Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Конституция РФ 1993 г. предусмотрела суд с участием присяжных за­седателей как постоянно действующий правовой институт (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123). В п. 6 Заключительных и переходных положений Кон­ституции РФ говорится о введении суда с участием присяжных заседате­лей (далее – суда присяжных) федеральным законом, который установит порядок рассмотрения дел этим судом.

Такой порядок был установлен Федеральным законом от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О су­доустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административ­ных правонарушениях»[1]. В постановлении Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. о порядке введения в действие этого Закона ска­зано, что по предложению нижеуказанных субъектов Федерации суд присяжных вводится: в Ставропольском крае, Ивановской, Москов­ской, Рязанской и Саратовской областях — с 1 ноября 1993 г., в Алтай­ском и Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях – с 1994 г.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” были установлены разные сроки введения суда с участием присяжных заседателей в раз­личных регионах России (с 1 июля 2002 г. по 1 января 2007 г.)[2]. Это не отменяло функционирование уже действующих судов присяжных, однако с 1 июля 2002 г., т. е. с момента вступления в действие ново­го УПК, они стали руководствоваться правилами, установленными этим Кодексом. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. № 241-ФЗ в Чеченской Республике суд присяжных был введен с 1 января 2010 г.

1.2 Особенности проведения предварительного слушания

Статья 325. Особенности проведения предварительного слушания

1. Предварительное слушание в суде с участием присяжных заседате­лей проводится в порядке, установленном главой 34 настоящего Кодекса, с учетом требований настоящей статьи.

2. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рас­сматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе.

3. Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголов­ное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном статьей 30 настоящего Кодекса.

4. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее двадцати, а также указано, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание. В последнем случае суд должен определить, в какой части будет закрыт судебное заседание.

5. Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяж­ных заседателей не принимается.

6. Копии постановления вручаются сторонам по их просьбе.

1. Право обвиняемого на проведение с его участием предварительно­го слушания должно быть разъяснено ему при окончании предваритель­ного расследования (ч. 5 ст. 217), если он ходатайствует о рассмотрении его дела судом присяжных.

2. Предварительное слушание обязательно для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседате­лей (п. 5 ч. 2 ст. 229), в том числе в случаях, когда обвиняемый не ходатай­ствует о проведении такого слушания.

3. Обвиняемый может не участвовать в предварительном слушании – это его право. При такой его позиции привод обвиняемого в суд недо­пустим.

4. Предварительное слушание проводится с соблюдением требований гл. 34 УПК, в которой имеется ссылка на гл. 33 «Общий порядок под­готовки к судебному заседанию». Требования этой главы соблюдаются и в случаях, когда обвиняемый в стадии предварительного расследования заявил ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных. На этом этапе судопроизводства судья единолично решает ряд вопросов, в том числе относящихся к производству в суде присяжных, а именно: об изме­нении подсудности уголовного дела, если согласно закону оно не может быть направлено в суд присяжных; об удовлетворении ходатайства обви­няемого о направлении его дела в суд присяжных (после предварительного - 10 слушания); об устранении доказательств, добытых с нарушением за­кона. Судья может назначить предварительное слушание по ходатайству хотя бы одной из сторон или по собственной инициативе при наличии оснований, указанных в ст. 229.

5. В ст. 234 указано, что предварительное слушание (в том числе но делам, подсудным суду присяжных) проводится также с соблюдением требований гл. 35 настоящего Кодекса «Общие условия судебного разби­рательства». Однако многие статьи гл. 35 к предварительному слушанию не имеют отношения (например, ст. 240 – непосредственность и устность, ст. 241 – гласность судопроизводства и др.).

6. Отказ в удовлетворении ходатайства об исключении недопустимых доказательств не лишает сторону права заявить такое ходатайство в суде присяжных.

7. Бремя опровержения ходатайства защиты о признании доказательств недопустимыми, возложенное на прокурора, предполагает возможность вы­зова и допроса обвиняемого, чьи права были нарушены, потерпевшего, сви­детелей. Эти лица дают показания, касающиеся только допустимости дока­зательств, и в дальнейшем могут быть вызваны в заседание суда присяжных для дачи показаний об обстоятельствах совершения преступления.

8. Отказ в удовлетворении ходатайства защиты о вызове свидетелей для установления алиби или невменяемости обвиняемого, заявленный в стадии предварительного слушания, не лишает ее права заявить та­кое же ходатайство в суде присяжных. Вопрос о том, знал ли защитник о наличии таких свидетелей на предварительном следствии, не является предметом исследования в суде с участием присяжных заседателей. Хода­тайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовно­му делу (ч. 1 ст. 120).

9. Если копия ходатайства об исключении доказательств не была вру­чена другой стороне вдень передачи его в суд, это не исключает заявления такого ходатайства в ходе разбирательства дела судом присяжных. Одна­ко для изучения ходатайства другой стороной и подготовки возражений на него судебное разбирательство может быть отложено.

10. Если будет установлено, что стороны или другие участники про­цесса сообщили присяжному заседателю о существовании доказатель­ства, признанного судьей недопустимым, то такой заседатель подлежит отводу. Закон не предусматривает применения санкций к лицу, сообщив­шему такие сведения, за исключением частного постановления в отно­шении прокурора или адвоката.

11. При рассмотрении дела судом присяжных судья вправе по хода­тайству стороны признать допустимым доказательство, признанное недо­пустимым на предварительном слушании (ст. 235), при условии, что по­явились новые данные, указывающие на ошибочность ранее принятого решения. При этом бремя доказывания лежит на прокуроре.

