Тема 8. Наследственное право
История формирования и рецепция права наследования. Предмет наследственного права.
Универсальное преемство. Понятие наследственной массы (hereditas). Наследование по завещанию (понятие и условия действительности завещания, обязательная доля ближайших родственников, назначение и подназначение наследников). Наследование по закону. Наследование по преторскому праву.Принятие наследства и его последствия («лежачее наследство», приобретение наследства, иски о наследстве).
Сингулярное преемство. Отказы по завещанию (legata), дарение (donatio) и фидеикомиссы.
5 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Значительная часть учебного времени спланирована для самостоятельного изучения тем курса. Результатом самоподготовки является конспект вопросов каждого семинарского и практического занятия, оформленный в рабочую тетрадь студента, а также доклад по одному из проблемных вопросов темы семинара. Подготовка доклада не исключает необходимости конспектирования других вопросов темы.
Учебно-методическое обеспечениенаправлено на минимизацию затрат студента, что зависит от продуманности организации самоподготовки и самоконтроля.
Каждый студент должен подготовиться к участию во всех семинарских занятиях в полном объеме. Следует избегать не оправдывающую себя практику предварительного распределения вопросов семинарских занятий между студентами одной учебной группы. Как правило это приводит к последующему самоустранению значительной части студентов учебной группы от выполнения большей части заданий, пассивности на занятии и в дальнейшем – неподготовленности к экзамену.
Доработка конспекта лекции заключается в восстановлении пропущенных фрагментов изложения, приведении в порядок ее структуры, редактировании тезисов, воспоминании их аргументации, наглядных примеров, подведении общих выводов, формированию библиографического списка. В подготовке конспекта семинарского занятия основная задача заключается в приобретении новых знаний. Она решается путем поэтапного изучения каждого вопроса, указанного в планах семинарских занятий:
– проработка учебной литературы начинается с подборки их текстов по списку к каждой теме. Изучение литературных источников следует начинать с основных ко всем темам курса, затем перейти к дополнительным, восполняя недостающие и непонятые вопросы. Приоритет при этом обычно отдается более поздним академическим изданиям. При выборе необходимо понимать и учитывать направленность каждого из видов учебных изданий. Полезно читать первоисточники римского права в современной обработке. Это поможет организовать обширный материал по учебной дисциплине, подготовиться к групповым занятиям, практической работе;
– решение практических заданий направлено на выработку навыка принятия юридически обоснованных решений в чаще всего встречающихся в юридической практике и заданиях, выполнение которых поручается специалисту. Здесь особо пригодятся знание и понимание структуры правовой нормы, механизма возникновения правоотношения, восстановленные на первом этапе самоподготовки. Обстоятельства, описанные в различных конкретных ситуациях, необходимо оценить как юридические факты, т.е. ответить на вопрос, связывает ли закон с этими обстоятельствами возникновение конкретных прав и обязанностей.
Учебные задания также моделируют индивидуальную и коллективные формы профессиональной деятельности.
Оформление общих результатов самоподготовки отражается в тематических конспектах для каждого семинарского занятия. Записи необходимо аккуратно вести в рабочих тетрадях. Конспект оформляется в рабочей тетради как ответ на вопрос плана занятия.
Рабочая тетрадь студента с материалами самоподготовки должна быть у каждого студента до начала занятия. Конспекты проверяются непосредственно перед контрольной работой по соответствующему блоку тем.
Обоснование распределения часов самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся
Семестр
№ п/п | Темы или виды работы | Кол-во часов | Рекомендуемая литература | Формы отчетности | Сроки сдачи | Шкала оценивания (кол-во баллов за выполнение работы) | |||
Составление плана-конспекта на тему: «Брак и семья» | основная: 1,4,5; дополнит.:1-17 | конспект | 15 февраля – 14 марта текущего года | От 0 до 5 баллов | |||||
Составление словаря латинских терминов на тему: «Брак и семья» | основная: 1,4,5; дополнит.:1-17 | словарь | 15 февраля – 14 марта текущего года | От 0 до 5 баллов | |||||
Решение казусов по теме: «Брак и семья» | основная:1,4,5; дополнит.:1-17 | Письменный отчёт-обоснование решения казусов | 15 февраля – 14 марта текущего года | От 0 до 10 баллов | |||||
Составление плана-конспекта на тему: «Наследственное право» | основная:2,4,5; дополнит.:1-17 | конспект | 15 марта – 16 мая текущего года | От 0 до 5 баллов | |||||
Составление словаря латинских терминов на тему: « Наследственное право» | основная: 2,4,5; дополнит.:1-17 | словарь | 15 марта – 16 мая текущего года | От 0 до 5 баллов | |||||
Решение казусов по теме: «Наследственное право» | основная: 2,3,4; дополнит.:1-17 | Письменный отчёт-обоснование решения казусов | 15 марта – 16 мая текущего года | От 0 до 10 баллов | |||||
Подготовка к текущим занятиям, работа по усвоению терминов | основная: 2,3,4; дополнит.:1-17 | Разработки по планам практических занятий | в течение семестра | Оценивание в рамках практических занятий | |||||
Формируемые компетенции: ПК-2 | |||||||||
Итого | 30 баллов | ||||||||