Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: понятие и виды. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Всего в главе 10 статей.
Нормативная база:
1. ФЗ «О транспортной безопасности»;
2. ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
3. Постановление Пленума ВС «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта – предусмотренные Гл. 27 УК общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Объектпреступлений – транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Виды транспорта – сфера действия Гл. 27 УК РФ:
- Железнодорожный;
- Воздушный;
- Морской;
- Речной;
- Автомобильный и другой механический;
- Магистральный трубопроводный.
Классификация преступлений:
- Преступления, непосредственно связанные с безопасностью движения и эксплуатацией транспорта (ст. ст. 263, 263.1, 264, 268, 271 УК РФ);
- Преступления, непосредственно не связанные с безопасностью движения и эксплуатацией транспорта (ст. ст. 266, 267, 269, 271.1 УК РФ).
Статья 264 УК: Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Основной объект – безопасность движения и эксплуатации транспортных средств.
Безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Эксплуатация транспорта – использование транспорта по прямому назначению.
Дополнительный объект – жизнь, здоровье человека.
Предмет преступления – правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
Виды транспорта по статье:
- Автомобили;
- Трамваи;
- Другие механические транспортные средства.
Признаки транспортного средства по ст. 264 УК РФ:
- Механическое средство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования;
- Транспортное средство должно быть оснащено двигателем любого типа;
- Рабочий объем двигателя должен быть больше 50 куб. см;
- Максимальная скорость транспортного средства должна превышать 50 км/ч.
Другое механическое транспортное средство (Примечание к ст. 264 УК):
- Троллейбусы;
- Трактора;
- Иные самоходные машины;
- Мотоциклы;
- Иные механические транспортные средства.
Объективная сторона выражается в нарушении:
- Правил дорожного движения;
- Превышение установленной скорости движения;
- Выезд на встречную полосу движения;
- Игнорирование дорожных знаков и т.п.
Правила дорожного движения закреплены в Постановлении Правительства РФ 1993 года «О Правилах дорожного движения».
Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам и проездам.
- Правил эксплуатации транспортного средства:
- Перевозка пассажиров на не предназначенном для этого транспортном средстве;
- Стоянка машины в неположенном месте;
- Буксировка на слабом тросе и т.п.
Данные правила имеют законодательное закрепление в установленных Постановление Правительства РФ «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».
Состав материальный. Преступление окончено с момента наступления последствий по ч. 1 ст. 264 УК причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека.
В случае если нарушение данных правил повлекло причинение легкого вреда и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, то наступает административная ответственность в соответствии со ст. 12.24 КоАП РФ.
Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия (например, лицо для совершения обгона выезжает на полосу встречного движения, не останавливает движение, несмотря на запрещающий сигнал светофора).
Необходимым является причинная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями. Методы установления причинной связи по транспортным преступлениям – метод мысленного исключения. Его суть заключается в том, что мысленно исключают то нарушение правил, которое было допущено виновным. Если последствия без этого нарушения все равно бы наступили, то причинной связи нет. И соответственно наоборот.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Это может быть:
- Водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение;
- Любое другое лицо, управлявшее транспортным средством:
- Лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил;
- Лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства;
- Лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
Квалифицированные составы:
- Ч. 2 – деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;
- Ч. 3 – деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека;
- Ч. 4 – деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека;
- Ч. 5 – деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц
- Ч. 6 – деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.