Понятие вещи. Классификация вещей в римском праве.
В том виде, в каком сформулировано понятие вещного права в современном гражданском праве, такого понятия в римском праве не существовало. Однако уже в то время было четкое понимание того, что вещное право – это совокупность норм, дающая собственнику возможность независимо от чьей либо воли воздействовать на вещь.
Вещь (res) выступает как объект вещно-правовых отношений. Под вещью в Древнем Риме подразумевалось некое благо, способное удовлетворять человеческую потребность.
При этом вещь понималась римскими юристами как явление, рассматриваемое в двух смыслах: широком и узком.
К вещам в широком смысле относили не только вещи «телесные», т.е. осязаемые, существующие как объекты в физическом измерении, но и вещи нематериальные, бестелесные, к которым относили, например, имущественные права. В широком смысле к вещам относили и людей – рабов.
Как отмечал Г.Ф. Дормидонтов, «res, в юридическом языке в обширном смысле есть всякий объект права.
В более тесном смысле под res римские юристы разумеют материальные объекты внешней природы, говоря иначе, одни res corporales»[26].
Таким образом, в римском праве выделяли вещи телесные, материальные (res corporales) и вещи бестелесные, нематериальные (res incorporales).
Основными признаками телесной вещи считались: реальность (т.е. существование в физическом измерении), полезность (т.е. возможность с ее помощью удовлетворять те или иные человеческие потребности).
Бестелесная вещь характеризовалась как любое право, отличное от права собственности (полного господства над вещью - dominium). К бестелесным вещам относили, например, узуфрукт, право наследования, различные обязательства.
Еще одной фундаментальной классификацией вещей следует признать их деление на res in commercio и res extra commercium.
1. Вещи, доступные частному обладанию, находящиеся в обороте (res in nostro patrimonio или res in commercio). По поводу таких вещей могли быть заключены сделки между лицами.
2. Вещи, недоступные обладанию частного лица (res extra nostrum patrimonium или res extra commercium). Такие вещи не могли быть предметом сделок.
К вещам in commercio относили следующие:
- res corporales и res incorporales(т.е. вещи телесные и бестелесные);
- res mancipi и res nec mancipi(вещи манципируемые и неманципируемые). Различие между ними заключалось в том, что первые – res mancipi – могли отчуждаться и переходить в квиритскую собственность только с соблюдением специальной процедуры – манципации (mancipatio) или же путем совершения акта in iure cessio – формальной сделки, облекавшейся в форму вымышленного процесса.
И.А. Покровский отмечал: «по определению классических юристов (Ulpiani reg. 19. 1), к числу res mancipi относятся земли в Италии (praedia in Italio solo - fundus и domus), затем некоторые из предиальных[27] сервитутов (via, iter, actus, aquaeductus) и, наконец, рабы и рабочий скот (servi et quadrupedes, quae dorso collove domantur, velut boves, muli, equi, asini). Все остальные вещи суть res nec mancipi»[28].
Что же касается неманципируемых вещей, то они могли передаваться в квиритскую собственность без соблюдения формальностей, связанных с обрядом манципации. Передача осуществлялась путем traditio – т.е. передачи вещи попросту от одного лица другому.
В науке римского права предполагается, что основной причиной отнесения манципируемых вещей к данной категории являлась их повышенная ценность, значимость для жизни, самого существования семьи – familia.
Что же касается вещей, изъятых из коммерческого оборота (res extra commercium), то к ним относили:
1) Вещи, принадлежащие всем: воздух, моря вместе со всем, что в них водится;
2) Публичные вещи (res publicae) – достояние римского народа, сюда же относилось и имущество общин-городов (например, общественные здания, укрепления), а также вещи для удовлетворения общественных потребностей, например, публичные дороги и реки, театры, стадионы, бани и пр.;
3) Общественные вещи (resuniversitatis) – принадлежащие муниципиям или колониям, выделяемые из публичных вещей по этому признаку;
4) Вещи божественного права (resdiviniiuris), к которым относились:
- вещи, посвященные богам (ressacrae) – храмы, предметы культа;
- вещи, находящиеся под защитой богов (ressanctae) – например, стены и ворота города;
- вещи, связанные с погребальными обрядами (resreligiosae) – например, место захоронения. Примечательно, что земля, где находилось захоронение раба, относилась к рассматриваемой категории, а земля с захоронением «врага», т.е. чужака – нет.
Деление вещей на res unitae и res compositae предложено видным римским юристом Помпонием[29]:
Простыми вещами (res unitae)считались вещи, которые представляли собой независимое органическое единство, связь между элементами этих вещей установлена самой природой, т.е. эти вещи нельзя было разделить без ущерба для них. В качестве примеров простых вещей приводились, например, камень, статуя, раб.
