Разработка учителя школы №48
Разработка учителя школы №48
Г. Казани Аминова А.М.
В игре участвуют две (или более) команды учащихся 10, 11 классов. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.
Конкурс «Права человека»
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно законченную фразу команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 6 таких фраз. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
1.
Лягушка из сказки В Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное передвижение).
2.
Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________ ( на личную неприкосновенность).
3.
Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________ (на неприкосновенность жилища).
4.
Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ ( на труд).
5.
Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______________________ ( на владение имуществом).
6.
В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ ( на жизнь и личную неприкосновенность).
^ Ответы даны в скобках.
Конкурс «Президент России»
Командам предлагается текст, прочитав который игрокам необходимо выявить нарушения Конституции, совершенные Президентом в течение первого рабочего дня после победы на выборах. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждое выявленное нарушение команда получает 0,5 балла. Всего в тексте 6 нарушений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
Текст.
А) В 6 часов утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.
Б) В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.
В) В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.
Г) В 8 часов — он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.
Д) В 8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.
Е) В 9 ч. подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями.
Ж) В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.
З) В 11 часов подписывает Указ об объявлении амнистии.
И) В 11 часов 30 минут принимает решение отозвать посла России в США.
К) В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.
Л) С 13 часов обедает и отдыхает.
М) В 14 часов вносит в Государственную Думу проект нового закона «Об образовании».
Н) В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей.
О) В 16 ч. едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.
П) В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.
Р) С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.
^ Ответ: Д, З, К, Н, О, П.
Конкурс «Субъекты Российской Федерации»
Республики.
Команды получают набор карточек с названиями республик. Необходимо выбрать те из них, которые входят в состав Российской Федерации. Время на выполнение задания – 1 минута. За каждую правильно выбранную республику команда получает 0,5 балла. Всего в наборе присутствует 8 республик, входящих в состав России (об этом командам не объявляется). Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4 балла.
Карточки: а) Татарстан; б) Чувашия; в) Якутия; г) Абхазия; д) Ингушетия; е) Бурятия; ж) Босния; з) Сербия; и) Калмыкия; к) Коми; л) Азербайджан; м) Туркмения; н) Грузия; о) Карелия; п) Пакистан; р) Белоруссия; с) Украина; т) Аджария.
^ Ответ: а, б, в, д, е, и, к, о.
2. Области, края, автономные округа.
Каждая команда получает «Контрольный лист» следующей формы:
Области | Края | Автономные округа |
Ведущий произносит названия субъектов Российской Федерации в мужском роде, делая паузы между ними по 5 секунд. В течение этой паузы команды вписывают названный субъект федерации в соответствующий столбец «Контрольного листа» (в зависимости от того, к какому типу относится данный субъект федерации). За каждый правильно вписанный в таблицу субъект федерации команда получает 0,3 балла. Всего предложено 18 субъектов Российской Федерации. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 5,4 балла.
Субъекты: а) Амурский; б) Ненецкий; в) Алтайский; г) Магаданский; д) Сахалинский; е) Краснодарский; ж) Корякский; з) Ставропольский; и) Челябинский; к) Чукотский; л) Хабаровский; м) Эвенкийский; н) Оренбургский; о) Ямало-Ненецкий; п) Тюменский; р) Приморский; с) Ханты-Мансийский; т) Новосибирский;
^ Ответ. Области: а, г, д, и, н, п, т. Края: в, е, з, л, р. Автономные округа: б, ж, к, м, о, с.
Конкурс «Дискриминация»
Командам зачитываются вопросы, на которые они должны дать ответ через 1 минуту. За каждое правильно выполненное задание команда получает 2 балла.
Вопрос 1.
Начало этому положил Пятый континент – Новая Зеландия в 1893 г. и Австралия в 1894 г. В Европе Норвегия сделала это в 1907 году. Россия сделала это после Февральской революции 1917 года, а через год к ней присоединилась Англия, где для этого потребовалась петиция из 546 листов, склеенная в свиток длиной 274 метра, но законопроект об этом прошел большинством всего в два голоса. Удивительно, но Франция сделала это только в 1944, в Швейцария – вообще в 1971 году. Что же сделали эти страны в указанные годы?
^ Ответ: предоставили женщинам избирательное право.
Вопрос 2.
