Тема 8. Наследственное право

История формирования и рецепция права наследования. Предмет наследственного права.

Универсальное преемство. Понятие наследственной массы (hereditas). Наследование по завещанию (понятие и условия действительности завещания, обязательная доля ближайших родственников, назначение и подназначение наследников). Наследование по закону. Наследование по преторскому праву.Принятие наследства и его последствия («лежачее наследство», приобретение наследства, иски о наследстве).

Сингулярное преемство. Отказы по завещанию (legata), дарение (donatio) и фидеикомиссы.

5 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Значительная часть учебного времени спланирована для самостоятельного изучения тем курса. Результатом самоподготовки является конспект вопросов каждого семинарского и практического занятия, оформленный в рабочую тетрадь студента, а также доклад по одному из проблемных вопросов темы семинара. Подготовка доклада не исключает необходимости конспектирования других вопросов темы.

Учебно-методическое обеспечениенаправлено на минимизацию затрат студента, что зависит от продуманности организации самоподготовки и самоконтроля.

Каждый студент должен подготовиться к участию во всех семинарских занятиях в полном объеме. Следует избегать не оправдывающую себя практику предварительного распределения вопросов семинарских занятий между студентами одной учебной группы. Как правило это приводит к последующему самоустранению значительной части студентов учебной группы от выполнения большей части заданий, пассивности на занятии и в дальнейшем – неподготовленности к экзамену.

Доработка конспекта лекции заключается в восстановлении пропущенных фрагментов изложения, приведении в порядок ее структуры, редактировании тезисов, воспоминании их аргументации, наглядных примеров, подведении общих выводов, формированию библиографического списка. В подготовке конспекта семинарского занятия основная задача заключается в приобретении новых знаний. Она решается путем поэтапного изучения каждого вопроса, указанного в планах семинарских занятий:

– проработка учебной литературы начинается с подборки их текстов по списку к каждой теме. Изучение литературных источников следует начинать с основных ко всем темам курса, затем перейти к дополнительным, восполняя недостающие и непонятые вопросы. Приоритет при этом обычно отдается более поздним академическим изданиям. При выборе необходимо понимать и учитывать направленность каждого из видов учебных изданий. Полезно читать первоисточники римского права в современной обработке. Это поможет организовать обширный материал по учебной дисциплине, подготовиться к групповым занятиям, практической работе;

– решение практических заданий направлено на выработку навыка принятия юридически обоснованных решений в чаще всего встречающихся в юридической практике и заданиях, выполнение которых поручается специалисту. Здесь особо пригодятся знание и понимание структуры правовой нормы, механизма возникновения правоотношения, восстановленные на первом этапе самоподготовки. Обстоятельства, описанные в различных конкретных ситуациях, необходимо оценить как юридические факты, т.е. ответить на вопрос, связывает ли закон с этими обстоятельствами возникновение конкретных прав и обязанностей.

Учебные задания также моделируют индивидуальную и коллективные формы профессиональной деятельности.

Оформление общих результатов самоподготовки отражается в тематических конспектах для каждого семинарского занятия. Записи необходимо аккуратно вести в рабочих тетрадях. Конспект оформляется в рабочей тетради как ответ на вопрос плана занятия.

Рабочая тетрадь студента с материалами самоподготовки должна быть у каждого студента до начала занятия. Конспекты проверяются непосредственно перед контрольной работой по соответствующему блоку тем.

Обоснование распределения часов самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся

Семестр

№ п/п Темы или виды работы Кол-во часов Рекомендуемая литература Формы отчетности Сроки сдачи Шкала оценивания (кол-во баллов за выполнение работы)
Составление плана-конспекта на тему: «Брак и семья»     основная: 1,4,5; дополнит.:1-17 конспект 15 февраля – 14 марта текущего года От 0 до 5 баллов  
Составление словаря латинских терминов на тему: «Брак и семья» основная: 1,4,5; дополнит.:1-17 словарь 15 февраля – 14 марта текущего года От 0 до 5 баллов  
Решение казусов по теме: «Брак и семья»   основная:1,4,5; дополнит.:1-17 Письменный отчёт-обоснование решения казусов 15 февраля – 14 марта текущего года От 0 до 10 баллов  
Составление плана-конспекта на тему: «Наследственное право»   основная:2,4,5; дополнит.:1-17 конспект 15 марта – 16 мая текущего года От 0 до 5 баллов  
Составление словаря латинских терминов на тему: « Наследственное право» основная: 2,4,5; дополнит.:1-17 словарь 15 марта – 16 мая текущего года От 0 до 5 баллов  
Решение казусов по теме: «Наследственное право»   основная: 2,3,4; дополнит.:1-17 Письменный отчёт-обоснование решения казусов 15 марта – 16 мая текущего года От 0 до 10 баллов  
  Подготовка к текущим занятиям, работа по усвоению терминов основная: 2,3,4;   дополнит.:1-17 Разработки по планам практических занятий в течение семестра Оценивание в рамках практических занятий
  Формируемые компетенции: ПК-2
Итого       30 баллов
                   


Наши рекомендации