Способы защиты трудовых прав работников. самозащита работниками трудовых прав. формы самозащиты.
Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
- самозащита работниками трудовых прав; -защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
-государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- судебная защита.
Статья 379 ТК РФ «Формы самозащиты» реально выделяет только одну форму самозащиты — отказ работника от выполнения работы.
Правомерным он будет являться в двух случаях:
— если работа не предусмотрена трудовым договором;
— если работа непосредственно угрожает жизни и здоровью работника.
В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Необходимо учитывать, что работник обязан в письменной форме известить работодателя или своего непосредственного руководителя об отказе от выполнения работы или о приостановлении работы. Не допускается приостановление работы: в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; государственными служащими; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования; работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи). В соответствии со ст. 380 Трудового кодекса РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Для защиты своих трудовых прав и законных интересов, разрешения индивидуальных трудовых споров работники имеют право обратиться в профессиональные союзы (при их наличии) и в Государственную инспекцию труда. Определенная категория трудовых споров может быть рассмотрена только в суде, в их числе заявления работников: о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки причины увольнения; об отказе в приеме на работу; о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника и др. В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа обувольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Срок обращения в суд, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом. Однако при отсутствии уважительных причин пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований работника. Исковое заявление работника в суд по трудовым спорам не облагается государственной пошлиной.
72. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовой кодекс РФ посвящает данной проблеме главу 57, которая именуется «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Систему органов государственного надзора и контроля за исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, образуют:
органы Федеральной инспекции труда (ст. 354 - 365 ТК РФ),
федеральные надзоры (ст. 366 - 369 ТК РФ),
федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль в отношении государственных и муниципальных предприятий, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (ст. 366 - 369 ТК РФ),
органы Генеральной прокуратуры РФ.
На сегодняшний день систему специализированных надзорных органов в сфере труда образуют:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, подведомственная Министерству промышленности и энергетики РФ, и ее территориальные органы (ст. 366,367, 369 ТК РФ);
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ст. 368 ТК РФ).
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека - один из общепризнанных принципов международного права, закрепленный в разработанных в рамках ООН в таких важнейших международных соглашениях о защите прав и свобод человека, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, в конвенциях МОТ, а также в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, и ряде других международных соглашений и договоров. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина основывается также на положениях ст. 18 Конституции РФ о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл и содержание законов, а также деятельность всех органов законодательной и исполнительной власти, включая федеральную инспекцию труда (Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008)) Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445..
В соответствии с общеправовым принципом законности федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. Неукоснительное соблюдение должностными лицами федеральной инспекции труда законов и иных нормативных правовых актов, в т. ч. определяющих их правовой статус, является необходимым условием при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности в сфере труда.
Объективность как принцип деятельности федеральной инспекции труда непосредственно связана с принципом законности и призвана исключить предвзятое отношение как к работодателю, так и к работнику. Оценка правомерности действий контролируемых работодателей и работников должна осуществляться должностными лицами федеральной инспекции труда исключительно на основе главного объективного критерия - соответствия их требованиям законодательства с учетом конкретных обстоятельств, в которых данные действия совершены. Принцип объективности требует от должностных лиц федеральной инспекции труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников.
Принципы законности и объективности в деятельности федеральной инспекции труда корреспондируются с положениями ряда законодательных актов, которыми обязаны руководствоваться в своей деятельности должностные лица федеральной инспекции труда. В частности, общие правовые нормы Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся осуществления должностными лицами федеральной инспекции труда полномочий по привлечению виновных лиц к административной ответственности, устанавливают, что основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в точном соответствии с законодательством. Кроме того, нормы ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.12.2010, с изм. от 07.02.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".которые применяются и к отношениям, связанным с осуществлением надзора и контроля за соблюдением законности в трудовой сфере, устанавливают основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
Независимость федеральной инспекции труда обеспечивается включением ее в структуру федеральных органов исполнительной власти (независимость от работодателей) и созданием таких условий работы должностных лиц федеральной инспекции труда, которые обеспечивали бы стабильность занятия ими соответствующей должности и делали их независимыми от любых изменений в правительстве или любого недолжного внешнего влияния.
При осуществлении своих полномочий должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, независимы от государственных органов и руководствуются только законом. Принцип независимости должностных лиц федеральной инспекции труда обеспечивается также тем, что при реализации своих прав и обязанностей они являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полномочия:
- осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
- осуществляет контроль и надзор за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
- принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и к безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
- запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и др. организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
- готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту РФ и в Правительство РФ.
- осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
- иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.