Общие институты римского права

Римское право

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль подготовки

Гражданско-правовой

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Нефтекамск 2017

Содержание

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
  1.1.Цели освоения и задачи дисциплины
  1.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведённого на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации
  6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы 6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания 6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы 6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций  
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Методические указания для обучающегося по освоению дисциплины
  9.1 Планы семинарских (практических) занятий и методические указания для обучающихся
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
  Приложение А Краткий курс лекций
  Приложение Б Глоссарий



1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1 Цели и задачи освоения дисциплины

Цель изучения курса «Римское право» - ознакомить студента с основными составляющими правовой системы, которая регулировала отношения между частными лицами в пределах Римского государства, а также отношения между лицами и государством.

Основными задачами курса по данной дисциплине являются: усвоение студентами категорий и положений науки римского права; приобретение навыков использования правовых источников, повышение правовой культуры.

1.2 Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Код компетенции по ФГОС Планируемые результаты освоения дисциплины (содержание компетенции) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
ПК-2 способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры   Знать:понятие и виды правосознания, правовой культуры, форм и методов правового воспитания; Уметь: толковать и анализировать законы Римского государства, эдикты преторов, указы императоров, другие нормативные акты, основные юридические школы Древнего Рима, обычаи; Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами, навыками анализа научной литературы  

2 Место дисциплины в структуре образовательной программы

«Римское право» является дисциплиной вариативной части учебного плана. Для ее изучения необходимы знания, навыки, умения и компетенции, полученные в результате освоения следующих дисциплин: «Логика», «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран».

Изучение курса «Римское право» является необходимым для освоения дисциплины «Гражданское право» профессионального цикла.

3 Объем дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Очная форма обучения

Объем дисциплины 2 семестр, кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины (в часах)
Зачетные единицы (ЗЕТ)
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)
Аудиторная работа (всего)
в т.числе:  
Лекции
Семинары, практические занятия
Внеаудиторная работа (всего)  
в т.числе:  
Контроль самостоятельной работы (КСР)
Самостоятельная работа обучающихся (всего) по видам
Обоснование времени, затрачиваемого на выполнение самостоятельной (внеаудиторной) работы по видам  
Самостоятельное изучение вопросов и составление конспектов по ним, решение казусов, составление словаря и усвоение терминов
Подготовка к текущим занятиям, работа по усвоению терминов
Вид промежуточной аттестации обучающегося (экзамен)

Заочная форма обучения

Объем дисциплины 2 семестр, кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины (в часах)
Зачетные единицы (ЗЕТ)
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)
Аудиторная работа (всего)
в т.числе:  
Лекции
Семинары, практические занятия
Внеаудиторная работа (всего)  
в т.числе:  
Контроль самостоятельной работы (КСР)
Самостоятельная работа обучающихся (всего) по видам
Обоснование времени, затрачиваемого на выполнение самостоятельной (внеаудиторной) работы по видам:  
Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку в соответствии с содержанием дисциплины (по темам)
Работа по усвоению терминологии
Вид промежуточной аттестации обучающегося (экзамен) Экзамен – 9 ч.

4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведённого на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Очная форма обучения

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
всего лекции семинары Сам-я работа компетенции Интерактивная форма
Общие институты римского права
Периодизация, система, источники римского права.   ПК-2 Устный опрос Контрольная работа №1 (тестирование)
Защита прав, гражданский процесс   ПК-2 Устный опрос Контрольная работа №1 (тестирование)
Право лиц   ПК-2 Устный опрос Контрольная работа №1 (тестирование)
4. Семейно-правовые отношения   ПК-2 Устный опрос Контрольная работа №1 (тестирование)
Специальные институты римского права
Вещное право   ПК-2 Устный опрос Контрольная работа №2 (тестирование)
Обязательственное право   ПК-2 Устный опрос Контрольная работа №2 (тестирование)
Виды обязательств   ПК-2 Устный опрос Контрольная работа №2 (тестирование)
Наследственное право   ПК-2 Устный опрос Контрольная работа №2 (тестирование)
  Контроль самостоятельной работы    
  Промежуточная аттестация Экзамен – 54 ч.  
  Всего        
       
                               

