Умаление или лишение правоспособности и дееспособности
В римском правесамостоятельное правовое значение приобретают основания умаления или лишения правоспособности и дееспособности. Среди них:
а) возраст
Римляне отождествляли половую зрелость со зрелостью интеллектуальной, поэтому устанавливалось, что дееспособность (то есть способность лица своими действиями приобретать и осуществлять принадлежащие ему права) возникает у человека с момента достижения им брачного возраста.
Римское право признавало недееспособными лиц в возрасте до 7 лет. Лица мужского пола в возрасте от 7 до 14 лет, женского пола – в возрасте от 7 до 12 лет имели право заключать сделки самостоятельно, но только те, которые увеличивали их имущество. Иные сделки могли заключаться только с разрешения отца или опекуна. Лица мужского пола в возрасте от 14 до 25 лет, женского пола в возрасте от 12 до 25 лет признавались полностью дееспособными и могли заключать любые сделки. Однако по их просьбе им мог быть назначен попечитель. У мужчин наступление возраста совершеннолетия соотносилось с получением права носить toga virilis – особого покроя тогу)[23].
Незрелая персона «своего права», impuberesui iuris, до достижения совершеннолетия находилась под опекой.
Impuberi подразделялись на:
- infantes
- infantia maiores
Infans – ребенок первых лет жизни, не умевший еще говорить («qui fari non potest»), так что все юридически значимые действия вместо него осуществлял опекун;
Infans maior – ребенок, который в силу возраста уже обладал ограниченной право- и дееспособностью, в силу чего мог самостоятельно совершать юридически значимые действия, не касавшиеся имущественной сферы.
Вплоть до классического периода женщина считалась находящейся под вечной опекой своего домовладыки или мужа.
Таким образом, опека устанавливалась над малолетними гражданами обоих полов с целью защиты их прав. В качестве опекуна мог выступать любой гражданин Рима, имеющий право занимать публичные должности, а также муниципалитет. Назначение опекуном рассматривалось в римском праве как обязанность, поэтому отказаться от исполнения обязанностей опекуна можно было только по уважительной причине (возраст старше 70 лет, занятие должности сенатора или магистрата, наличие на иждивении 3 и более сыновей и другое).
Римское право предусматривало 3 вида опекунства:
- завещательная опека (устанавливалась на основе завещания домовладыки над своими детьми, и внуками, если их отец умер ранее деда);
- законная опека (устанавливалась при отсутствии завещательной опеки);
- учреждаемая опека (при отсутствии завещательной опеки и невозможности установить законную опеку). Опекуна при этом назначал претор.
Опекун мог производить необходимые расходы за счет имущества опекаемого, но не имел права отчуждать его недвижимое имущество, а движимое имущество в интересах опекаемого могло быть отчуждено только с разрешения магистрата.
Если опекун своими действиями причинял убытки, то он обязан был их возместить.
Опека прекращалась в случае смерти опекуна или опекаемого, достижения опекаемым возраста полной дееспособности, отстранения магистратом опекуна от опеки, отказа опекуна от опеки при наличии уважительной причины, утраты одного из статусов полной правоспособности.
Ключевым в римском праве являлся и возраст 25 лет: хотя лицо и считалось дееспособным с наступлением совершеннолетия, имущественные сделки, совершаемые им, могли быть оспорены.
Как правило, защиты у претора просили сами молодые люди, совершив невыгодную сделку либо в результате неопытности, либо обмана, либо неосмотрительности. Чаще всего претор давал им защиту, восстанавливая первоначальное положение вещей, существовавшее до сделки (т.е. имела место реституция). Сделка становилась неоспоримой в связи с возрастом одного из участников только в том случае, если молодой человек заключал ее с участием попечителя (curator), впоследствие такое участие приобрело фактически характер обязательного.
Попечительство устанавливалось в отношении исключительно совершеннолетних лиц, в связи с невозможностью ими по каким-либо причинам самостоятельно распоряжаться принадлежащим им имуществом. Это: лица с физическими недостатками, не способные в связи с этим управлять имуществом; лица в возрасте от 14 до 25 лет, с их согласия; душевнобольные, а также расточители.
б) Умаление гражданской чести (intestabilitas, infamia, turpitudo)
Бесчестье (infamia) поражало лиц, запятнавших себя предосудительными поступками (например, брак с вдовой до истечения трехсот дней с момента смерти ее предыдущего супруга) или преступлениями (мошенничеством, воровством и пр.). К этой же категории относили лиц, изгнанных из армии с позором.
Кроме того, бесчестью подвергались также граждане, против которых применялась nota censoria или consolare, т.е. наказания, налагаемые цензором или консулом за преступления, находившиеся вне компетенции судьи: например, за ненадлежащее воспитание детей, жестокость, дурное ведение хозяйства, клятвопреступление и проч. Следствием являлось либо исключение из списков сеноторов, либо перемещение имени в списках в класс более низкий.
