Работодатель как субъект трудового права. Юридические лица – работодатели.
Согласно ст. 20 ТК РФ в качестве работодателя могут выступать как физические, так и юридические лица. В случаях, предусмотренных федеральными законами в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Трудовое законодательство не раскрывает признаков юридического лица, поскольку данная категория является предметом регламентации со стороны гражданского права(ст. 48 ГК РФ). Юридические лица в РФ создаются на базе различных форм собственности - это могут быть государственные, муниципальные, частные организации.
Гражданское законодательство предусматривает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, ООО, ОДО, АО – открытые, закрытые и дочерние общества); производственный кооператив; государственные и муниципальные предприятия (гл. 4 ГК РФ). В них может применяться наемный труд, а трудовая деятельность может, осуществляется и на основе членства, участия (кроме государственных муниципальных и общественных объединений).
Каждая организация, наделенная государственным статусом юридического лица имеет 2 вида правосубъектности: гражданско-правовую и трудоправовую. Различие заключается только в том, что гражданско-правовая правосубъектность возникает с момента регистрации юридического лица, а трудовая работодательскаяправосубъектность юридического лица (организации) возникает:
- после ее регистрации; - открытия в банке счета оплаты труда; - утверждения штатного расписания.
Работодательскаяправосубъектность юридических лиц может быт как общей так и специальной.
Так, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями как правило сами определяют набор видов деятельности, не запрещенных законом(ст. 49 ГК РФ), и могут для их осуществления принимать работников соответствующих профессий. Поэтому их трудоваяправосубъектность является общей. Несколько иное положение у государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций. Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели их деятельности. Поэтому для них выбор деятельности ограничен рамками учредительных документов, что позволяет говорить о наличии специальной трудовой правосубъектности указанных юридических лиц.
Ликвидация юридического лица (исключение из списка юридических лиц) одновременно прекращает гражданско-правовую и трудоправовуюправосубъектность(ст. 61-63 ГК РФ).
Профсоюзы как субъекты трудового права.
Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально – трудовых прав и интересов.
Право на объединение в профсоюзы принадлежит в равной мере, как работникам, так и работодателям, что подтверждает конвенция МОТ №87 «О свободе ассоциаций и защите прав на организацию» 1948г., ст. 30 Конституции РФ, ст. 21 и 22 ТК РФ и ст. 2 ФЗ РФ от 12. 01. 1996. №10 - ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Правоспособность профсоюза как общественной организации возникает с момента его создания, т.е. его устава на общем собрании учредителей. В тоже время для того, чтобы иметь возможность вступать в гражданско-правовые отношения, профессиональный союз должен зарегистрироваться в качестве юридического лица.
Здесь следует заметить, что в тоже время профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица соответственно не обладают работодательскойправосубъектностьюи следовательно, не могут заключать трудовые договоры и нести ответственность.
Согласно п. 2. ст. 2 Закона о профсоюзах каждый гражданин РФ, достигший возраста 14 лет, и осуществляющий трудовую деятельность имеет право по своему выбору создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
Правом вступать в российские профсоюзы обладают также иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории РФ. В отличие от граждан, они не могут создавать профсоюзы.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главных функций – представительства интересов и защиты прав работников в сфере труда и связанных с трудом отношений.
Права профсоюзов в сфере труда – основная часть их правового статуса.
ФЗ «О профессиональных союзах…» закрепил за ними целый ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении, в контроле за соблюдением трудового законодательства, в разрешении коллективных и индивидуальных споров.
Права профсоюзов могут быть классифицированы по содержанию и сфере применения на следующие группы:
Право на участие в законотворческой деятельности.
Следует обратить внимание на то, что ТК РФ обязывает работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, РФ, коллективным договором, соглашениями при принятии локальных нормативных актов, учитывать мнение представительного органа работников (ч.2 ст. 8 ТК РФ).
ТК возлагает данную обязанность применительно к случаям:
- при утверждении графиков сменности(ст. 103 ТК РФ);
- разделении рабочего дня на части( ст. 105 ТК РФ);
- установлении очередности предоставления оплачиваемых отпусков(ст. 123 ТК РФ);
- принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда.
Право по организации и управлению трудом.Деятельность профсоюзов выражается в учете их мнения при установлении систем оплаты труда, форм материального стимулирования, размеров тарифных ставок(окладов) и в других случаях. .