Заочная форма обучения

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости
всего лекции семинары Сам-я работа Компе- тенции Занятия в интерактивной форме
Модуль 1 Общие институты римского права
Периодизация, система, источники римского права.     ПК-2   Опрос, итоговая контрольная работа
Защита прав, гражданский процесс     ПК-2         Опрос, итоговая контрольная работа
Право лиц     ПК-2   Опрос, итоговая контрольная работа
4. Семейно-правовые отношения       ПК-2         Опрос, итоговая контрольная работа
Модуль 2 Специальные институты римского права
Вещное право     ПК-2 Опрос, итоговая контрольная работа
Обязательственное право     ПК-2         Опрос, итоговая контрольная работа
Виды обязательств     ПК-2   Опрос, итоговая контрольная работа
Наследственное право     ПК-2     Опрос, итоговая контрольная работа
  Контроль самостоятельной работы          
  Экзамен                
         
                             

Содержание основных разделов дисциплины «Римское право»

Тема 3. Право лиц

Понятие, содержание права лиц.

Понятия лица (persona) и его правоспособности (caput). Элементы правоспособности: состояние свободы, состояние гражданства и состояние в семье. Ius conubii и ius commercii. Правовое положение римских граждан и других субъектов римского права (римские граждане, латины (latini), иностранцы (peregrini), рабы (servi), вольноотпущенники (libertini), колоны (coloni)). Приобретение и утрата римского гражданства.

Статус латинского гражданства. Правовой статус перегринов. Соотношение статуса латина и статуса перегрина.

Сущность рабства. Способы перехода в рабское состояние. Правовое положение раба, взаимоотношения раба и господина; пекулий (peculium). Способы отпущения рабов на волю (manumissio).

Правовой статус вольноотпущенников. Отношения патроната.

Колонат, история возникновения, правовое положение колонов.

Понятие и практическое функционирование самостоятельного лица (persona sui iuris) и лица, пребывающего в чужой власти (persona alieni iuris). Умаление правоспособности (capitis demunitio). Степени умаления правоспособности.

Опека (tutela) и попечительство (cura). Представительство.

Юридические лица (universitates). Категория юридического лица, признаки. Муниципии, императорская казна; корпорации.

Тема 5. Вещное право

Понятие и предмет вещного права в объективном смысле. Вещное право в субъективном смысле.

Понятие вещь (res). Классификация вещей: вещи публичные (res publicae) и частные (res privatus); familia и pecunia; манципируемые вещи (res mancipi) и неманципируемые (res nec mancipi); вещи движимые и недвижимые; вещи в обороте (res in commercio) и вне оборота (res extra commercio); вещи родовые (genera) и индивидуальные (species); вещи потребляемые и непотребляемые; вещи делимые и неделимые; вещи простые и сложные, часть вещи (pars rei), принадлежность (accession); плоды (fructus); вещи телесные (corporales) и бестелесные (incorporales).

Владение (possessio): понятие и виды владения, установление и прекращение владения, защита владения (интердиктная защита, виды интердиктов).

Право собственности как наиболее полное право на вещь. Содержание права собственности Приобретение права собственности, классификация способов приобретения на первоначальные и производные. Утрата права собственности. Виды собственности. Квиритская и бонитарная собственность. Общая собственность. Защита права собственности. Способы защиты собственности. Виндикационный и негаторный иски.

Права на чужие вещи, их система. Сервитуты (servitus): содержание и сущность, классификация, защита, способы установления и прекращения. Узуфрукт (ususfructus): понятие, специфика, статус узуфруктария, защита, способы установления и прекращения, квазиузуфрукт.

Право пользования (usus). Суперфиций, эмфитевзис. Залоговое право.

Семестр

№ п/п Темы или виды работы Кол-во часов Рекомендуемая литература Формы отчетности Сроки сдачи Шкала оценивания (кол-во баллов за выполнение работы)
Составление плана-конспекта на тему: «Брак и семья»     основная: 1,4,5; дополнит.:1-17 конспект 15 февраля – 14 марта текущего года От 0 до 5 баллов  
Составление словаря латинских терминов на тему: «Брак и семья» основная: 1,4,5; дополнит.:1-17 словарь 15 февраля – 14 марта текущего года От 0 до 5 баллов  
Решение казусов по теме: «Брак и семья»   основная:1,4,5; дополнит.:1-17 Письменный отчёт-обоснование решения казусов 15 февраля – 14 марта текущего года От 0 до 10 баллов  
Составление плана-конспекта на тему: «Наследственное право»   основная:2,4,5; дополнит.:1-17 конспект 15 марта – 16 мая текущего года От 0 до 5 баллов  
Составление словаря латинских терминов на тему: « Наследственное право» основная: 2,4,5; дополнит.:1-17 словарь 15 марта – 16 мая текущего года От 0 до 5 баллов  
Решение казусов по теме: «Наследственное право»   основная: 2,3,4; дополнит.:1-17 Письменный отчёт-обоснование решения казусов 15 марта – 16 мая текущего года От 0 до 10 баллов  
  Подготовка к текущим занятиям, работа по усвоению терминов основная: 2,3,4;   дополнит.:1-17 Разработки по планам практических занятий в течение семестра Оценивание в рамках практических занятий
  Формируемые компетенции: ПК-2
Итого       30 баллов
                   

