Понятие римского права, его значение и система
Развитие человеческого общества, несмотря на всю его противоречивость, кажущуюся стихийность, подчинено вполне определенным закономерностям, объективно проявляющимся в сложившихся социальных правилах (нормах).
Среди социальных норм уже на ранних стадиях развития человеческого общества особое место принадлежит праву.
Общеобязательные государственно-властные требования становятся, с развитием и усложнением социальных отношений, все более эффективным инструментом их регулирования. Более того, чем более грамотно и детально, беспробельно и непротиворечиво общественные отношения облекаются в соответствующую правовую форму, тем более экономически и политически сильным становится государство и общество, тем более глубокий след национальная политическая и правовая система оставляет в истории.
Учитывая это, следует констатировать, что, с точки зрения научной и практической значимости для Европы и России сложившегося опыта правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений в правопорядках различных стран, признанное первенство принадлежит праву Древнего Рима.
Римское право стоит обособленно в истории и теории юридической науки, является частью современной европейской юридической гражданско-правовой доктрины.
Заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в частности, понятийного аппарата и правовой терминологии, юридической техники построения правовых институтов и норм стало одним из правовых феноменов юридической науки, получило название рецепции римского права.
Процесс рецепции римского права, начавшийся в Европе в X-XI веках, настолько глубоко проник в механизмы совершенствования европейского гражданского права, что стал от них неотделим, оказал решающее влияние на формирование правовых систем, экономическую основу которых составляет частная собственность.
Прежде всего это касается правопорядков стран так называемого «цивильного права» («civil law»), например таких, как Германия или Франция. В частности, на формирование гражданского права Германии Дигесты Юстиниана оказывали существенное влияние вплоть до XIX века.
Не случайно курс римского права как самостоятельную дисциплину, изучали и изучают студенты юридических факультетов высших учебных заведений профессионального образования: многие постулаты римского частного права лежат в основе современного гражданского права европейских стран, прежде всего Германии, Франции, Италии, России.
Еще дореволюционные русские ученые-юристы, в частности, И.А. Покровский, предлагали считать курс римского права общей частью гражданского права. Думается, что современная практика совершенствования гражданского законодательства России, в частности, изменения в действующий Гражданский кодекс Российской Федерации, вступившие в силу в 2013 году, только подтверждают справедливость предложений известного русского цивилиста.
В современной научной и учебной литературе под римским правомпонимается, как правило, система права, развивавшаяся в Древнем Риме на протяжении более чем тринадцати столетий, с момента зарождения древнеримской цивилизации (754 - 753 гг. до н.э.) вплоть до смерти императора Юстиниана (565 г. н.э.).
Используемый в Древнем Риме при обозначении права термин ius имел различное толкование.
В частности, он применялся при обозначении как объективного права (например, ius civile), так и права в субъективном смысле, т.е. как участие субъекта в гражданских правоотношениях на основании правовой нормы (например, в отношениях права собственности, ius utendi - право пользования).
Кроме того, термин ius мог означать некую юридическую ситуацию (например, successio in ius - преемство в праве), а также место, где отправлялось правосудие (ius dicere, откуда и произошел современный термин «юрисдикция»).
На протяжении всей истории формирования и развития римского права в его внутренней структуре, в том числе и римские юристы, выделяли право публичное (ius publicum) и право частное (ius privatum).
По известному определению Ульпиана, «публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое (относится) к пользе отдельных лиц»[1].
Таким образом, источником такого разделения является различная правовая природа общественных отношений, что нашло отражение и в названии используемых при их обозначении категорий. В частности, в архаичном римском праве, говоря о предложениях магистрата, одобренных народными собраниями (комициями), использовался термин lex, а нормы обычного или религиозного характера обозначались термином ius. Нормы, объединенные термином lex, в дальнейшем вошли в ius publicum, а нормы, возникшие из обычаев предков (mores maiorum) и регулировавшие отношения между лицами (cives), были преобразованы со временем в ius privatum.
Такое отграничение публичного и частного права, хотя и не в полной мере согласуется с современными научными подходами к природе публичного и частного в праве, позволяет сделать несколько важных выводов:
- между публичным и частным в римском праве существовала довольно четкая граница: с одной стороны, нормы публичного права, направленные на обеспечение интересов римского государства, не могли быть изменены соглашением частных лиц, с другой – в сфере частных интересов главенствовал pater familias (домовладыка), куда государство имело ограниченный доступ.