Контроль за соблюдением трудового законодательства.Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально- трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены профсоюза и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.
Право на содействие в разрешении трудовых споров, объявление забастовки. При рассмотрении индивидуальных трудовых споров они могут быть представителями и защитниками прав работников, выступать в качестве экспертов, свидетелей по делу, вправе заявить иск в интересах работников.
При коллективных трудовых спорах профсоюзы вправе вырабатывать требования и предъявлять их работодателю, руководить забастовкой, на паритетных началах с работодателем участвовать в создании и деятельности примирительной комиссии, выборе посредника, формировании трудового арбитража.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что все перечисленные и иные статутные права закрепляются за профсоюзами(и их органами) вне зависимости от того, зарегистрированы они или нет в качестве юридического лица.
Особенностью правового статуса профессиональных союзов является отсутствие возложенных на них законом обязанностей перед другими социальными партнерами. Ответственность профсоюза наступает в единственном случае - когда профсоюзная организация объявила и не прекратила забастовку после признания ее незаконной. В этом случае профсоюз обязан возместить, причиненные убытки(ст. 417 ТК РФ).
Трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений
Среди законов надо выделить Основной закон Российской Федерации — Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, базовый акт отрасли — Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права и законы субъектов РФ (включая конституции и уставы).
В строгом смысле слова только к законам применим термин «трудовое законодательство».
Ряд норм трудового законодательства содержится в федеральных конституционных законах. Например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» устанавливает запрет на проведение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. II); предусматривает отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей (ст. 13).
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, данный Закон предусматривает возможность мобилизации трудоспособного населения при обязательном соблюдении требований охраны труда и гарантированной оплате труда (ст. 13, 29). Другой пример. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» уполномочивает Правительство РФ принимать меры по реализации трудовых прав граждан (ст. 16) и др.
Федеральные законы в области трудового права:
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данные закон устанавливает порядок осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, а также в возмещения вреда причиненного жизни и здоровью работника при наступлении такого рода несчастных случаев.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»- регулирует процесс создания и деятельности, реорганизации и ликвидации профессиональных объединений работников и их ассоциаций в Российской Федерации.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ – статьи главы 5 Закона устанавливают гарантии трудовых прав инвалидов: установление квот для приема на работу данных лиц, создание специальных рабочих мест, особых условий труда в соответствие с индивидуальной программой реабилитации.
от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который определяет условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях (ст. 13) и устанавливает статус иностранного работника (ст. 2)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "О минимальном размере оплаты труда"
Федеральный закон "о трудовых пенсиях в российской федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ
Законы РФ —
от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», устанавливающий особенности трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах (ст. 6);
от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», провозглашающий гарантии государства в реализации права граждан на труд (ст. 12);
от 30 марта 1993 г. № 4693-1 «О минимальном размере оплаты труда»;
от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», регламентирующий порядок привлечения осужденных к труду (ст. 17);
Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 31.12.2014) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Трудовое закон-во находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 Конст). В ст 6 ТК РФ это положение конкретизируется. К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ ф3 и иных НПА, устанавливающих:
основные направления гос политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая доп гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллект-х переговоров, заключения и изменения коллек-х договоров и соглашений;
порядок разрешения индивид-х и коллек-х трудовых споров;
порядок осуществления федерального гос надзора за соблюдением трудового закон-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права;
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему гос статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы гос власти S РФ принимают законы и иные НПА, содержащие нормы ТП, по вопросам, не отнесенным к ведению федер-х органов гос власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным на федер-ом уровне, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета S РФ.
В случаях, если закон или иной НПА S РФ, содержащий нормы ТП, противоречит ТК или иным фз либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК или иными фз, применяется ТК или иной фз.
9. Действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по кругу лицсвязано с единством и дифференциацией правового регулирования трудовых отношений (труда).Единство проявляется в общих нормах трудового права, распространяющихся на всех работников и всех работодателей на территории РФ, что получило свое закрепление, в ТК РФ(ст. 11).
