Казусы к теме «Наследственное право».
1. Завещатель выразил свою волю и том, чтобы опекуном его детей, минуя ближайшего агната, сделался его раб Панфил. Законно ли это? Отпускается ли тем самым этот раб на волю? Может ли раб отказаться от этой почетной обязанности?
2. По смерти наследодателя, не оставившего завещания, на наследство стали претендовать бывший подвластный родственник умершего и эмансипированный сын. Кому отдаст предпочтение претор. Поясните.
3. Некто отказал часть своего наследственного имущества казне на сооружение общественного здания, часть - погребальной коллегии и часть - корпорации, в которую он входил. Какая из названных организаций не может быть отказополучателем?
4. Наследодатель и наследник в равной мере были отягощены долгами. Претор разрешил кредиторам наследника удовлетворить свои требования только после того, как будут выплачены все долги кредиторам наследодателя. Не получив своего сполна, последние стали требовать возмещения из имущества самого наследника. Законно ли это требование? Что останется кредиторам самого наследника? Как следовало поступить претору?
5. Не имея собственных детей, Луций решил усыновить своего внучатого племянника и назначил его в завещании наследником всего имущества. Однако вскоре после смерти Луция его жена родила сына. Имеет ли новорожденный какие-либо права на имущество своего отца? Кто и в каких долях будет наследником?
6. В трактате «Об обязанностях» Цицерон рассказывает о знаменитом судебном споре Мания Курия. Проблема состояла в следующем: некто Копоний назначил Мания Курия своим наследником в случае, если у завещателя родится сын и этот сын умрет, не достигнув совершеннолетия. Однако случилось так, что у завещателя вообще не родилось никакого сына, поэтому возник спор о том, имеет ли Маний Курий право на наследство. Квинт Муций Сцевола, знаменитый правовед, считал, что Курий не может претендовать на наследство, так как в тексте завещания явно оговаривается условие, которое не реализовалось. Защитник Курия Луций Крас и солидарный с ним Цицерон считали, что здесь необходима интерпретация воли завещателя, то есть, Копоний желал видеть Курия своим наследником и в случае отсутствия сына. Какими правовыми принципами руководствовались оппоненты, выдвигая свои доводы? Как бы вы решили этот казус?
7. Некто заказал мастеру изготовление дорогого кресла, для чего предоставил материал. Мастер выполнил заказ, однако когда он пришел на дом к заказчику, выяснилось, что тот накануне скончался. Мастер пытался продать кресло, но безуспешно. Не найдя покупателей на кресло, мастер обратился к наследникам своего покойного заказчика с просьбой приобрести кресло и оплатить заказ, тем более что материал был предоставлен самим заказчиком. Должны ли наследники оплатить работу? Что будет, если они не согласятся это сделать?
Решая задачу, студент должен:
• дать юридическую оценку описанного в задании случая, выбирая при этом только юридически значимые детали и условия, влияющие на решение казуса,
• подобрать норму римского права, в соответствии с которой решается казус, и сослаться на источник,
• сформулировать и обосновать решение (учитывая, что решений, в зависимости от толкования отдельных деталей, может быть несколько).
В качестве самостоятельной работы студенту необходимо самостоятельно изучить темы «Брак и семья» и «Наследственное право». По данным темам студент должен представить развернутый план-конспект, словарь специальных латинских терминов по теме объемом не менее 20 слов или словосочетаний, решить казусы. Тема «Брак и семья» должна быть предоставлена до контрольной работы №1, тема «Наследственное право» - до контрольной работы №2. После проведения соответствующей контрольной работы самостоятельные работы к рассмотрению не принимаются и не оцениваются.
При составлении конспекта не следует дословно переписывать параграфы из учебника, в частности, изречения на латинском языке или примеры из судебной практики, а включать в конспект лишь наиболее важную и содержательную информацию.
Проведение консультаций по самостоятельной работе: согласно графику кафедры гражданского права и процесса
6 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Фонд оценочных средствпо дисциплине «Римское право» состоит из средств текущего контроля в виде контрольных работ, самостоятельных работ, а также промежуточного контроля в форме экзамена.
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Компетенции (коды) | Этапы формирования в процессе освоения дисциплины | Этапы формирования в процессе освоения образовательной программы* |
способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); | 1 этап Освоение теоретических знаний (Лекционные, практические занятия) | Основной (2) |
2 этап Умение применять знания на практике (Практические занятия, самостоятельные, контрольные работы, консультации преподавателя) | ||
3 этап Владение навыками в определенной ситуации (Практические занятия, самостоятельные, контрольные работы, консультации преподавателя,экзамен) |
*В соответствии с Приложением 9 к ООП по направлению подготовки «Юриспруденция» определяются этапы (уровни) формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы – начальный (1), основной (2), завершающий (3).
Начальный (1) – дает общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач.
Основной (2) – позволяет решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам.
Завершающий (3) – предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.