- наличие юридических критериев в определении соотношения публичного и частного в римском праве позволяло сформировать систему римского права, сгруппировать нормы в самостоятельные правовые институты, в частности, институты римского частного права (ius privatum).
И если с падением римского государства значение ius publicumбыло постепенно утрачено, то интерес к содержанию и системе ius privatumв среде ученых и практикующих юристов, органов власти со временем только вырос.
В архаичный период ius privatum применялось исключительно к римским гражданам и в пределах civitas. Иными словами, в сфере частного права доминировало право граждан Рима - ius civile, которое включало в себя комплекс норм, произошедших из обычаев (mores), из законов, принятых комициями (таких как Законы XII Таблиц), плебисцитов, сенатусконсультов, ответов выдающихся юристов (responsa prudentium) и императорских конституций. При этомза чужеземцами признавалось ius conubii (право заключить легитимный брак с лицом, имеющим римское гражданство) и ius commercii (право совершать юридически значимые действия в сфере торговых отношений). Латинам в дальнейшем также было даровано как привилегия testamenti factio passiva (то есть право быть наследниками римских граждан).
Наряду и одновременно с ius civile развивались правовые представления о ius gentium (право народов) иius naturale (естественное право).
Правом народов (ius gentium)Гай называл комплекс норм, произошедших из naturalis ratio – естественного разума, общего для всех народов и применимого в силу своей всеобщности в случае, если цивильное право упускает из сферы своего регулирования те или иные вопросы, при этом неважно, затронуты ли интересы граждан или же чужеземцев. В процессе своего развития ius gentium становится правом универсальным, включая в себя, с одной стороны, некоторые нормы ius civile, но нормы эти адаптируются к условиям развивающихся общественных отношений преторским правом. Максимальное развитие право народов получило именно будучи тесно связанным с преторским правом (ius honorarium или ius praetorium) - деятельностью судебных магистратов: городского претора (praetor urbanus) и претора перегринов (praetor peregrinus). В этой связи известно высказывание Папиниана: «Ius praetorium est quod praetores introduxerunt adiuvandi vel supplendi vel corrigendi iuris civilis gratia propter utilitatem publicam»[2] («преторское право – это то, что преторы ввели в общественных интересах для поддержания, дополнения и исправления цивильного права»).
Преторское право стало как бы «посредником» между цивильным правом и правом народов: фактически развивая и поддерживая цивильное право, основывалось преторское право на принципах ius gentium. В свою очередь, право народов стремительно развивалось, опираясь на нормы цивильного права, применяемые и дополняемые практикой судебных магистратов – преторским правом.
С течением времени ius civile и ius gentium образовали единое целое, однако процесс этот был поэтапным. В частности, в 90 годы до нашей эры законом консула Луция Юлия Цезаря (lex Iulia) римское гражданство было даровано всем италийцам (латинам и союзникам), не принимавшим участия в междоусобной войне или вскоре отказавшимся от участия в ней.
В 212 году нашей эры Конституция Антонина (Constitutio Antoniniana) распространила римское гражданство на всех жителей Империи и прежние ограничения личного характера, связанные с наличием, либо отсутствием гражданства Рима, ушли в историю.
Различием сфер применения права было обусловлено появление деления норм на ius commune(общее право, включавшее нормы, применяемые ко всем) иius singulare(исключительное право, включавшее нормы, применяемые к определенным, некоторым лицам).
В рамках ius singulare сформировались нормы privilegium, которые применялись лишь по отношению к определенному, конкретному субъекту или к столь же индивидуализированному классу или группе субъектов.
В то же время и от ius singulare, и от privilegium отличались нормы beneficium. Beneficium - это норма-преимущество, применявшаяся в интересах всех субъектов, находящихся в некой особой ситуации, вне зависимости от того, испрашивали ли заинтересованные лица ее применения (например, beneficium inventarii[3], b. Separationis[4], b. Divisionis[5], и др.)
Говоря о системе правовых институтов, сложившихся в ius privatum, Гай в своих Институциях указывал: «Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (искам)»[6]. Следуя этой логике, среди сложившихся частноправовых институтов в науке римского права выделяют:
- правовое положение лиц;
- брак и семья;
- вещные права (право владения, право собственности и права на чужие вещи):
- обязательственное право;
- наследственное право;
- процессы и иски.
В период рецепции институты римского права подвергались сознательной переработке, изменениям в рамках формирующейся в Европе пандектной системы права. Но и задолго до процессов рецепции, в период формирования, становления и расцвета римского права, оно было подвержено изменениям, имело в рамках отдельных этапов историко-правовой периодизации характерные черты и особенности, эволюционировало.