В части 1 ст. 11 ТК РФ установлено, что трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Наряду с этим определено, что трудовое законодательство и названные акты применяются также к другим отношениям при условии, что они связаны с использованием личного труда, если это предусмотрено ТК РФ или иным федеральным законом. Такой случай, в частности, предусмотрен в ч.7 ст. 11 ТК РФ, согласно которой действие трудового законодательства и др актов распространяется на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих с особенностями, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ.
Трудовое законодательство обязательно для применения всеми работодателями, т.е. физическими или юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности при вступлении ими в трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Если судом будет установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, то к таким отношениям, по решению суда, будут применяться положения трудового законодательства и указанных актов (ст. 4 ст. 11 ТК РФ). Данные положения закона имеют важное юридическое значение, поскольку нередко работодатели, вступая реально в трудовые отношения с работником, заключают с ним не трудовой договор, а договор гражданско-правового характера.
Трудовое закон-во, распр-ся на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранцами или лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юр лиц, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. Действие трудового законод-ва не распространяется: на военнослужащих; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (кроме лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор, согласно ст. 281 ТК РФ); на лиц, работающих на основании гражданско-правового договора (подряда, возмездного оказания услуг, поручения и др.); других лиц, если это установлено федеральным законом.
Действие нормативных правовых актов о труде во времени, т.е. их вступление в силу и момент утраты юридической силы.
Дата принятия законов, порядок их официального опубликования и вступления в силу определены ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу фкз, фз, актов палат Фед Собрания». Порядок вступления в силу нпа Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных органов исполнитвласти. Этот порядок установлен Указом През-та РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нпа федеральных органов исполнит власти» .
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
В статье 12 ТК РФ, устанавливающую действие трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, ныне включены также коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты. Генеральные, региональные, отраслевые, территориальные и иные соглашения, в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 48
ТК РФ вступают в силу с момента их подписания сторонами или со дня, указанного в соглашении. Срок этих соглашений не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Коллективный договор, согласно ч. 1 и 2 ст. 43 ТК РФ, заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, указанного в самом коллективном договоре. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. Следует иметь в виду, что при смене формы собственности действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев со дня перехода права собственности. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжении трудового договора с руководителем организации.
Нужно знать, что действие указанных актов во времени может прекращаться различным способом: 1) истек срок, в течение которого действует акт, и возможность его продления не установлена; 2) данный акт не действует в связи с вступлением в силу другого акта равнойили высшей юрид силы; 3) данный акт либо его отдельныеположения отменены актом равнойили высшей юридической силы. Важно уяснить и то, что акт, вступивший в действие, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие. Исключение составляют те редкие случаи, когда в принятом акте прямо предусматривается его распространение на отношения, возникшие до введенияэтого акта в действие. Данное положение соответствующим образомуточняется в ТК РФ: в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного акта, указанный закон или акт применяется к
правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст. 12). Установлено также, что ТК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие ТК РФ, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие (ст. 424 ТК РФ).
Действие указанных актовв пространстве.Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ распространяются в пределах РФ, ее субъектов, всех работодателей, если они расположены на территории России. Это важное положение закреплено в ТК РФ (ч. 2 ст. 11).
ТК РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в равной мере распространяются на территории всех субъектов Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты о труде субъектов Федерации действуют только на их территории и не должны противоречить ТК РФ или иным
федеральным законам либо снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, который установлен ТК РФ или иными федеральными законами. В противном случае применяется ТК РФ или иной федеральный закон (ч. 4 ст. 6 ТК РФ).
В отдельных случаях федеральные законы, иные нормативные акты о труде распространяются не на всю территорию РФ, а на ее часть, не совпадающую с территорией субъекта РФ. В качестве примера может служить Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих или проживающих в районах Крайнего Севера».
Статья 423 ТК РФ предусматривает действие на территории РФ законов и иных актов РФ, а также законодательных актов бывшего Союза, которые должны быть приведены в соответствие с ТК РФ.
Указанные акты действуют в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств»1 и применяются в части, не противоречащей ТК РФ.
Подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, изданные до введения ТК РФ и применяемые на территории РФ, постановления Правительства СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Нормативные правовые акты местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. В статье 13 ТК РФ установлено
действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права в пространстве, включая локальные нормативныеакты, содержащие нормы трудового права, которые действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы. При этом работодатель принимает указанные локальные акты в пределах своей компетенции.