Абсолютизм в Германии. Императорская власть. «Княжеский абсолютизм». «Просвещенный абсолютизм» в Австрии.
Политическая раздробленность Германии, закрепленная «Золотой буллой», удерживалась в течение последующих веков. Абсолютизм развивался и как абсолютизм областной, княжеский, но не общегосударственный. Эта закономерная тенденция была усилена двумя новыми факторами: Крестьянской войной 1525 года и Тридцатилетней войной 1618—1648 годов. Крестьянская война 1525 года была самым крупным антифеодальным движением средних веков. Ее причины лежат в усилении гнета, вызванном развитием товарно-денежных отношений, безудержным стремлением помещиков добыть деньги. «Барщина, чинши, поборы, пошлины при перемене владельца, посмертные поборы, охранные деньги и т. д. произвольно повышались, несмотря на все старинные договоры. В правосудии отказывали, да и суд был продажным, а если рыцарь не мог получить денег от крестьянина каким-либо иным способом, то он попросту бросал его в тюрьму и принуждал платить выкуп»'. К этому следует добавить десятину в пользу церкви, налоги в пользу князя, военные подати, общеимперские налоги. Много времени отнимали обязанности «личного» характера (собирать для господина солому, землянику, улиток, рубить дрова и др.).
Право собственности господина простиралось на личность самого крестьянина, его жену и детей. В любой момент крестьянина могли бросить в темницу (shpora.su), где его ждали пытки. Господин был волен обезглавить его, если хотел.
Программа восставших, выраженная в так называемых 12 статьях, была в общем умеренной: требования возвращения общинных земель, справедливого суда, уничтожения крепостной зависимости, ограничения (но не уничтожения) чрезмерных оброков, барщины и личных повинностей.
Война внесла существенные коррективы в эту программу. Наученная опытом, революционная часть крестьянства перестала надеяться на соглашение с угнетателями. Помещичьи замки уничтожались в огне пожаров, а их владельцы погибали под ударами крестьянских мечей.
Одним из наиболее значительных моментов войны была революция в городе Мюльхаузене, вождем которой был Томас Мюнцер. Восставшие устранили патрицианский совет. Власть перешла в руки городских низов. Была провозглашена общность имуществ и одинаковая для всех обязанность трудиться. Программа Мюнцера заключала в себе благородные цели, но ее осуществление оказалось невозможным ни для XVI столетия, ни для всех последующих, включая двадцатое.
Война окончилась поражением крестьян. Исход ее оказался выгодным для одних только князей: их войска сыграли главную роль в подавлении крестьян. И дворянство, и церковь понесли огромные потери и теперь вынуждены были признать самодержавие князей.
Тридцатилетняя война, вызванная успехами протестантизма в Германии, довершила полное торжество князей. Заключивший войну Вестфальский мир подтвердил «Золотую буллу» и отстранил императора от вмешательства во внутренние дела княжеств. Рейхстаги и ландтаги, и до того не имевшие значения, совсем перестали созываться.
Германский абсолютизм с самого начала играл реакционную роль, надолго затормозив буржуазное развитие Германии.
Пруссия, территориально выросшая со времени Тридцатилетней войны, в XVIII веке превратилась в королевство. По особенностям существовавшего здесь политического режима прусское государство называют полицейским. В Пруссии установилась всеобъемлющая опека полиции и чиновничества над всеми явлениями общественной и частной жизни. Закон вторгался во все: предписывал способы изготовленя товаров, время работы и торговли, указывал, где должна стоять лампа в гумне и доме, сколько бутылок вина допустимо на крестьянской пирушке, какое приданое должно быть дано невзрачной и пр.
Политическая юстиция отправляла на смерть и на каторгу тысячи людей без сколько-нибудь законной процедуры. И так как этим целям недостаточно хорошо служили суды, были изобретены специальные комиссии. Шпионство и доносы приняли массовый характер. С их помощью делали карьеру одни, другие, слабые и ничтожные, искали в них спасения и безопасности. Все значительное было оттеснено или ушло само от общественной жизни. Галеры и каторжные тюрьмы поглотили лучших.
