Уголовное право (Особенная часть)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина: УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
   
Кафедра: Уголовного права и криминологии ____(УПиК-гии)____ (аббревиатура)
   

Направление бакалавриата: ______030900 Юриспруденция ______

(код специальности (направления), полное наименование)

Дата введения в учебный процесс: «_01_» _сентября_ 2013_ г.

Программа пересмотрела (актуализирована) на заседании кафедры:

протокол №_1_от_02_ сентября_2016_г.

Сведения о разработчиках:

ФИО Аббревиатура кафедры Ученая степень, звание
Медведев Евгений Валентинович УПиК-гии к.ю.н., доцент
     
  Заведующий кафедрой
    Буранов Г.К. /_____________/ (ФИО) (Подпись) «______»__________ 2016 г.  

Оглавление

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. 3

1.1. Цели. 4

1.2. Задачи. 5

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ. 6

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 6

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 7

4. ПРОГРАММА КУРСА.. 10

Тема 1. Понятие и система Особенной части уголовного права. Квассификация преступлений. 10

Раздел "Преступления против личности"

Тема 2. Преступления против жизни и здоровья личности. 12

Тема 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности. 13

Тема 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. 14

Тема 5. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. 15

Тема 6. Преступления против семьи и несовершеннолетних. 16

Раздел "Преступления в сфере экономики"

Тема 7. Преступления против собственности. 17

Тема 8. Преступления в сфере экономической деятельности. 18

Тема 9. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. 20

Раздел "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка"

Тема 10. Преступления против общественной безопасности. 21

Тема 11. Преступления против общественного порядка. 23

Тема 12. Преступления против здоровья населения. 24

Тема 13. Преступления против общественной нравственности.. 26

Тема 14. Экологические преступления. 26

Тема 15. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. 27

Тема 16. Преступления в сфере компьютерной информации. 29

Раздел "Преступления против государственной власти"

Тема 17. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства 30

Тема 18. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. 31

Тема 19. Преступления против правосудия. 33

Тема 20. Преступления против порядка управления. 35

Раздел "Воинские преступления"

Тема 21. Преступления против военной службы. 37

Раздел "Преступления против мира и безопасности человечества"

Тема 22. Преступления против мира и безопасности человечества. 39

5. Самостоятельная работа ………………………………………………………...40

5.1. Организации внеаудиторной работы студентов (слушателей)

5.2. Методические указания к изучению тем для студентов (слушателей)…………….40

5.3. Тематика рефератов и докладов………………………………………………………52

6. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.. 53

6.1. Планы семинарских (практических) занятий………………………………………..

6.2. Методика проведения занятий в активной и интерактивной формах………………60

6.3. Методические указания по проведению семинарских занятий для

преподавателей…………………………………………………………………………………62

7. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………...75

7.1. Технология оценки уровней освоения компетенций в ходе изучения дисциплины.75

7.2. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины и критерии оценки

уровней сформированности компетенций……………………………………………………76

7.3. Оценка знаний, умений и навыков на практических занятиях………………………99

7.4. Тестирование………………………………………………………………………..….101

7.5. Решение практических задач……………………………………………………….....100

8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.. 99

8.1. Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к зачетам и экзаменам……………………………………………………………………………………………...99

8.2. Тестовые задания………………………………………………………………………65

9. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ВКР И КУРСОВЫХ РАБОТ………….72

9.1. Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ…………………72

9.2. Примерный перечень тем курсовых работ………………………………………….73

10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 76

10.1. Рекомендуемый перечень нормативно-правовых актов и литературы... 76

10.2. Рекомендуемые дополнительные источники……………………………………......78

10.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…….….79

Приложение 1. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ………..153

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Учебная дисциплина «Уголовное право. Особенная Часть» принадлежит к числу фундаментальных и профилирующих юридических дисциплин. Знание уголовного законодательства и правил его применения является необходимым условием подготовки профессионально грамотного юриста.

Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи студентам в усвоении положений Особенной части уголовного права и выработке навыков практического применения норм УК РФ об ответственности за конкретные преступления. В его основу положены требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студентов по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 04 мая 2010 г. № 464.

Предметом изучения данного учебного курса являются доктринальные положения уголов­ного права, нормы Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, правоприменительная практика, история развития отечественного уголовного права и уголовное законодательство зарубежных государств.

