Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Конституция РФ 1993 г. предусмотрела суд с участием присяжных заседателей как постоянно действующий правовой институт (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123). В п. 6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ говорится о введении суда с участием присяжных заседателей (далее – суда присяжных) федеральным законом, который установит порядок рассмотрения дел этим судом.
Такой порядок был установлен Федеральным законом от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»[1]. В постановлении Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. о порядке введения в действие этого Закона сказано, что по предложению нижеуказанных субъектов Федерации суд присяжных вводится: в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях — с 1 ноября 1993 г., в Алтайском и Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях – с 1994 г.
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” были установлены разные сроки введения суда с участием присяжных заседателей в различных регионах России (с 1 июля 2002 г. по 1 января 2007 г.)[2]. Это не отменяло функционирование уже действующих судов присяжных, однако с 1 июля 2002 г., т. е. с момента вступления в действие нового УПК, они стали руководствоваться правилами, установленными этим Кодексом. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. № 241-ФЗ в Чеченской Республике суд присяжных был введен с 1 января 2010 г.
1.2 Особенности проведения предварительного слушания
Статья 325. Особенности проведения предварительного слушания
1. Предварительное слушание в суде с участием присяжных заседателей проводится в порядке, установленном главой 34 настоящего Кодекса, с учетом требований настоящей статьи.
2. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе.
3. Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном статьей 30 настоящего Кодекса.
4. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее двадцати, а также указано, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание. В последнем случае суд должен определить, в какой части будет закрыт судебное заседание.
5. Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.
6. Копии постановления вручаются сторонам по их просьбе.
1. Право обвиняемого на проведение с его участием предварительного слушания должно быть разъяснено ему при окончании предварительного расследования (ч. 5 ст. 217), если он ходатайствует о рассмотрении его дела судом присяжных.
2. Предварительное слушание обязательно для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (п. 5 ч. 2 ст. 229), в том числе в случаях, когда обвиняемый не ходатайствует о проведении такого слушания.
3. Обвиняемый может не участвовать в предварительном слушании – это его право. При такой его позиции привод обвиняемого в суд недопустим.
4. Предварительное слушание проводится с соблюдением требований гл. 34 УПК, в которой имеется ссылка на гл. 33 «Общий порядок подготовки к судебному заседанию». Требования этой главы соблюдаются и в случаях, когда обвиняемый в стадии предварительного расследования заявил ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных. На этом этапе судопроизводства судья единолично решает ряд вопросов, в том числе относящихся к производству в суде присяжных, а именно: об изменении подсудности уголовного дела, если согласно закону оно не может быть направлено в суд присяжных; об удовлетворении ходатайства обвиняемого о направлении его дела в суд присяжных (после предварительного - 10 слушания); об устранении доказательств, добытых с нарушением закона. Судья может назначить предварительное слушание по ходатайству хотя бы одной из сторон или по собственной инициативе при наличии оснований, указанных в ст. 229.
5. В ст. 234 указано, что предварительное слушание (в том числе но делам, подсудным суду присяжных) проводится также с соблюдением требований гл. 35 настоящего Кодекса «Общие условия судебного разбирательства». Однако многие статьи гл. 35 к предварительному слушанию не имеют отношения (например, ст. 240 – непосредственность и устность, ст. 241 – гласность судопроизводства и др.).
6. Отказ в удовлетворении ходатайства об исключении недопустимых доказательств не лишает сторону права заявить такое ходатайство в суде присяжных.
7. Бремя опровержения ходатайства защиты о признании доказательств недопустимыми, возложенное на прокурора, предполагает возможность вызова и допроса обвиняемого, чьи права были нарушены, потерпевшего, свидетелей. Эти лица дают показания, касающиеся только допустимости доказательств, и в дальнейшем могут быть вызваны в заседание суда присяжных для дачи показаний об обстоятельствах совершения преступления.
8. Отказ в удовлетворении ходатайства защиты о вызове свидетелей для установления алиби или невменяемости обвиняемого, заявленный в стадии предварительного слушания, не лишает ее права заявить такое же ходатайство в суде присяжных. Вопрос о том, знал ли защитник о наличии таких свидетелей на предварительном следствии, не является предметом исследования в суде с участием присяжных заседателей. Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу (ч. 1 ст. 120).
9. Если копия ходатайства об исключении доказательств не была вручена другой стороне вдень передачи его в суд, это не исключает заявления такого ходатайства в ходе разбирательства дела судом присяжных. Однако для изучения ходатайства другой стороной и подготовки возражений на него судебное разбирательство может быть отложено.
10. Если будет установлено, что стороны или другие участники процесса сообщили присяжному заседателю о существовании доказательства, признанного судьей недопустимым, то такой заседатель подлежит отводу. Закон не предусматривает применения санкций к лицу, сообщившему такие сведения, за исключением частного постановления в отношении прокурора или адвоката.
11. При рассмотрении дела судом присяжных судья вправе по ходатайству стороны признать допустимым доказательство, признанное недопустимым на предварительном слушании (ст. 235), при условии, что появились новые данные, указывающие на ошибочность ранее принятого решения. При этом бремя доказывания лежит на прокуроре.