В последнее время на Западе эти люди подвергаются ужасной дискриминации. Их неохотно берут на работу, их не пускают в общие вагоны и салоны самолетов, экстремисты мажут дегтем двери и окна магазинов, где продают товары для них. Что это за люди?
^ Ответ: курильщики.
Конкурс «Детектив»
Перед командами разыгрывается сценка с участием детектива Мегрэ. Затем командам выдаются карточки с рисунков и вопросом. Время на обсуждение – 1 минута. За правильный ответ команды получают 2 балла.
Сценка.
— Что-нибудь прояснилось, Лапуэнт?
Мегрэ наконец раскурил туго набитую трубку и откинулся на спинку кресла.
— Да, патрон,— ответил Лапуэнт, присаживаясь к столу комиссара,— стопроцентное алиби.
— Ну-ну...
— Он находился не менее чем в двух километрах от места убийства.
— Время? — выдохнул облако дыма комиссар.
— Минута в минуту.
— Даже так?
— Смотрите сами, патрон.— Лапуэнт протянул через стол фотографию.— Снимали вчера, ровно в полдень, кинотеатр «Орион», за двадцать минут до начала сеанса, есть билет...
— Очень хорошо.
Мегрэ глубоко затянулся и со стуком положил трубку на стол.
— Поторопись, Лапуэнт.
— Куда?
— К прокурору. Возьмешь ордер на арест.
— Но ведь...
— Если эта фотография — алиби, то я — Бонапарт!
— Я не понимаю, патрон...
— Протри глаза — поймешь.
^ Вопрос: Что должен был понять Лапуэнт, глядя на эту фотографию?
Ответ: Взглянув повнимательнее на фотографию, Лапуэнт должен был бы отметить несоответствие между временем, которое показывают уличные часы, и тенями, отбрасываемыми фигурой человека и окружающими предметами.
Конкурс «Ответственность»
Команды получают карточки с описанием ситуаций. Необходимо разложить эти карточки в четыре стопки в зависимости от того, какой вид юридической ответственности наступает в этих случаях. На каждую стопку карточек команда должна положить полоску бумаги, на которой написать соответствующий вид ответственности. Время на размышление – 5 минут. За каждую карточку правильно соотнесенную с видом юридической ответственности, команда получает 0,3 балла. Всего карточек 14. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4,2 балла.
1.
Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).
2.
Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная ответственность).
3.
Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).
4.
Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная ответственность).
5.
Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная ответственность).
6.
Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность).
7.
Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правовая ответственность).
8.
Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).
9.
Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (уголовная ответственность).
10.
Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная ответственность).
11.
Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная ответственность).
12.
Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля (уголовная ответств-сть).
13.
Ученик нахамил учительнице во время урока (административная ответственность).
14.
В мастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон (гражданско-правовая ответственность).
^ Ответы даны в скобках.
Разработка учителя школы №48
Г. Казани Аминова А.М.
В игре участвуют две (или более) команды учащихся 10, 11 классов. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.
Конкурс «Права человека»
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно законченную фразу команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 6 таких фраз. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
1.
Лягушка из сказки В Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное передвижение).
2.
Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________ ( на личную неприкосновенность).
3.
Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________ (на неприкосновенность жилища).
4.
Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ ( на труд).
5.
Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______________________ ( на владение имуществом).
6.
В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ ( на жизнь и личную неприкосновенность).
^ Ответы даны в скобках.
Конкурс «Президент России»
Командам предлагается текст, прочитав который игрокам необходимо выявить нарушения Конституции, совершенные Президентом в течение первого рабочего дня после победы на выборах. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждое выявленное нарушение команда получает 0,5 балла. Всего в тексте 6 нарушений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
Текст.
А) В 6 часов утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.
Б) В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.
В) В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.
Г) В 8 часов — он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.
Д) В 8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.
Е) В 9 ч. подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями.
Ж) В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.
З) В 11 часов подписывает Указ об объявлении амнистии.
И) В 11 часов 30 минут принимает решение отозвать посла России в США.
К) В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.
Л) С 13 часов обедает и отдыхает.
М) В 14 часов вносит в Государственную Думу проект нового закона «Об образовании».
Н) В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей.
О) В 16 ч. едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.
П) В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.
Р) С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.
^ Ответ: Д, З, К, Н, О, П.