Уголовное право выступает центральным звеном системы знаний криминального цикла. Как отрасль права оно основывается на базовых положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права. Наука уголовного права базируется на общих положениях теории права. Уголовное право направлено на охрану позитивных общественных отношений, урегулированных самыми различными отраслями права, и в этом плане находится в тесной взаимосвязи с гражданским, семейным, трудовым, административным, экологическим законодательством и т.д. Порядок применения (реализации) норм уголовного права как отрасли материального права урегулирован уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Уголовное право также тесно связано с криминологией, изучающей преступность как социальное явление, криминалистикой, изучающей технические, тактические и методические основы расследования преступлений, и другими отраслями наук.

Цели

Целями учебной дисциплины являются:

· формирование прочной системы теоретических знаний и практических навыков в области применения уголовно-правовых запретов;

· развитие у обучающихся профессиональной активности, системного и творческого юридического мышления; привитие навыков и умений анализа уголовно-правовых норм, квалификации преступлений; решения теоретико-прикладных задач, в том числе связанных с выбором и применением мер уголовно-правового воздействия к лицам, совершившим преступление.

Задачи

Основными задачами учебной дисциплины «Уголовное право» являются:

· усвоение студентами основных направлений уголовной политики Российской Федерации, роли средств уголовного права в деле борьбы с преступностью, их возможностей и пределов использования;

· формирование у обучаемых системных знаний о структуре, принципах построения и порядке применения норм Особенной части УК РФ; о взаимосвязи их с нормами и институтами Общей части УК РФ;

· создание четкого представления о социально-политическом и юридическом значении, структуре и содержании конкретных уголовно-правовых запретов и особенностях их применения;

· выработка навыков правильной уголовно-правовой оценки юридических фактов, установления в деянии наличия или отсутствия признаков преступления, обстоятельств, смягчающих или отягчающих их наказание, а также иных обстоятельств, имеющих уголовно-правовое значение;

· воспитание у студентов уважительного отношения к закону, правам, свободам и интересам других граждан, общества и государства.

1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата

Дисциплина «Уголовное право. Особенная Часть» относится к числу базовых обязательных дисциплин (Б3.ДВ5 учебного плана, основанного на ФГОС по направлению подготовки 030900 – Юриспруденция) и имеет теоретико-практическую направленность.

Дисциплина базируется на знаниях, навыках и умениях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Уголовное право. Общая Часть». Ко времени изучения дисциплины «Уголовное право. Особенная Часть» студент должен знать, освоить, понимать и уметь применять принципы права и его отраслей, общие положения правообразования, правореализации и правовой ответственности, обеспечения конституционных и иных прав человека и гражданина, квалификации и разграничения правонарушений, применения мер государственно-правового принуждения.

Освоение уголовного права необходимо для последующего успешного освоения уголовно-исполнительного права, криминологии, криминалистики и иных дисциплин уголовно-правовой специализации.

Дисциплина «Уголовное право» используется при формировании соответствующей части содержания государственной итоговой аттестации. Её освоение необходимо в целях успешной подготовки к государственному экзамену по уголовному праву и выполнения выпускной квалификационной работы (в случае выбора ее темы в сфере пенологии). Освоение дисциплины также обеспечивает подготовку к выполнения заданий производственной практики (закрепления, усвоения и апробации на практике полученных знаний, приобретения умений грамотно применять правила законодательства, сбора, анализа, подготовки материалов для выпускной квалификационной работы и др.).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Уголовное право. Особенная Часть» направлен на формирование следующих компетенций:

Компетентностная карта дисциплины

Индекс по ФГОС ВПО Содержание компетенции
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-4 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону
ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-9 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПК-4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
ПК-8 готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства
ПК-12 способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению
ПК-15 способен толковать различные правовые акты
ПК-16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

В результате изучения дисциплины «Уголовное право» студенты должны

иметь представление:

· об основных чертах российской уголовно-правовой доктрины;

· о системе Особенной части уголовного права России, принципах ее построения, структуре и содержании;

· об особенностях конструирования норм Особенной части УК РФ;

· о правилах квалификации преступлений;

· о наиболее значимых уголовно-правовых запретах в УК РФ и особенностях их применения;

· о соответствующих положениях зарубежного уголовного законодательства.