Вопросы для проведения экзамена (1 семестр – заочная форма обучения, 2 семестр - очная форма обучения)

1. Понятие, предмет, система римского права. Ius honorarium и ius civile.

2. Роль римского права в истории права. Значение римского права для современной юридической практики. Рецепция римского права.

3. Периоды развития римского права.

4. Общая характеристика источников римского права.

5. Первый свод законов – Законы двенадцати таблиц: правовая характеристика и содержание.

6. Законы как источники права. Виды законов. Императорские конституции.

7. Эдикты магистратов.

8. Деятельность римских юристов как особый источник права в Риме.

9. Кодификация права при императоре Юстиниане. Составляющие части корпуса (Institutiones, Digesta, Codex, Novellae).

10. Право лиц как институт римского права. Правоспособность и дееспособность.

11. Классификация лиц в римском праве.

12. Римские граждане: их правовой статус, приобретение и прекращение гражданства.

13. Латины и перегрины.

14. Колонат. Установление этого института и его роль в истории. Специфика имущественного положения колона.

15. Правовое положение вольноотпущенников. Взаимоотношения патрона и клиента.

16. Институты опеки (tutela) и попечительства (cura).

17. Институт представительства.

18. «Юридические лица» в римском праве.

19. Понятие вещи (res). Классификация вещей.

20. Система вещных прав, их соотношение.

21. Владение (possessio): понятие и виды, установление и прекращение, защита владения.

22. Содержание права собственности, виды собственности.

23. Способы приобретения и прекращения права собственности.

24. Формы защиты права собственности.

25. Сервитут в римском праве.

26. Суперфиций и эмфитевзис.

27. Залоговое право.

28. Понятие, признаки и система обязательств.

29. Основания прекращение обязательств.

30. Понятие и виды договоров.

31. Условия действительности договора. Воля и волеизъявление при заключении договора. Влияние обмана и насилия на действительность договора.

32. Условия договора. Условия и сроки как особые элементы договора.

33. Стороны договора. Замена лица в обязательстве.

34. Ответственность за неисполнение договора. Вина в римском праве. Ответственность за случай и форс-мажор.

35. Гарантии исполнения обязательств.

36. Договорные обязательства. Контракты и пакты.

37. Вербальные контракты. Стипуляция. Клятвенное обещание либерта. Публично данное обещание.

38. Специфика литеральных контрактов в римском праве.

39. Реальные контракты. Заем (mutuum) и ссуда (commodatum).

40. Поклажа (depositum).

41. Консенсуальные контракты. Товарищество (societas).

42. Договор купли-продажи (emptio-venditio).

43. Наем (locatio-conductio).

44. Поручение (mandatum).

45. Безымянные контракты. Мена. Комиссия.

46. Пакты в римском праве.

47. Обязательства, возникающие из квазиконтрактов.

48. Обязательства, возникающие из деликтов.

49. Обязательства, возникающие из квазиделиктов.

50. Система способов защиты прав. Их основное содержание.

51. Этапы процесса посредством законных исков (lege agere).

52. Процесс посредством формул(per formulas agere).

53. Экстраординарный и постклассический процессы.

54. Понятие иска. Система исков в римском праве.

55. Особые средства преторской защиты.

56. Римская семья. Эволюция семейных отношений.

57. Виды родства (adgnatio, cognatio). Степени родства. Отношения между родственниками.

58. Власть домовладыки. Статус подвластных лиц. Имущественное положение подвластных лиц.

59. Усыновление.

60. Брак: условия вступления, заключение и прекращение брака.

61. Формы брака: браки cum manu и sine manu. Конкубинат.