Проникнутые кастовым духом, бесконтрольные в своем отношении к народу, чиновничество и офицерство были главной опорой этого режима.
Суть политики просвещенного абсолютизма заключалась в стремлении правящих феодальных классов предотвратить революционные изменения путем реформ и уступок, поскольку они не затрагивают основ феодальных общественных отношений и феодального государства. Реформы должны были смягчить противоречия, вызванные разложением феодализма, проникновением буржуазных отношений, борьбой крестьянства за землю и против крепостничества. Свое наиболее яркое проявление просвещенный абсолютизм находит в Австрии в реформах королевы Марии-Терезии и ее сына Иосифа П (ХУШ в.), который осуществил ряд мер, с целью централизовать государственное управление и суд, упорядочить право (особенно уголовное).
Ограниченный характер имела реформа, предписывавшая освобождение крестьянства от крепостной зависимости (без наделения их землей; за пользование помещичьей землей крестьяне должны были нести прежние феодальные повинности). Последующим законодательством они были несколько ограничены, а барщина вовсе отменена. Ввиду сопротивления дворянства и церкви Иосиф II должен был отменить часть своих реформ, особенно в области государственного управления. Та же участь постигла и реформы, касавшиеся положения крестьян: при жизни Иосифа П помещики их саботировали, а после его смерти попросту перестали с ними считаться.
18. Источники феодального права Западной Европы. Обычное право. Частные кодификации. Городское право. Каноническое право. Рецепция римского права.
Право в своем развитии проходит от правового обычая до практической реализации его государством как закона.
Общие источники феодального права Западной Европы:
Законодательство королей, наиболее ярко выражено в Англии.
Рецепция римского права (заимствование, воспроизводство норм права у других народов). Наименьшее влияние рецепция римского права оказала на Англию, здесь она отсутствует как самостоятельный источник права.
Каноническое — главное сферой применения считаются отношения между церковью и светской властью; борьба за ведущее положение церкви; брачно-семейные отношения; зона церковных порядков.
В связи с развитием торговли, растёт значение городов, центров ремесла и производства. Возникает городское право, создаются органы городского самоуправления (городское собрание); их юрисдикция распространялась на городских жителей. Также из него возникло торговое право.
По характеру источников права средневековая Франция распадалась на две большие области — север (преобладало неписаное, обычное право; королевские «капитулярии», ордонансы) и юг (экономические отношения были более развиты, удержалось видоизмененное римское право). Соответственно с тем юг называли «страной писаного права», а север — «страной обычного права».
Старые германские обычаи действовали и по всей Германии. На их основе развился так называемый феодальный кодекс — смесь обычаев, регулировавших отношения сюзеренитета-вассалитета, феодальной собственности и пр.
Английское обычное право было общим для всей страны. Этому способствовала деятельность высших судов. Важное значение имели также королевские «ассизы» — законы.
ХII-ХIII века — появляются первые кодификации права, начинается рецепция римского права, возникает городское право, все большее распространение получает право католическое.
С ХШ столетия в Англии стали записывать в особые книги — свитки тяжб — судебные решения, вступившие в законную силу. Постепенно входит в жизнь правило, что судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело или сталкиваются с аналогичной ситуацией. На эти решения можно было ссылаться, как ссылаются на закон. Так возник и утвердился в Англии судебный прецедент — узаконенный пример для решения аналогичных дел. Совокупность прецедентов составила в своей основе общее право Англии. Наиболее важные решения стали издаваться в виде Ежегодников.
Самым же значительным сборником английского феодального права следует считать так называемый Fleta, составленный неизвестным лицом в лондонской тюрьме (Флит) около 1290 года.