12. В соответствии со ст. 236-239 УПК судья принимает мотивированные постановления об изменении подсудности, в частности, в случае изменения прокурором обвинения; об исключении доказательств, добытых с нарушением закона, а также обосновывающих их материалов дела; о возвращении дела прокурору для устранения нарушений закона, допущенных на предварительном следствии; о приостановлении производства по уголовному делу; о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
13. Когда обвиняемый или некоторые из обвиняемых возражают против рассмотрения дела судом присяжных, следователь, прокурор или судья на предварительном слушании выделяют дело о них в отдельное производство, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности исследования и разрешения уголовного дела. Если же такое опасение обосновано, дело рассматривается судом присяжных, когда хотя бы один из обвиняемых ходатайствует об этом.
Обвиняемый, не заявивший ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, должен быть своевременно уведомлен о заявлении такого ходатайства другим обвиняемым. В случаях, когда в суд присяжных передано дело в отношении некоторых обвиняемых, возражавших против рассмотрения дела судом присяжных, им предоставляются все права, предусмотренные данным разделом УПК (п. 1 ч. 5 ст. 217). Еслиобвиняемый не заявил ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных, оно рассматривается единолично федеральным судьей или тремя профессиональными судьями.
14. В постановлении о назначении дела к слушанию должно быть определено лишь общее количество вызываемых присяжных (от 20 и более) без указания их фамилий.
15. Судья не всегда может решить вопрос, в какой части заседание будет закрытым.
16. Дав согласие на рассмотрение дела судом присяжных, обвиняемый не может от него отказаться.
Статья 326. Составление предварительного списка присяжных заседателей
1. После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.
(Часть в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. № 154-ФЗ.)
2. Секретарь судебного заседания или помощник судьи проводит проверку наличия предусмотренных федеральным законом обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.
(Часть в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. № 154-ФЗ.)
3. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.
4. По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрений уголовного дела составляется предварительный списокс указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, которыйподписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим данный список. В предварительный список кандидатовв присяжные заседатели не включаются лица, которые в силу установленныхфедеральным законом обстоятельств не могут участвовать в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжных заседателей.
(Часть в ред. Федерального закона от 2 декабри 2004 г. № 154-ФЗ.)
5. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в список в томпорядке, в каком проходила случайная выборка.
6. Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.
7. От исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.
(Часть введена Федеральным законом от 2 декабря 2004 г. № 154-ФЗ.)
1. Общий и запасной списки присяжных заседателей составляются администрацией субъекта Федерации и органами местного самоуправления по заявкам судов, учитывающих потребность в присяжных заседателях на основе списка избирателей методом случайной выборки. Эти списки направляются в суд субъекта Федерации.
2. При отборе присяжных заседателей для данного дела из хранящихся в суде общего и запасного списков могут быть применены самые разнообразные методы случайной выборки.
3. Закон не запрещает сторонам и судье присутствовать при отборе присяжных заседателей методом случайной выборки, которую проводит секретарь судебного заседания или помощник судьи.
4. Список отобранных кандидатов в присяжные сокращается путем исключения из неголиц, которые согласно закону не могут быть присяжными, и опять-таки методом случайной выборки пополняется новыми лицами, пока в списке не окажется указанное судьей число присяжных (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. № 154-ФЗ).
5. Секретарь судебного заседания и помощник судьи могут составить предварительный список кандидатов в присяжные заседатели при условии, если они будут руководствоваться законодательством, запрещающим определенным лицам исполнять обязанности присяжного заседателя. Таких лиц они не включают в предварительный список, т. е. выполняют работу, которая в прошлом была доверена только судье (вред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. № 154-ФЗ).
Задача секретаря судебного заседания или помощника судьи состоит в том, чтобы выявить и не допустить к участию в судебном разбирательстве лиц, ошибочно включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели руководителями исполнительной власти субъектов Федерации, а также изменивших свой статус (например, призванных в армию, достигших преклонного возраста и т.д.). Тем самым существенно
облегчается отбор присяжных заседателей, когда судебное заседание будет открыто. Сначала секретарь судебного заседания (помощник судьи), а потом и судья проверяют, не подпадают ли явившиеся кандидаты в присяжные заседатели под основания отвода, указанные в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Кроме того, сначала секретарь судебного заседания (помощник судьи), а потом судья руководствуются ст. 326 УПК (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. «О внесении изменений в статью 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»), где указаны лица, которых судья может освободить от исполнения обязанностей присяжного заседателя (по их просьбе).
6. В приведенном в ст. 326 УПК перечне оснований возможного устранения кандидатов в присяжные заседатели от участия в деле сформулированы правомочия судьи, дополняющие основания отвода, указанные в ст. 7 Федерального закона от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (см. комментарий к ст. 328 УПК).
7. Предварительный список кандидатов в присяжные заседатели может существенно изменяться в ходе судебного разбирательства на этапе формирования окончательного списка присяжных заседателей.