К сложным вещам (res compositae)относили такие вещи, связь между элементами которых была установлена не природой, а человеком, искусственно. Сложные вещи представляли собой объединение нескольких вещей, составляющих в совокупности единый комплекс.
Таким образом, отдельные элементы сложных вещей сохраняли свою индивидуальность, но теряли функциональную автономию, чтобы составить некую новую вещь. Например, сложной вещью признавалось строение, сооруженное из отдельных камней.
Встречается в научной литературе, посвященной римскому праву, кроме приведенных выше двух видов вещей и еще одна разновидность – однородные вещи (corpora ex distantibus).
Однородными вещами признавали, например, стадо коров, т.е., однородная вещь представляет собой совокупность отдельных res, однако эти отдельные вещи не утрачивают своей индивидуальной ценности и самостоятельности, они лишь на некоторое время образуют некий самостоятельный объект, в котором вполне допустима замена одного составного элемента другим.
Классификация вещей на делимые и неделимые(res dividuae и res individuae)имеет свое правовое значение.
Делимымипризнавались вещи, которые можно было разделить на части без уменьшения в результате такого деления их стоимости и качества.
Таким образом, из одной вещи могли образоваться несколько самостоятельных, ценных объектов права. Например, зерно или деньги признавались римскими юристами делимыми вещами.
Неделимые же вещи не могли быть физически разделены без ущерба для их качества и функциональности. Неделимыми признавались рабы, животные, - в общем, любая res unita.
По этому поводу замечательно высказывание Г.Ф. Дормидонтова: «вопрос о делимости вещи может возникнуть совершенно в ином смысле тогда, когда одна вещь делится между несколькими лицами не на материальные части, a на идеальные доли, пропорционально объему права каждого из участников раздела. Так как здесь нет физического деления вещи, то возникает y этих лиц общность в обладании одною вещью, делимой только умственно, на интеллектуальные доли—partes pro indiviso.
В этом случае делится не сама вещь, a право на нее, и если говорят здесь, что вещь разделена, то лишь по привычке отожествляют право с его объектом»[30].
Потребляемые и непотребляемые вещи (res consumptibiles и res non consumptibiles).
Потребляемыминазывали такие вещи, которые при употреблении их, либо при выполнении тех функций, для которых эти вещи предназначены, они уничтожаются, потребляются.
Непотребляемыми вещами признавались, напротив, те, что в процессе их потребления, использования могли лишь в некоторой степени утрачивать свои свойства, либо оставаться в первоначальном состоянии, не разрушаясь при этом.
В науке римского права отмечают, что «относят к потребляемым все вещи, назначение которых в прямом их употреблении, в уничтожении физическом или экономическом, под которым разумеется замена одной вещи другою, например, употребление денег на продукты; все же другие вещи, назначение которых в пользовании ими, причем они только мало-помалу теряют свою цену, относят к непотребляемым».
В римском праве подразделяли вещи на заменимые и незаменимые (res fungibiles и res non fungibiles).
К первой категории вещей относили те вещи, которые могли быть заменены одна другой (при условии их аналогичности), что же касается незаменимых вещей, то, как следует из названия, они имели значение только сами по себе, являлись индивидуально определяемыми (их замена, как следует из названия, признавалась невозможной).
В качестве примера незаменимой вещи можно привести золотое украшение, отданное на хранение одним лицом другому. Здесь вещь обладает явным признаком индивидуальной определенности, понятно, что залог должен быть возвращен в том же виде, в каком был передан до этого залогодержателю.
Одной из фундаментальных, имеющих исключительно важное правовое значение, классификаций имеет деление вещей на res mobiles и res immobiles(движимые и недвижимые вещи).
Движимыми вещами, по общему правилу, признавались вещи, способные к перемене своего места (при этом, имелась и классификация движимых вещей: вещи, которые могли передвигаться своей волей и своими силами – res se moventes, к которым относились рабы и животные, и все остальные движимые вещи, которые можно переместить в пространстве без нарушения их структуры – собственно, res mobiles).
К недвижимым вещам относили, в первую очередь, землю (solum), а также любые объекты, неразрывно с нею связанные – ressoli – как естественным образом (деревья), так и искусственным (строения).
Деление вещей на главные и придаточные (res principales и res accessoriae).
В римском правебыл широко распространен принцип «accessorium sequitur principale» - любое правоотношение, возникающее по поводу главной вещи, распространяет свое действие и на придаточную вещь.
При этом у главной вещи может быть несколько придаточных вещей, при этом в качестве главной вещи может выступать как движимое, так и недвижимое имущество.