Общее право представляется обычно гибким, то есть легко приспособляющимся к новым обстоятельствам, но поначалу судьи тяготели к строгой формальности, к «отвердеванию» прецедента. Они выработали 39 так называемых приказов, под которые стремились подводить все возможные варианты исковых притязаний. А когда это не удавалось, отказывали в иске. Но жизнь не терпит застывших форм регулирования. Стороны стали искать защиты у короля и его администрации. Они справедливо ссылались на ущерб, причиняемый им судами общего права, терявшимися, например, перед таким новым для них делом, как фрахт морских судов или что-нибудь в том же роде, чего не знали и не могли знать старинные обычаи англосаксов. Тогда-то и возникают уже упоминавшиеся ними суды справедливости. Первым из них был суд лорда-канцлера, действовавший по поручению самого короля. Суд справедливости не был связан никакими нормами права: каждое его решение было правотворчеством, и это считалось естественным, поскольку он действовал по прямому поручению короля. Постепенно вошло в обычай, что решения лорда-канцлера имеют значение прецедента, но только для судов справедливости.
Начиная с XIV века все большее значение приобретают такие источники права, как закон, королевское распоряжение, решения высших судов.
В Англии начиная с ХШ века издаются статуты и ордонансы по различным вопросам права. Статутами назывались акты парламента, получившие утверждение (санкцию) короля; ордонансами — акты самого короля.
Среди немецких кодификаций права XVI-XVIII веков заслуживает быть отмеченной знаменитая «Каролина», изданная вскоре после поражения Крестьянской войны 1525 года (в 1532 г.), в качестве единого свода законов для всей громадной, пестрой по своему составу Германской империи «Каролина» (названная так по имени императора Карла) могла бы иметь известное положительное значение. Но ее «всеобщность» значительно умалялась оговоркой, принятой по настоянию князей: «Мы не желаем, однако, лишать курфюрстов, князей и сословия их исконных, унаследованных и правомерных обычаев».
Рецепция (заимствование и усвоение) римского права:
Развивающиеся экономические отношения стали испытывать нужду в новых нормах права, которые могли бы должным образом регулировать торговлю, морские перевозки, кредит и денежные отношения вообще, новые формы собственности, возникшие и развившиеся в городе, и т. п. Феодальное право, примитивное и консервативное, разное в разных провинциях, не годилось для указанных целей. Выход был найден в рецепции римского права. Правда, оно было рабовладельческим. Но одновременно с тем оно было правом развитого товарного общества, правом, основанным на частной собственности, и к тому же продуктом высокой юридической культуры.
Нормы римского права выражены в наиболее общей, абстрактной форме и потому могли быть легко применимы в сходных ситуациях. Рецепция не исключала критики, реципированное римское право применялось не механически. Весьма часто оно бралось только за основу, дополнялось и изменялось.
Раньше всех в Европе римское право, главным образом по кодификации Юстиниана (см. главу «Византия»), стали изучать в итальянских университетах, особенно в Болонском. Здесь выдвинулся юрист Ирнерий (1082—1125 гг.), положивший начало школе глоссаторов — комментаторов римского права.
Римское право было находкой для развитых итальянских городов. Вслед за тем оно стало распространяться в Германской империи.
Германские императоры, тяготившиеся зависимостью от собственных вассалов, увидели в римском праве надежную опору. Им в особенной степени импонировало правило, сформулированное римскими юристами: «слово императора — закон». С XVI столетия признанным центром изучения римского права становится Франция. Здесь комментаторская работа, обогащенная знанием римской истории и идеями гуманистов, становится более основательной, да и латынь, которой продолжали пользоваться как языком науки, стала отличаться от варварской латыни глоссаторов. Англия менее других стран была затронута влиянием римского права. Здесь пошли по пути создания судов справедливости; прецедентного права.
В Х1-Х11 веках, раньше всего в Италии, начинает складываться городское право. Городские республики Италии весьма рано приобрели право на собственный суд. Осуществлялся он, как правило, лицом, принадлежавшим к высшей администрации. Решение его, в том числе и по конкретному делу, приобретало значение общей нормы. Каждая гильдия, как и каждый цех, имела свой собственный суд и несложное судопроизводство. Гильдейские и цеховые судьи не были связаны кутюмами, могли решать дела по «справедливости». При таком положении заимствование чужого права было делом нетрудным.