знать:

· историю формирования уголовно-правовых запретов;

· нормы действующего Уголовного кодекса Российской Федерации;

· основные теоретические разработки по темам курса;

· постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащие разъяснения положений уголовного закона и особенностей его применения, а также опубликованную судебную практику по конкретным уголовным делам.

· международные нормативные акты, регулирующие вопросы борьбы с преступностью средствами уголовного права.

уметь:

· свободно ориентироваться в уголовном законодательстве, и правовых актах, которые имеют значение для уяснения смысла и содержания уголовно-правовых норм;

· юридически грамотно анализировать информацию о совершенном общественно опасном деянии;

· правильно квалифицировать факты и обстоятельства, имеющие уголовно-правовое значение;

· принимать самостоятельные решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

· вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.

владеть, иметь опыт:

· сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

· толкования юридических норм в соответствии с их точным смыслом;

· систематизации примеров и материалов судебной и административной практики;

· обоснования и принятия в пределах должностных обязанностей решений, а также совершения действий, связанных с реализацией правовых норм;

· составления соответствующих юридических документов;

· обеспечения реализации актов применения права;

· обеспечения законности и правопорядка, осуществления правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

Изучение учебной и иной специальной литературы по уголовному праву должно проходить параллельно с изучением уголовного закона и на его основе. В ходе изучения уголовного права необходимо пользоваться материалами судебной практики и в первую очередь постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в которых содержатся разъяснения по вопросам применения уголовного закона.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

ПРОГРАММА КУРСА

Понятие, общая характеристика и виды преступлений против порядка управления. Порядок управления как объект уголовно-правовой охраны. Понятие и виды управленческой деятельности. Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты ее осуществления.

Преступления, посягающие на законную деятельность представителей власти и лиц, осуществляющих управленческие функции. Посягатель­ство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Понятие сотрудника правоохранительных органов. Иные лица, осуществляющие деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, их близкие. Особенности законодательной конструкции данного преступления, отличие его от убийства лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности, а также от иных посягательств на жизнь.

Применение насилия в отношении представителя власти. Понятие представителя власти. Признаки насилия, применяемого в отношении него. Содержание угрозы применения насилия к представителю власти. Отличие этого преступления от похожих преступлений против личности. Оскорбление представителя власти. Публичность как обязательный признак данного вида оскорбления, соотно­шение его с преступлениями против чести и достоинства личности, хулиганством.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. Его цели. Лица, ответственные за разглашения такого рода информации.

Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Понятие и виды учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, признаки дезорганизации их деятельности. Мотивы и цели данного преступления.

Преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации и присвоения государственных наград. Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград. Понятие и виды официальных документов. Перечень государственных наград. Объективные и субъективные признаки их незаконного приобретения или сбыта.

Похищение или повреждение документов, штампов, печатей, либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия. Особенности предмета данного посягательства. Соотношение понятий «похищение» и «хищение». Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей. Цели этого преступления. Похищение паспорта гражданина или иных важных личных документов. Похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок. Отличие их от преступлений против собственности.

Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства. Понятие идентификационного номера транспортного средства, юридическое значение нумерации кузова, шасси, двигателя и т.д. Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства.

Подделка государственного регистрационного знака транспортного средства. Цели этих деяний. Сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком либо сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером.

Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государствен­ных наград, штампов, печатей, бланков. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков. Использование заведомо подложного документа. Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование. Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий.

Преступления, посягающие на порядок призыва на военную и альтер­нативную гражданскую службу. Уклонение от прохождения военной и аль­тернативной гражданской службы. Понятие воинской обязанности и военной службы. Порядок и условия призыва к ней. Основания освобождения от военной службы. Альтернативная гражданская служ­ба, порядок и условия поступления на нее. Объективные и субъективные признаки уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.

Преступления, посягающие на неприкосновенность государственной символики и государственной границы. Надругательство над Государственным гербом или Государственным фла­гом Российской Федерации. Понятие, социальная сущность и признаки надругательства над государственной символикой. Отграничение этого преступления от хулиганства, вандализма и иных смежных посягательств.