62. Приданое.

63. Правовое регулирование личных и имущественных отношений между супругами в браке и при его расторжении.

64. Основные понятия и положения наследственного права. Наследственная масса(hereditas). Универсальное и сингулярное преемство.

65. Порядок наследования.

66. Наследование по завещанию.

67. Наследование по закону.

68. Наследование по законам двенадцати таблиц. Смысл и особенности наследования по преторскому праву (bonorum possessio).

69. Наследование по законам Юстиниана.

70. Отказы по завещанию (legata), дарение (donatio) и фидеикомиссы.

Типовые контрольные задания

Примерные тестовые задания к контрольной работе №1

1. Римский юрист Ульпиан поводил pазгpаничение Римского права на право публичное (1) и частное (2). Укажите на хаpактеpистики, которые относятся в первому или второму:

a) Это пpаво, котоpое «ad statum rei Romanae spectat»- ( );

b) Это пpаво, котоpое «ad singulorum utilitatem» - ( ).

2. Что означает выpажение «Ius publicum privatorum pactis mutari

non potest»:

a) Право публичное не есть результат соглашения отдельных лиц.

b) Публичное право не может нарушать интересов частных лиц.

c) Нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц.

3. Выделите институты частного права:

a) Persona;

b) Sacra;

c) Actiones;

d) Res;

e) Magistratus.

4. Пандектная система расположения правовых норм:

а) pазpаботана в Древнем Риме юристом Гаем,

b) pазpаботана глоссаторами в ХII веке,

c) pазpаботана немецкими юристами в ХVI веке.

5. Выделите направления деятельности школы глоссаторов:

a) Стремились привести pимско-пpавовые положения в соответствие с нормами канонического права и социальной действительностью;

b) Разбирали Юстиниановские кодификации и снабжали их пояснительными замечаниями;

c) Сопоставляли паpаллельные места, отмечали пpотивоpечия и пытались пpимиpить их;

d) Комментиpовали глоссы;

e) Пpоводили ноpмы pимского пpава в жизнь, потесняя постепенно нормы паpтикуляpного пpава.

6. Какое воздействие оказало pимское частное пpаво на теоpию пpава:

a) Опpеделило дальнейшее pазвитие всей науки пpава;

b) Не оказало никакого влияния в силу своей исключительно пpактической значимости;

c) Явилось основой, на котоpой заpодилась общая теоpия буpжуазного гpажданского пpава;

d) Оказало влияние исключительно на фоpмиpование и pазвитие догматики в немецкой пpавовой науке.

7. Законы ХII таблиц это:

a) систематизация законов, пpинятых наpодным собpанием,

b) систематизиpованная запись обычаев пpедков (mores),

c) систематизиpованная запись обычаев (mores) и некотоpых законов, выступающих источником всего публичного и частного пpава,

d) систематизация законов, пpинятых собpанием плебеев.

8. Эдикт как источник pимского пpава является pезультатом правотворческой деятельности:

a) пpетоpа пеpегpинов,

b) начальника центурионов,

c) курульного эдила,

d) гоpодского пpетоpа.

9. Цицеpон хаpактеpизовал эдикт как «Lex annua», т.е.:

a) закон, отменяющий или изменяющий цивильный закон,

b) закон на год,

c) закон из сказанных слов.

10. C точки зpения особенностей стpуктуpы источников, юpидической техники, шиpоты pегулиpуемых отношений Римское пpаво подразделялось на:

a) ius civile,

b) ius quiritium

c) ius gentium,

d) ius honorarium.

Примерные тестовые задания к контрольной работе №2

1. Под термином «res» римские юристы понимали:

a) вещи только материальные;

b) вещи материальные и нематериальные.

2. К какой категории вещей – 1) телесных, 2) бестелесных – относились следующие вещи:

a) раб Стих,

b) золотое ожерелье,

c) право Аврелия на принятие наследства после смерти своего отца,

d) земельный участок,

e) требование Тиберия к продавцу о передаче купленной им серебряной вазы.

3. Вещи, определяемые родовыми признаками,– это:

1) вещи, принадлежащие роду (семье),

2) вещи, определяемые мерой,

3) вещи, определяемые весом, числом или мерой,

4) вещи, аналогичные тем, что у вас уже есть.