Intestabilitas – форма умаления гражданской чести, которой подвергались лица, недостойно себя проявившие в судебных процессах: например, свидетели, которые в дальнейшем отказались от собственных слов, недобросовестные весовщики и прочие подобные персоны.
Все лица, подвергнутые бесчестью, лишались претором права postulare pro aliis (право представлять кого-либо в судебном процессе). Кроме того, infamia лишала гражданина также ius suffragii и ius honorum.
Кроме того, бесчестью в римском обществе подлежали и представители некоторых профессий: сводники, гладиаторы, актеры в театре. Такая разновидность бесчестья называлась turpitudo.
в) Положение должников: addicti и nexi
Аддиктами (addicti) называли неисполнивших обязательство должников.
Такие должники становились рабами своих кредиторов посредством manus iniectio (наложения руки). В результате кредитор получал право заковать такого должника в цепи, продать его как раба или же убить его. Такое правило, однако, утратило свое значение уже в классический период, с введением конфискации имущества должника с запретом кредитору обращать взыскание на личность и возможностью ограничиваться лишь его имуществом.
Некси (nexi) – также должники, однако поступившие в рабство к кредитору по собственной воле, с намерением выкупить себя, оплатить свой долг работой на кредитора. Законом Петелия Папирия (lex Poetelia Papiria) 326 года до н.э. рабство за долги было запрещено.
г) Auctorati и redempti ad hostibus
Аукторатами (auctorati) назывались лица, заключившие договор с организаторами гладиаторских игр (ланистами) об участии в этих играх. Ауктораты в результате попадали в определенную зависимость от ланистов.
Redempti ad hostibus – граждане Рима, вернувшиеся в него после выкупа из чужеземного плена как правило, частными лицами (называвшимися редемпторами).
Формально лица, относившиеся к одной из этих двух категорий, оставались свободными, однако, фактически были зависимы либо от ланиста, либо от редемптора и были обязаны совершать в их пользу те или иные действия.
д) Ограничение в правах при вступлении в брак
Вплоть до V в. до н.э. плебеи были лишены ius connubii (права вступления в законный брак) с патрициями. Только законом Канулея (lex Canuleia) 445 года до н.э. такой запрет был упразднен.
Кроме того, в классический период сенаторы были лишены права брать в жены женщин – либертинов.
е) Ограничение в правах, связанное с выполнением особенных профессий: колонат.
Кроме позорящих профессий в римском обществе (организаторы гладиаторских боев, гладиаторы, сводники, актеры, могильщики, и т.д.), существовала еще одна категория профессий, к которой в постклассический период применялся принцип «принудительной принадлежности» (к этим профессиям относились: кузнец, пожарный, шахтер, ткач и мельник).
Этот принцип означал, что человек, занимающися одной из перечисленных профессий, не мог переквалифицироваться и заняться по своему желанию чем-либо другим. Этот принцип распространялся и на его потомков.
Среди занятий, влекущих за собой ограничение правоспособности, особого внимания заслуживает колонат (colonato, от лат. colere - культивировать). Колонат означал квазирабское положение лица, занимавшегося обработкой почвы.
Колонами становились по рождению, даже в том случае, если колоном был только один из родителей. В случае, если муж и жена в семье колонов принадлежали разным хозяевам, их дети поровну делились между этими хозяевами, если же количество детей было нечетным, на одного ребенка больше получал хозяин матери.
Также колоном можно было стать добровольно, перейдя в подчинение владельцу земельного участка, путем временного приобретения (т.е. свободный земледелец, прожив на одном и том же участке в течение 30 лет, становился колоном – закон Анастасия), также в результате полного обнищания или же по властному распоряжению, исходящему от принцепса.
В 322 году н.э. Конституция Константина выделила колонов как отдельный класс, закрепив их тесную связь с земельным участком, на котором они трудились, и определив их статус как membra terrae (части земли).
Колон обладал почти полной правоспособностью, тем не менее, покинуть свой земельный участок он не мог: в противном случае хозяин земельного участка мог вернуть его как servus fugitivus (беглого раба). Дело освобождения колона было непростым – для это требовалось, чтобы хозяин участка, к которому был прикреплен колон, выделил ему часть этого участка, либо же колон освобождался в случае призыва в армию либо принятия духовного сана. Например, в эпоху христианства было закреплено, что колон, ставший епископом, приобретал право на свободу.
Ж) Половая принадлежность
В патриархальном укладе Древнего Рима женщина не была полностью уравнена в правах с мужчинами: женщина была лишена возможности участвовать в общественной, публичной жизни и по достижении ею совершеннолетия признавалась все же ограниченно дееспособной. По этой причине немедленно по выходу из под опеки над несовершеннолетними она попадала под специальную «опеку женщин».
Для совершения важных юридически значимых действий женщине требовалось формальное одобрение опекуна (т.н. auctoritatis interpositio), например, в случаях отчуждения res mancipi, составления завещания, и пр.