12. В соответствии со ст. 236-239 УПК судья принимает мотивиро­ванные постановления об изменении подсудности, в частности, в случае изменения прокурором обвинения; об исключении доказательств, добы­тых с нарушением закона, а также обосновывающих их материалов дела; о возвращении дела прокурору для устранения нарушений закона, допу­щенных на предварительном следствии; о приостановлении производ­ства по уголовному делу; о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

13. Когда обвиняемый или некоторые из обвиняемых возражают про­тив рассмотрения дела судом присяжных, следователь, прокурор или су­дья на предварительном слушании выделяют дело о них в отдельное про­изводство, если это не отразится на всесторонности, полноте и объектив­ности исследования и разрешения уголовного дела. Если же такое опасе­ние обосновано, дело рассматривается судом присяжных, когда хотя бы один из обвиняемых ходатайствует об этом.

Обвиняемый, не заявивший ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, должен быть своевременно уведомлен о заявлении тако­го ходатайства другим обвиняемым. В случаях, когда в суд присяжных передано дело в отношении некоторых обвиняемых, возражавших про­тив рассмотрения дела судом присяжных, им предоставляются все права, предусмотренные данным разделом УПК (п. 1 ч. 5 ст. 217). Еслиобвиняе­мый не заявил ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных, оно рассматривается единолично федеральным судьей или тремя про­фессиональными судьями.

14. В постановлении о назначении дела к слушанию должно быть определено лишь общее количество вызываемых присяжных (от 20 и бо­лее) без указания их фамилий.

15. Судья не всегда может решить вопрос, в какой части заседание бу­дет закрытым.

16. Дав согласие на рассмотрение дела судом присяжных, обвиняе­мый не может от него отказаться.

Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей

1. После назначения судебного заседания по распоряжению председа­тельствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи про­изводит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.

(Часть в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. № 154-ФЗ.)

2. Секретарь судебного заседания или помощник судьи проводит про­верку наличия предусмотренных федеральным законом обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рас­смотрении уголовного дела.

(Часть в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. № 154-ФЗ.)

3. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.

4. По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрений уголовного дела составляется предварительный списокс указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, ко­торыйподписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим данный список. В предварительный список кандида­товв присяжные заседатели не включаются лица, которые в силу уста­новленныхфедеральным законом обстоятельств не могут участвовать в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжных заседателей.

(Часть в ред. Федерального закона от 2 декабри 2004 г. № 154-ФЗ.)

5. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в список в томпорядке, в каком проходила случайная выборка.

6. Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.

7. От исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устно­му или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение кото­рых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

(Часть введена Федеральным законом от 2 декабря 2004 г. № 154-ФЗ.)

1. Общий и запасной списки присяжных заседателей составляются администрацией субъекта Федерации и органами местного самоуправ­ления по заявкам судов, учитывающих потребность в присяжных засе­дателях на основе списка избирателей методом случайной выборки. Эти списки направляются в суд субъекта Федерации.

2. При отборе присяжных заседателей для данного дела из хранящих­ся в суде общего и запасного списков могут быть применены самые раз­нообразные методы случайной выборки.

3. Закон не запрещает сторонам и судье присутствовать при отборе присяжных заседателей методом случайной выборки, которую проводит секретарь судебного заседания или помощник судьи.

4. Список отобранных кандидатов в присяжные сокращается путем исключения из неголиц, которые согласно закону не могут быть присяж­ными, и опять-таки методом случайной выборки пополняется новыми лицами, пока в списке не окажется указанное судьей число присяжных (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. № 154-ФЗ).

5. Секретарь судебного заседания и помощник судьи могут составить предварительный список кандидатов в присяжные заседатели при усло­вии, если они будут руководствоваться законодательством, запрещающим определенным лицам исполнять обязанности присяжного заседателя. Таких лиц они не включают в предварительный список, т. е. выполняют работу, которая в прошлом была доверена только судье (вред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. № 154-ФЗ).

Задача секретаря судебного заседания или помощника судьи состоит в том, чтобы выявить и не допустить к участию в судебном разбирательстве лиц, ошибочно включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели руководителями исполнительной власти субъектов Федерации, а также изменивших свой статус (например, призванных в армию, достигших преклонного возраста и т.д.). Тем самым существенно

облегчается отбор присяжных заседателей, когда судебное заседание будет от­крыто. Сначала секретарь судебного заседания (помощник судьи), а потом и судья проверяют, не подпадают ли явившиеся кандидаты в присяж­ные заседатели под основания отвода, указанные в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Кроме того, сначала секретарь судебного заседания (помощник судьи), а потом судья руководствуются ст. 326 УПК (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. «О внесении изменений в статью 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»), где указаны лица, которых судья может освободить от ис­полнения обязанностей присяжного заседателя (по их просьбе).

6. В приведенном в ст. 326 УПК перечне оснований возможного устра­нения кандидатов в присяжные заседатели от участия в деле сформули­рованы правомочия судьи, дополняющие основания отвода, указанные в ст. 7 Федерального закона от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседа­телях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (см. комментарий к ст. 328 УПК).

7. Предварительный список кандидатов в присяжные заседатели мо­жет существенно изменяться в ходе судебного разбирательства на этапе формирования окончательного списка присяжных заседателей.

Наши рекомендации