32. К какой категории вещей – 1) индивидуально определенных или 2) родовых – относились следующие вещи:

a) виноград,

b) виноград, купленный Гортензией,

c) скульптура римского магистрата Аквилия Галла,

d) сумма денег в 10 систерциев,

e) амфора с вином, взятая взаймы у соседа.

4. К какой категории вещей – 1) потребляемых или 2) непотребляемых – относились следующие вещи:

a) одежда,

b) рабы,

c) деньги,

d) украшения,

e) зерно.

5. К какой категории вещей – 1) делимых или 2) неделимых – относятся следующие вещи:

a) корова, полученная по наследству Тиберием и Марком,

b) корова, купленная Тиберием и Марком на мясо,

c) раб Стих,

d) земельный участок.

6. К какой категории вещей – 1) простых или 2) сложных – относились:

a) раб,

b) дом,

c) труппа актеров,

d) стадо овец.

7. К какой категории вещей – 1) fructus naturales или 2) fructus civiles –тотносились следующие вещи:

a) приплод от рабочего скота,

b) проценты по кредиту,

c) урожай винограда,

d) плата за аренду земельного участка виде денег и части урожая.

8. К вещным правам относятся:

a) право собственности

b) право прохода через участок соседа,

c) владение хранителя,

d) право застройщика на строение, возведенное на чужой (арендованной) земле,

e) право арендатора на арендованное имущество (хозяйственный инвентарь),

f) ручной заклад,

g) право лица на денежные средства, полученные в заем,

h) право проживания лица в чужом доме в силу завещания.

9. Какие из перечисленных случаев обладания вещью являются владением:

a) обладание нанимателя,

b) пользование вещью, полученной до востребования (прекарий),

c) пользование вещью ссудополучателем,

d) пользование земельным участком в силу эмфитевзиса,

e) обладание залогодержателя,

f) обладание секвестора (хранителя) до рассмотрения спора о праве собственности на вещь судом.

10. Собственность в римском частном праве имела наименования:

a) detentio,

b) dominium,

c) possessio,

d) proprietas,

e) usus.

Технологическая карта

по дисциплине «Римское право», 2 семестр

для студентов 1 курса направления «Юриспруденция»

Максимальное количество баллов по дисциплине – 100:

30 баллов – активное участие в семинарских занятиях;

30 баллов – выполнение контрольных работ;

40 баллов – самостоятельная работа студента.

Контрольные работы

Всего в течение семестра выполняется 2 контрольные работы в форме компьютерного тестирования.

Контрольная работа №1 – Источники римского права. Защита прав. Лица. Брачное и семейное право. Проверяемые компетенции: ПК- 2.

Контрольная работа №2 – Вещное право. Обязательственное право. Отдельные виды обязательств. Наследственное право. Проверяемые компетенции: ПК- 2.

Каждая контрольная работа оценивается в 15 баллов.

Самостоятельная работа

В качестве самостоятельной работы студенту необходимо самостоятельное изучить темы «Брак и семья» и «Наследственное право». По данным темам студент должен представить развернутый план-конспект, словарь специальных латинских терминов по теме объемом не менее 20 слов или словосочетаний, решить казусы. Тема «Брак и семья» должна быть предоставлена до контрольной работы №1, тема «Наследственное право» - до контрольной работы №2. После проведения соответствующей контрольной работы самостоятельные работы к рассмотрению не принимаются и не оцениваются.

При составлении конспекта не следует дословно переписывать параграфы из учебника, в частности, изречения на латинском языке или примеры из судебной практики, а включать в конспект лишь наиболее важную и содержательную информацию. Темы для самостоятельного изучения оцениваются по 20 баллов каждая.

Проведение консультаций по самостоятельной работе согласно графику кафедры гражданского права и процесса.

Критерии и шкала оценивания компетенций при выполнении самостоятельной работы (разработка плана-конспекта)