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федера­ции. Территориальное пространство РФ и его пределы. Понятие государственной границы Российской Федерации. Порядок въезда в Россию и выезда за ее пределы, документы необходимые для пересечения государственной границы. Объективные и субъективные признаки незаконного перемещения людей через государственную границу РФ. Изъятия, предусмотренные в УК для лиц, просящих политическое убежище. Организация незаконной миграции. Понятие и признаки организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконного пребывания их в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента. Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации. Понятие изъятия, перемещения или уничтожения пограничных знаков. Цель этих действий как обязательный признак состава преступления.

Преступления, посягающие на порядок реализации гражданами своих прав. Самоуправство, его социально-правовая сущность. Понятие и признаки самоуправства. Лица, ответственные за его совершение.

Процесс изучения темы №20 направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-7, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, в результате чего студент должен:

знать понятие преступлений против порядка управления; содержание категории «порядок управления» как объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступлений; виды преступлений против порядка управления; содержание конкретных составов преступлений данной группы; правила квалификации названных деяний;

уметь правильно интерпретировать содержание уголовно-правовых норм об ответственности за преступления против порядка управления; характеризовать составы названных преступлений по структуре, по конструкции объективной стороны, по степени общественной опасности, по элементам и признакам составов преступлений; отличать их от смежных преступных посягательств; правильно квалифицировать данные преступления;

владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками выявления теоретических и практических проблем применения уголовно-правовых норм об ответственности за преступления против порядка управления; навыками правильной квалификации рассматриваемых преступных посягательств, отграничения этих деяний от смежных преступлений.

Самостоятельная работа

5.1. Организация внеаудиторной работы студентов (слушателей)

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

• углубление и расширение теоретических знаний;

• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

• развитие познавательных способностей, активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

• развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

К видам самостоятельной работы студентов относятся:

· конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

· подготовка к участию в семинарах, дискуссиях, деловых играх;

· работа с законодательством;

· поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

· решение задач и упражнений;

· работа с тестами и вопросами для самопроверки.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:

· библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;

· компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;

· аудитории (классы) для консультационной деятельности;

· учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные методические материалы.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Результаты самостоятельной работы должны быть оформлены в виде презентации. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Планы практических занятий

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Технология оценки уровней освоения компетенций в ходе изучения дисциплины

Текущий контроль знаний, умений и навыков студентов по дисциплине, предусмотренный планом практических занятий, осуществляется на всех аудиторных практических занятиях, независимо от проведения оценочных процедур. По завершению изучения курса «Уголовное право. Особенная часть» проводится итоговая проверка сформированности компетенций. Уровень освоения студентами (слушателями) компетенций в ходе изучения дисциплины оценивается по двухуровневой или многоуровневой шкале, которым соответствуют значения: «зачтено» или «незачтено», либо «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» соответственно.

В первом случае для выставления оценки «зачтено» необходимо, чтобы ответ экзаменуемого соответствовал пороговому (базовому) уровню сформированности компетенций. Во втором случае оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» должны соответствовать пороговому (базовому), повышенному и продвинутому уровням сформированности компетенций.

7.2. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины и критерии оценки уровней сформированности компетенций

