Есть одна федеральная АСЦО, 8 внешних региональных, 83 региональных и 568 локальных (на потенциально опасных объектах).
30. ЧС, определение, классификация.
ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Классификация ЧС.
2 классификации:
1.по характеру источников
а) техногенные
б) природные
в) социальные
г) экологические
2.(от 21.05.2007) (№ 304 ПП) (в основе – территория)
ЧС | Зона | Число пострадавших | Материальный ущерб |
а) локальная | Организация | До 10 человек | Не более 100 000 рублей |
б) муниципальная | Территория поселка или города, микрорайон | До 50 человек | До 5 000 000 |
в) межмуниципальная | 2 микрорайона, города, поселка | До 50 человек | До 5 000 000 |
г) региональная | Регион | От 50 до 500 человек | От 5 млн. до 500 млн. |
д) межрегиональная | 2 региона и более | От 50 до 500 человек | От 5 млн. до 500 млн. |
е) федеральная | РФ | Свыше 500 человек | Более 500 млн. |
выделяют ещё один вид чрезвычайных ситуаций по масштабу: трансграничные ЧС. Трансграничная ЧС – это ЧС, при которой поражающие факторы выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию
Российской Федерации. Ликвидация такого рода ЧС осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.
31. Негативные факторы источников ЧС, их классификация, принципы защиты населения в ЧС.
Поражающий фактор источника ЧС – составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими и социальными действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.
Поражающее воздействие источника ЧС – негативное влияние одного или овокупности поражающих факторов источника ЧС на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растений, объекты экономики и окружающую природную среду.
По генезису поражающие факторы бывают природного или антропогенного происхождения и делятся на прямого действия, или первичные, и побочного действия, или вторичные.
По механизму действия поражающие факторы источников ЧС делятся на физические, химические, биологические, психофизиологические и социальные.
Принципы защиты населения:
1. Превентивности;
2. Дифференцированности;
3. Разумной достаточности;
4. Самостоятельности.
32. Назначение, задачи и принципы организации ГО.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий.
Основные задачи в области гражданской обороны:
- подготовка руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны, обучение работников и студентов способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- создание и поддержание в постоянной готовности систем управления, сил и средств, резервов имущества гражданской обороны;
- оповещение работников и студентов университета об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранность объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания работников и студентов университета в военное время;
- защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, других материальных и культурных ценностей от воздействия современных средств поражения;
- борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Реализация государственной политики в области гражданской обороны осуществляется по следующим принципам и основным направлениям:
- всеобщей обязательности;
- всеобщности;
- правовой обусловленности;
- универсальности;
- единоначалия;
- разумной достаточности;
- разграничения функций;
- создания и совершенствования правовой и нормативной базы;
- обучения населения по гражданской обороне, подготовки и переподготовке руководящего состава органов управления;
- обеспечения защиты населения;
- создания, совершенствования, дальнейшее развития и поддержания в готовности сил и средств гражданской обороны;
- подготовки и осуществления мероприятий по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- разработки и осуществления мероприятий по созданию, поддержанию в готовности и устойчивому функционированию системы управления гражданской обороны;
- создания, накопления, организация хранения и использования запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
33. История и перспективы развития гражданской защиты в России.
1918 г. – первое применение средств защиты населения (Обращение к жителям Петрограда).
4.10.1932 г. – создана система МПВО (Местная противовоздушная оборона) (отражала все нападки во время ВОВ)
1961 г: МПВО à ГО
1971 г. – ГО стала военным ведомством.
Сильные удары по внутренней ГО: 1971 г.: ликвидация пожаров (торфяники) с помощью авиации; 1986 г.: ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС; 1988 г.: взрыв на ж/д путях между Азамасом и Свердловском; 1988 г.: землетрясение 9,5 баллов. Город Спитак (Армения).
Это показало, что в России нет профессиональной спасательной армии.
1989 г.: образование 1-й гос. КЧС (Комиссии по ЧС).
15.12.1990 – образование Государственной Общесоюзной системы по предупреждению и действий в ЧС