Критерии оценивания Шкала оценивания Формируемые компетенции
Обучающийся правильно определяет рассматриваемые понятия, приводя соответствующие примеры; демонстрирует глубокие знания теоретического материала и самостоятельность выполнения работы; использует различные методы познания, приводит альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, делает аргументированные выводы, использует большое количество различных источников информации. Изложение материала ясное и четкое, логически выстроено, приводятся различные точки зрения и их личную оценку. Изложение соответствует жанру проблемной научной статьи. Использует иллюстрационный метод – презентации. Показывает освоение всех компетенций дисциплины. 5 баллов ПК- 2
Обучающийся правильно определяет рассматриваемые понятия, приводя соответствующие примеры; демонстрирует знание теоретического материала и самостоятельность выполнения работы; использует различные методы познания, приводит альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, делает аргументированные выводы. Изложение материала ясное и четкое, логически выстроенное. Показывает освоение компетенций. 4 балла ПК- 2
Обучающийся определяет рассматриваемые понятия; демонстрирует знание теоретического материала; изложение материала ясное и четкое, логически выстроенное. Демонстрирует частичное владение компетенциями дисциплины 3 балла ПК- 2
Обучающийся представил работу, в которой допустил существенные ошибки; не использует различные методы познания, не приводит альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, не делает аргументированных выводов; демонстрирует частичное владение компетенциями дисциплины. 1-2 балл ПК- 2
Работа не выполнена/не сдана 0 баллов __

Критерии и шкала оценивания компетенций при выполнении самостоятельной работы (проверка усвоения терминов)

Критерии оценивания Шкала оценивания Проверяемые компетенции
Обучающийся глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает; 100% - 91% заданий выполнены правильно   ПК- 2
Обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос; 90% - 81% заданий выполнены правильно ПК- 2
Обучающийся имеет знания только по основному материалу, но не усвоил его детально, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении материала; 80% - 71% заданий выполнено правильно ПК- 2
Обучающийся имеет знания только по основному материалу, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки; 70% - 61% заданий выполнено правильно ПК- 2
Обучающийся имеет знания только по некоторым вопросам, допускает неточности; 60% - 51% заданий выполнено правильно ПК- 2
Обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, не демонстрирует необходимых знаний, умений и навыков; менее 50% заданий выполнено правильно   ПК- 2

Критерии и шкала оценивания компетенций при выполнении самостоятельной работы (решение казусов)

Критерии оценивания Шкала оценивания Проверяемые компетенции
Обучающийся знает программный материал, грамотно применяет его при решении казусов, не допускает неточностей, обосновывает решение; за каждый правильно решённый казус До 10 баллов (за каждый правильно решённый казус – 2 балла) ПК- 2

Промежуточная аттестация

Преподаватель, путем суммирования баллов, подводит итог работы студентов за определенный период и отражает результаты в сводной ведомости. Промежуточный контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется в форме экзамена.

Студент может быть аттестован без участия в процедуре экзамена по итогам текущего контроля, если он набирает соответствующее количество баллов:

100 – 90 баллов – «отлично»;

89 – 76 баллов – «хорошо»;

60 – 75 баллов – «удовлетворительно».

Студенты, набравшие от 25 до 59 баллов, а так же студенты не согласные с оценкой по итогам текущего контроля, сдают экзамен на общих основаниях.

Если студент по итогам текущей успеваемости набирает менее 25 баллов, то он автоматически получает оценку «неудовлетворительно». Его аттестация будет осуществляться по графику ликвидации задолженностей. До этого момента он обязан предоставить всю самостоятельную работу.

7 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

Основная литература:

1. Дождев Д.В. Римское частное право : учебник для вузов / Д.В. Дождев ; под общ. ред. В.С. Нерсесянца .— 2-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2004 .— 784 с. – МО РФ.

2. Дождев Д.В. Римское частное право : учебник для вузов / Д.В. Дождев ; под общ. ред. В.С. Нерсесянца .— 2-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2005 .— 784 с.

3. Кудинов О.А. Римское право : учебное пособие / О.А. Кудинов. - 4-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 240 с. : схем. - ISBN 978-5-394-00872-6; То же [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450753 (01.03.2017).

4. Кудинов О.А. Введение в римское право : учебное пособие / О.А. Кудинов. - 3-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 219 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-01838-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453277 (01.03.2017).

5. Римское частное право: учебник/ Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. - М.: Юрайт, 2011. - 607 с. - (Основы наук).

6. Строгецкий, В.М. Римское право : учебное пособие / В.М. Строгецкий. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 441 с. : ил. - Библиогр.: с. 420-422. - ISBN 978-5-4475-3788-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274096 (01.03.2017).

Дополнительная лтиература:

1. Гетьман-Павлова И.В. Практикум по римскому частному праву: учеб. пособие/ И.В. Гетьман-Павлова. - М.: Юрид. лит., 2004. - 352 с. - ISBN 5

Наши рекомендации