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций     Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями). В результате изучения темы студент должен:   Уровни сформированности компетенции
Тема 1. Понятие и система особенной части уголовного права. Кквалификация преступлений. ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-6. – знать понятие категорий «система» и «система Особенной части уголовного права»; соотношение системы права и системы законодательства, в том числе – системы Уголовного кодекса РФ, структуру, виды и основные закономерности систем; расположение разделов и глав Особенной части УК; понятие, сущность и значение квалификации преступлений; виды и правила квалификации преступлений; – уметь отграничивать систему от смежных явлений, выявлять правовые связи между элементами системы; сравнивать систему права и систему законодательства, а также систему уголовного права и систему науки уголовного права; применять методы системного исследования; правильно определять местоположение норм в Особенной части УК и место преступлений в системе Особенной части УК, правильно квалифицировать преступные посягательства; – владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками системного исследования уголовно-правовых явлений, навыками выявления проблем при исследовании уголовно-правовых систем; навыками правильной квалификации преступных посягательств, отграничения смежных деяний между собой.   Пороговый (базовый) - способен: дать определение особенной части уголовного права и Особенной части УК, разъяснить их значение; сформулировать и разъяснить основные положения о квалификации преступлений (понятие квалификации как деятельности и как ее результата, закрепление квалификации в актах применения права, основные правила квалификации преступлений по объективным и субъективным признакам, основные правила квалификации при множественности преступлений и при конкуренции норм); применять эти правила на практике, юридически грамотно мотивируя свою позицию. Повышенный – способен обосновать правоту своей позиции в споре с оппонентами по ключевым вопросам формирования системы Особенной части Уголовного права и Особенной части Уголовного кодекса; разъяснить принципы построения норм Особенной части Уголовного кодекса, их основные особенности и отличие от норм Общей части Уголовного кодекса и норм иных отраслей законодательства; воспроизвести и применить на практике правила квалификации преступлений при коллизии уголовно-правовых норм, при неоконченном преступлении и в других спорных ситуациях, связанных с расширительным толкованием норм УК и использованием оценочных признаков для описания состава преступления. Продвинутый – способен оперировать точками зрений ученых и специалистов при изложении теории построения системы Особенной части УК, а также в процессе квалификации конкретных преступных посягательств; давать доктринальное толкование нормам УК и применять положения постановлений Пленума Верховного Суда, разъясняющих порядок квалификации преступлений при тех или иных обстоятельствах; ориентироваться в сложных, спорных случаях квалификации деяний, предполагающих несколько возможных вариантов оценки состава преступления.
Тема 2. Преступления против жизни и здоровья человека   ОК-1, ОК-3, ОК-7, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 знать понятие преступлений против жизни и здоровья; содержание категорий «жизнь» и «здоровье» как объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступлений; виды преступлений, посягающих на жизнь и здоровье; содержание конкретных составов преступлений, посягающих на жизнь и здоровье; правила квалификации названных преступлений; – уметь правильно интерпретировать содержание уголовно-правовых норм об ответственности за преступления против жизни здоровья; характеризовать составы названных преступлений по структуре, по конструкции объективной стороны, по степени общественной опасности, по элементам и признакам составов преступлений; отличать их от смежных преступных посягательств; правильно квалифицировать данные преступные посягательства; – владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками выявления теоретических и практических проблем применения уголовно-правовых норм об ответственности за преступления против жизни и здоровья; навыками правильной квалификации рассматриваемых преступных посягательств, отграничения этих деяний от смежных посягательств.   Пороговый (базовый) – способен: назвать и разъяснить признаки основных составов преступлений данной группы, отграничить эти преступления от других смежных преступлений; разъяснить квалифицирующие признаки этих преступлений; правильно квалифицировать эти преступления и проверять правильность их квалификации; юридически грамотно мотивировать свою позицию по вопросам квалификации этих преступлений; самостоятельно находить необходимую правовую информацию, отслеживать изменения законодательства и практики его применения по официальным и иным источникам, осознавать объективную потребность в этом для юриста. Повышенный – способен свободно оперировать не только позитивным материалом, изложенным в основных учебниках по дисциплине «Уголовное право. Особенная часть» и комментариях к УК, но ключевыми доктринальными положениями по данной тематике, выдвинутыми в научной литературе; использовать положения, сложившиеся в судебной практике и закрепленные в постановлениях Пленума Верховного суда РФ при квалификации конкретных преступлений; свободно ориентироваться в законодательстве, на которое ссылаются нормы УК, имеющие бланкетный характер. Продвинутый – способен изложить системной видение проблемы уголовной ответственности за преступления рассматриваемой группы; раскрыть их социальную значимость и юридическую природу; определить критерии их криминализации и пенализации; раскрыть сложные, спорные вопросы квалификации указанных преступных посягательств, недостатки их законодательного определения, теории и практики применения норм об ответственности за них; свободно ориентироваться в истории отечественного уголовного права и законодательства об ответственности за рассматриваемые преступления, а также в уголовном законодательстве зарубежных стран, регулирующих схожие феномены; способен делать собственные выводы и предложения по совершенствованию теории и практики применения соответствующих уголовно-правовых норм в процессе квалификации преступных посягательств.
Тема 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности ОК-1, ОК-3, ОК-7, ОК-9, ПК-2,

Наши рекомендации